Подготовка к школе ― это не только счет, письмо и чтение. Она складывается из трех разных направлений:
Интеллектуальная подготовка
К началу занятий в школе ребенок должен уметь наблюдать, обобщать, выделять главное и делать выводы. Эти навыки развивают игры, в которых нужно найти лишний предмет, замечать несуразности на картинках, находить отличия в двух почти одинаковых иллюстрациях.
Эмоциональная подготовка
Дети должны понимать свои и чужие эмоции, уметь говорить о них. Это развивается практикой ― почаще разговаривайте с детьми об их чувствах, спрашивайте их, что они чувствуют и почему, учите идентифицировать и называть эмоции.
Социальная подготовка
Класс ― это новая среда с новыми правилами. Там нужно сидеть спокойно, не отвлекаться, слушать учителя и выполнять его указания. К тому же ребенку придется устанавливать новые социальные связи ― обзаводиться друзьями, налаживать отношения с ребятами постарше.
Все это ― так называемые soft skills, или гибкие навыки, которые не связаны напрямую с академическими дисциплинами. Но для успешного старта будущему первокласснику потребуются и hard skills ― практические навыки:
Kyo Azuma / Unsplash
Письмо
Обычно никто не ждет, что ребенок придет в школу с умением писать и красивым почерком. Но важно, чтобы ребенок знал, как правильно держать ручку, умел рисовать прямые и изогнутые линии, обводить по контуру и мог аккуратно раскрашивать картинки.
Счет
Хорошо, если ребенок умеет считать хотя бы до 10. Очень хорошо, если он может выполнить простые задачки на сложение и вычитание. Но ему потребуются и другие навыки ― например, распознавать и рисовать геометрические фигуры, находить различия или сходства между предметами и явлениями, использовать логику.
Чтение
Ребенок должен знать алфавит, понимать разницу между буквой и звуком, гласными и согласными звуками.
Шаг 1. Начните с ревизии того, что ребенок уже умеет
Это поможет понять, над чем стоит поработать в оставшиеся до школы месяцы. Вот простой чек-лист:
Информация о себе: знает свои имя и фамилию, дату рождения, возраст, имена и профессии родителей, адрес.
Знания об окружающем мире: знает названия времен года и месяцев, домашних животных, растений и птиц, погодных явлений, частей тела, эмоций, предметов домашнего обихода.
Творчество: умеет рисовать красками и карандашами, лепить из пластилина, вырезать из бумаги. Знает, как держать ручку, обводить по контуру и раскрашивать рисунки.
Речь и чтение: может поддержать диалог, описать картинку, пересказать сюжет сказки или мультика. Знает буквы, в идеале ― может прочесть по слогам простые слова.
Арифметика и логика: умеет считать до 10 и выполнять простейшие арифметические действия ― сложение и вычитание, может посчитать предметы, если их меньше 10. Знает, как пользоваться часами, отличает право от лево.
Annie Spratt/Unsplash
Самостоятельность: сам вспоминает о том, что нужно помыть руки и почистить зубы, умеет одеваться и обуваться без посторонней помощи, помнит, куда положил игрушки, может прибраться в своей комнате.
Социальные навыки: ребенок знакомится ли он со сверстниками самостоятельно, отвечает на вопросы без подсказок, не стесняется незнакомых, доводит дела до конца, даже если взрослые ему о них не напоминают.
Мало какой ребенок будет полностью соответствовать этим требованиям сам по себе. Если ребенок теряется в незнакомой обстановке, не очень ловко вырезает из бумаги звездочки и путает Б и В, ничего страшного. Это лишь укажет вам направление работы.
Шаг 2. Избавьтесь от страха неизвестности
Школа ― это интересно, волнительно и… все-таки очень страшно! Там не будет игрушек и прогулок, вместо доброй воспитательницы или няни появится таинственная и строгая учительница, а вокруг будет много незнакомых ребят, даже совсем взрослых! Есть от чего растеряться.
Помогите ребенку справиться с тревогой. Если есть такая возможность, сходите с ним в школу до начала занятий. Покажите классные комнаты, спортзал, столовую, туалеты, школьный двор. Расскажите, как вы сами волновались, когда в детстве шли в школу, и как вам там понравилось. Объясните в подробностях, как проходят уроки, что нужно будет делать, сколько всего нового ему расскажут и покажут. Можно вместе отправиться за покупками и заодно рассказать, зачем нужны тетрадки, ручки, стирательная резинка, линейки и школьная форма. А если ребенок в настроении, можно даже поиграть в школу со всей этой настоящей экипировкой.
Шаг 3. Выберите подготовительные курсы
Курсы для подготовки к школе всегда предпочтительнее домашних занятий в компании мамы или папы. Курсы ― это школа в миниатюре, они моделируют ситуацию, когда ребенок должен выполнять инструкции незнакомого взрослого, фокусироваться на задании и работать до результата. Так ребенок плавно и незаметно для себя переходит от игры к настоящему обучению.
Например, на наших подготовительных занятиях в Skysmart ребята играют, урок строится как квест ― малыши выполняют задания и разгадывают загадки, чтобы помочь кошке-детективу Кате, главному герою всего курса, решить задачку. Но эта игра в то же время и школьный урок ― дети учатся читать, считать и писать, они тренируют усидчивость, обучаются следовать правилам и не отвлекаться. Таким образом, через игру у ребенка формируется интерес к предмету, что в дальнейшем приведет к высокой успеваемости.
Roman Mager / Unsplash
Шаг 4. Установите режим
Где-то за месяц до начала занятий нужно начать регулировать режим. Дети 6-8 лет должны спать примерно 10 часов. Это значит, что младшеклассник должен отправляться в постель не позднее 21:00, ведь вставать ему придется в 7:00, если не раньше.
Постепенно начинайте сдвигать время отбоя и подъема так, чтобы ребенок уже в августе привык к школьному распорядку дня. Начинайте с небольших сдвижек, по 5-10 минут. Примерно за час до сна напоминайте ребенку, что пора в кровать и сейчас вы начнете готовиться к отходу ко сну. Важно, чтобы ребенок отправлялся в кровать спокойным и расслабленным. Не стоит грозить наказаниями, если ребенок капризничает, это может добавить переживаний. Лучше придумать какие-то милые и приятные ритуалы ― уложить баиньки всех мишек и кукол, зажечь ночник, почитать вслух сказку.
Ничто, связанное со школой, не должно ассоциироваться у ребенка со стрессом и роковыми переменами. Ребенок еще до торжественной линейки 1 сентября должен увериться, что учеба ― это весело и здорово.
Умение читать, писать, считать, рисовать и рассказывать стихи ― все эти навыки очень желательны, но все же не всегда обязательны. В конце концов, этому в школе точно научат. Задача родителей – помочь ребенку развить умение учиться, самостоятельность, веру в свои силы и коммуникабельность. Эти навыки намного важнее конкретных знаний по разным предметам. Именно они, а не счет или буквы, формируют фундамент для дальнейшего саморазвития на протяжении всей жизни.