Москва
Главные зимние выставки в Москве
Новогодние каникулы — лучшее время, чтобы посмотреть как блокбастеры прошлого сезона (включая Родченко, шедевры Пинакотеки Ватикана и грузинский авангард), так и самые свежие выставки.
13 декабря 2016

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана

Выставка, которую нельзя пропустить 

Коллекция Пинакотеки редко отправляется в путешествие по миру, так что на выставке показывают картины, которые в России мало видели, с участием знаменитого «Положения во гроб» Караваджо. Выставляют не только итальянских художников, а также, например, «Мученичество святого Эразма» Никола Пуссена. Выбрал шедевры из коллекции Пинакотеки Ватикана искусствовед и научный сотрудник Эрмитажа Аркадий Ипполитов. Дизайном пространства занимался архитектор Сергей Чобан. 42 шедевра уместились в трех залах. Начинается экспозиционная линия римской иконой XII века — «Христом Вседержителем», — а заканчивается отдельно выставленной серией из восьми астрономических наблюдений Донато Крети, иллюстрируя единую для католической и православной конфессий линию в познании мира. Главный зал, по воле архитектора напоминающий площадь Сан-Пьетро, собрал все звездные работы: с двумя небольшими Рафаэлями и внушительными Караваджо и Пуссеном друг напротив друга. В первом зале сосредоточились ранние работы — в том числе и знаменитые ангелы Мелоццо да Форли, играющие на лютне, а также совершенно замечательный Беллини.

Третьяковская галерея, до 19 февраля 2017

 

Удел человеческий. Сессия II. Не кажется ли тебе, что пришло время любви?

Продолжение сериала главного отечественного куратора — на этот раз про любовь

В прошлом году в ГЦСИ стартовала первая часть двухлетней выставочно-дискуссионной программы Виктора Мизиано «Удел человеческий» — с тонким и поэтическим высказыванием о границе между искусством и технологиями, мечтами и реальностью. В стенах ММОМА в Ермолаевском найдет себе место следующая серия проекта под заголовком «Человек и «Другие». Любовь, дружба, подозрение, отвращение» — c работами действительно великих художников: Йоко Оно, Бориса Михайлова, Йонаса Мекаса, Софи Каль и Энди Уорхола, которые будут группироваться в четыре главы — про возлюбленных и политику, романтические церемонии и то, что любовь побеждает смерть.

ММСИ в Ермолаевском, до 8 января 2017

 

Герхард Рихтер. Абстракция и образ 

Ретроспектива главного современного живописца

По работам Герхарда Рихтера можно проследить путь живописи за половину прошлого века — метания от абстракции к реализму, работа с фотографией. В Еврейском музее покажут главным образом его абстрактные работы, написанные на протяжении сорока с лишним лет, с 1973-го года и до сегодняшнего дня. Главный экспонат — проект «Биркенау» (2014) из четырех живописных полотен по мотивам фотографий узников Освенцима. В Москву Рихтера привозили и раньше, но никогда в таких количествах, и интереснее всего будет посмотреть на самые свежие его работы (помимо всего прочего, обещают показать полотна 2016 года).

Еврейский музейдо 5 февраля 2017

 

Александр Родченко. Опыты для будущего

Большая панорама фотографического наследия главного поэта конструктивизма

На юбилейной выставке в МАММ (музею, между прочим, исполнилось 20 лет) покажут ряд культовых работ Родченко, одного из главных имен нашей фотографии и авангарда в целом, — с участием пионеров («Пионер-трубач» и «Пионерка»), Лили Брик и Маяковского, а также снимки спортивных парадов и Шуховской башни («Охранник рядом с Шуховской башней»).

Мультимедиа-арт-музей, до 12 февраля 2017

 

Грузинский авангард. 1900–1930. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники

Три этажа выдающихся грузинских художников начала прошлого века

Авангард в Грузии, как и в остальных советских республиках, закончился в 1930-е в результате поворота политического курса, но до того случилось немало интересного: в 1910-х грузинские молодые художники дружили и спорили с русским авангардом, в 1920-х часто приезжали в Париж, где встречались с Модильяни и Марке. Работы грузинского авангарда у нас почти не известны (за исключением, пожалуй, Пиросмани), и ГМИИ наконец исправляет эту досадную ошибку — с размахом в 200 произведений, которые занимают три этажа. На первом в основном Какабадзе, на втором — Гудиашвили и Зданевич, а также театральные проекты, весь третий вмещает Пиросмани — со знаменитыми «Пастухом в бурке» и «Девочкой и гусыней с гусятами». Отдельный раздел посвящен театру.

Музей личных коллекций, до 12 марта 2017 

 

Голоса воображаемого музея Андре Мальро

200 экспонатов под взглядом идей бывшего министра культуры

Французский писатель и культуролог Андре Мальро — первый министр культуры Франции, фигура противоречивая и неоднозначная, но, несомненно, интересная — он успел принять участие и в революционных событиях Китая начала века, боролся с фашизмом в Испании, интересовался Россией. В его философии — неизменно важные для всего современного кураторства попытки выстроить диалог между прошлым и будущим, неожиданные рифмы между забытым искусством и тем, что осталось в культурной памяти, сближение произведений разных времен и стран. Африканская пластика рифмуется у него с китайскими культовыми вещами, индийская — с европейским барокко. Собственно, выставка в ГМИИ объединила более 200 экспонатов, отобранных великой Ириной Антоновой из главных французских и русских музеев в соответствии с философской концепцией Мальро. 

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, до 12 февраля 2017 

 

Свидетельства. Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго

Трое графиков, которых стоит увидеть вместе

Трое графиков с трех континентов, что жили в разное время, но увлекались черно-белыми тонами. Рисунки Эйзенштейна, офорты Гойи, крупные форматы Лонго — пожалуй, самая интересная рифма из представленных в выставочном пространстве этой осенью и результат долгих бесед между специалистом по Эйзенштейну Наумом Клейманом и собственно живым американским классиком Робертом Лонго.

Музей современного искусства «Гараж», до 5 февраля 2017