«МиГ» — совместная выставка групп «Музей и Город», «Музей и Город: ТоПоС», «Тело и звук» и Deaf Teens проектной школы для подростков «Каскад». Экспозиция фиксирует момент в процессе исследования себя и города: наблюдения за окружающим миром и индивидуальные переживания пересекаются с интересом к событиям настоящего, прошлого и будущего.
Лиза Топорова, 18 лет
Направление «Музей и Город», куратор: Никита Спиридонов
Это мой первый год в центре «Каскад» — мне понравилось, я познакомилась с очень классными ребятами и сама смогла впервые сделать инсталляцию, для меня это новая сфера. Раньше я занималась только живописью.
На выставке я представляю свою работу «Остановочный пункт», она была сделана в 2022 году. Я рассматриваю остановку как нейтральное место в городе, где пересекаются люди совершенно разных профессий, разного пола и возраста, а также рассматриваю контраст семантики самого слова. То есть остановку мы обычно воспринимаем как место, где человек замедляется. При этом остановка — это часть жизни, там люди продолжают взаимодействовать друг с другом, и это я попыталась передать в своем видео-арте. Здесь представлено четыре разных сюжета: как люди в рамках одной остановки живут, общаются с другими или сами с собой.
Я снимала каждый день, там всего четыре сюжета — это четыре дня съемки. А от момента задумки до момента монтажа прошло примерно месяца два. Моя любимая остановка — «Винзавод» на Курском возле. Обычно я просто прохожу мимо, даже не знаю, останавливается ли там что-то, но там совершенно нет людей, и там тихий район, мне очень нравится. В этом году я продолжу обучение, выберу направление «Кураторство».
Тихон Тишков, 16 лет
Направление «Музей и Город», куратор: Никита Спиридонов
Я выделяю город как отдельный природный биом: как море, горы, лес или… фотографии пустыни у меня нет, конечно, но и она подразумевается. Я нахожу визуальные соответствия между городской фауной и флорой и непосредственно природой. Зачастую мы вынуждены находиться довольно долго в мегаполисе и не можем себе позволить поехать отдохнуть за город. Эти пары фотографий призваны перенастроить на другой фокус наше зрение, чтобы людям одинаково нравилось и там, и там.
Я живу тут на «Фрунзенской» и много гуляю по Хамовникам, район очень живописный, из него черпаю большинство идей. Но многие фотографии сделаны в Крыму, мне там нравится, особенно город Коктебель, рядом с Феодосией. Это особое место — там жил Волошин. Гумилев туда приезжал, Мандельштам тоже. Там была прям литературная тусовка, и как будто бы их поколение там до сих пор пребывает, до сих пор их дух там живет. Очень поэтичное место.
Я видел интересные здания, интересные моменты городского пейзажа, и уже потом мне пришла в голову идея с концептом выставки. А изначально мне просто нравилось наблюдать — я иду так, и оп!, надо сфоткать, это красивое место, я хочу, чтобы оно было в моей галерее.
Алиса Гришина, 17 лет
Направление «Музей и Город: ТоПоС», кураторы: Дуня Франкштейн, Полина Жураковская
Я уже год учусь в школе «Каскад», это моя первая выставка. Сам факт завершения этой работы — для меня шок. Вообще могу сказать, что в «Каскаде» я получила хороший жизненный опыт и много положительных эмоций.
Моя работа называется «Слезы как свобода». Она о проявлении чувств. Я это связываю с бескрайним морем, течением, водой и нашим телом, потому что, когда мы плачем, мы вырабатываем воду. Я говорю о том, что важно чувствовать и не бояться проявлять эти чувства, потому что это очень важно, как минимум для нашего ментального здоровья, чтобы жить свободно и весело. Слезы — это ни в коем случае не стыдно; на видео собственно мои глаза. Создавая работу, я все время думала о чем-то своем, внутреннем. И зритель, возможно, смотря на это, может подумать о чем-то личном, найти в работе себя.
