Спектакль «Сад» вдохновлен реальной историей о «мертвой королеве», произошедшей в средневековой Португалии. В XIV веке Инес де Кастро, тайная возлюбленная инфанта дона Педру, была сначала казнена, а после — посмертно возведена в королевский сан. Драматург Алексей Шипенко использует канву событий и превращает историю в откровенный дневник современной женщины, где главным сюжетом становится мистическая природа переживания героини.
Олимпия Орлова/Электротеатр Станиславский
Юлия Ауг, актриса:
— В тексте Шипенко заложена фантастическая вещь: Инес де Кастро после физической смерти не перестает жить. Это стирание границ: она сама не понимает, что с ней что-то произошло, ведь само событие в ней поначалу ничего не изменило. Это, видимо, вызов нашего времени — ты продолжаешь жить как жил, пытаешься сохранять старые навыки, а мир уже изменился бесконечно.
Денис Азаров, режиссер:
— Это совершенно экстраординарная история по своему сюжету. Поражает, как развивалась связь Инес де Кастро и Педро, как она закончилась казнью и какую акцию Педро устроил после смерти возлюбленной — с эксгумацией ее трупа и посмертной коронацией. Мы решаем спектакль только за счет текста, потому что в нем все очень выпукло и сильно прописано. Рассуждения о Боге, смерти и любви особенно не меняются со временем. Меняться может социальный контекст, но герои пьесы настолько от него оторваны, что их рассуждения существуют вне времени. Смерти нет — это основная вещь.
Олимпия Орлова/Электротеатр Станиславский
Изначально проект родился как аудиоспектакль: его выпустили продюсер Леонид Роберман и платформа Storytel. А уже позже пьесу решили поставить на сцене — в «Электротеатре Станиславский». Сценографию спектакля придумал Николай Симонов, а художником по костюмам выступила Анна Хрусталева.
Денис Азаров, режиссер:
— От пьесы есть ощущение, что история все время повторяется, она зациклена. Героиня будто каждый раз заново переживает смерть, оставшись во вневременьи, поэтому мы с Николаем Симоновым придумали пространство, как будто где-то зависшее. Мы ощущаем чье-то присутствие, до конца не понимая, кто это присутствует. Половину пьесы Инес де Кастро находится в мире мертвых: у Шипенко этот мир прописан как наш, но при этом он изменен — это преломленное пространство, содержащее какую-то ошибку.
Олимпия Орлова/Электротеатр Станиславский
Юлия Ауг, актриса:
— Когда я впервые прочитала пьесу, то подумала, что по сравнению с этой историей «Игра престолов» отдыхает. И в одном, и в другом случае мы видим жестокость, которую сложно придумать. Но даже в «Игре престолов» никто не возводит на трон мертвую королеву, а в реальности это произошло — тело Инес эксгумировали и посадили на трон. Это редкий пример, когда король позволяет себе связать жизнь с той, кого он любит, а не делать то, что что ему диктует ответственность. Это та самая реальная история вечной любви, в которой смерть не является преградой.
Посмотреть спектакль «Сад» можно на сцене «Электротеатра Станиславский» 16 и 17 апреля, 12 и 13 мая, а также 12 и 13 июня.