Москва

История «мертвой португальской королевы»: что нужно знать о спектакле «Сад» в «Электротеатре Станиславский»

В «Электротеатре Станиславский» в ближайшие дни можно посмотреть «Сад» — пронзительный спектакль про любовь сильнее смерти с Юлией Ауг в главной роли. По просьбе «Афиши» создатели постановки рассказывают, чем постановка напоминает «Игру престолов» и зачем современному театру истории о средневековой любви.
16 апреля 2021

Спектакль «Сад» вдохновлен реальной историей о «мертвой королеве», произошедшей в средневековой Португалии. В XIV веке Инес де Кастро, тайная возлюбленная инфанта дона Педру, была сначала казнена, а после — посмертно возведена в королевский сан. Драматург Алексей Шипенко использует канву событий и превращает историю в откровенный дневник современной женщины, где главным сюжетом становится мистическая природа переживания героини.

Юлия Ауг, актриса:

— В тексте Шипенко заложена фантастическая вещь: Инес де Кастро после физической смерти не перестает жить. Это стирание границ: она сама не понимает, что с ней что-то произошло, ведь само событие в ней поначалу ничего не изменило. Это, видимо, вызов нашего времени — ты продолжаешь жить как жил, пытаешься сохранять старые навыки, а мир уже изменился бесконечно.

Денис Азаров, режиссер:

— Это совершенно экстраординарная история по своему сюжету. Поражает, как развивалась связь Инес де Кастро и Педро, как она закончилась казнью и какую акцию Педро устроил после смерти возлюбленной — с эксгумацией ее трупа и посмертной коронацией. Мы решаем спектакль только за счет текста, потому что в нем все очень выпукло и сильно прописано. 

Рассуждения о Боге, смерти и любви особенно не меняются со временем. Меняться может социальный контекст, но герои пьесы настолько от него оторваны, что их рассуждения существуют вне времени. 

Смерти нет — это основная вещь.

Изначально проект родился как аудиоспектакль: его выпустили продюсер Леонид Роберман и платформа Storytel. А уже позже пьесу решили поставить на сцене — в «Электротеатре Станиславский». Сценографию спектакля придумал Николай Симонов, а художником по костюмам выступила Анна Хрусталева.

Денис Азаров, режиссер:

— От пьесы есть ощущение, что история все время повторяется, она зациклена. Героиня будто каждый раз заново переживает смерть, оставшись во вневременьи, поэтому мы с Николаем Симоновым придумали пространство, как будто где-то зависшее. Мы ощущаем чье-то присутствие, до конца не понимая, кто это присутствует. Половину пьесы Инес де Кастро находится в мире мертвых: у Шипенко этот мир прописан как наш, но при этом он изменен — это преломленное пространство, содержащее какую-то ошибку.

Юлия Ауг, актриса:

— Когда я впервые прочитала пьесу, то подумала, что по сравнению с этой историей «Игра престолов» отдыхает. И в одном, и в другом случае мы видим жестокость, которую сложно придумать. Но даже в «Игре престолов» никто не возводит на трон мертвую королеву, а в реальности это произошло — тело Инес эксгумировали и посадили на трон. Это редкий пример, когда король позволяет себе связать жизнь с той, кого он любит, а не делать то, что что ему диктует ответственность. Это та самая реальная история вечной любви, в которой смерть не является преградой.

 

Посмотреть спектакль «Сад» можно на сцене «Электротеатра Станиславский» 16 и 17 апреля, 12 и 13 мая, а также 12 и 13 июня.