Думаю, что любая работа художника в любом случае связана с ним самим. Для меня, например, очень важен вопрос проявления эмоций, я очень чувствительный человек. Создавая проект, я, так скажем, ухватила частичку своей личности, натуры и сейчас вижу, что очень многим людям откликнулась эта работа. Впечатления потрясающие, я очень горжусь собой, что осмелилась выставиться.
Виктория Джиоева, 18 лет
Направление «Музей и Город: ТоПоС», кураторы: Дуня Франкштейн, Полина Жураковская
Своей работой я хотела показать страх, который сидит во мне и, я уверена, во многих людях. В последние годы я постоянно боялась и чувствовала себя неуверенно: из-за этого я не поступила в институт и не сделала многое из того, что задумала. В какой-то момент я заметила, что жизнь проходит мимо, и оказалось, что причина этому — страх. И дальше я начала уже задавать вопросы… Что за страх? Почему? Откуда он взялся в моей голове? Сейчас, анализируя себя, я постепенно нахожу какие-то ответы. Конечно, со временем будут появляться новые вопросы и будут появляться новые страхи, — такова жизнь. Главное — твердость характера, а все страхи можно побороть.
Это мой первый опыт в видео-арте. Механизм таков: когда я боюсь и думаю о своем страхе, у меня в голове возникает видеокартинка, — этим и объясняется выбор формы.
В школе «Каскад» я обучаюсь третий год. В первый год я не участвовала в выставке, а потом начала выставляться. Вообще в последние время во мне многое изменилось: я начала по-другому воспринимать страх, и если в прошлом году я испытывала неуверенность, всего боялась, то сейчас я сделала эту работу и считаю это важным шагом... Я попросту изменила свой взгляд на вещи, возможно, поэтому и пришла такая идея. Творчество для меня — форма психологической терапии.
Лея Пастернак, 17 лет
Направление «Музей и Город», куратор: Никита Спиридонов
Моя работа — это документация спектакля, поставленного по роману Кафки «Замок». Все происходит на сцене: у меня были актеры, был сценарий, мы все это снимали и документировали. Когда я почитала книгу, в моей голове — прекрасной запутанной голове — сразу зародилась идея… я увидела постановку: видела героев и как они двигаются. Я поняла, что, если я ее не воплощу, все, у меня не будет моей маленькой победы. В ее осуществлении мне помогла моя подруга по «Каскаду» Лиза Мещанинова — она работала с актерами.
Идея заключалась в том, что все, что другие люди могут понять как метафоры, я почему-то понимала буквально и еще более гиперболизировано. В книге дышали одним воздухом, и в фильме они реально дышат одним воздухом, рот в рот. И так вот было практически со всем. Очень многие люди ничего не поняли, там все очень запутанно, и этот фильм вообще получился абсолютно бредовый... как и для меня эта книга. И вот это какое-то мое видение вот этого произведения.
Арсений Никитин, 19 лет
Направление «Тело и звук», кураторы: Катя Калюжная, Максим Сергеев
Было много сомнений и брейнштормингов касательно моего проекта. Я разрывался от напора идей в моей голове, многие из которых ушли в небытие. Благодаря нашим кураторам и ребятам, что учились со мной, я смог прийти к общему консенсусу с самим с собой и сделать что-то очень важное.
С мая по сентябрь я и мой товарищ Ваня Сдвижков провели свой первый перформанс в разных творческих пространствах в рамках «Каскада». Сам перформанс основан на наших с Ваней чувствах и ощущениях касательно одной важной для нас тематики, которую мы перенимали друг у друга. С каждым показом наш перформанс принимал новую форму и смыслы.
Этот учебный год стал для меня не просто новым и интересным опытом, он познакомил меня с миром перформативной хореографии и звуков, к которым до всего этого я относился на поверхностном уровне. Я благодарен за то, что познакомился с замечательными людьми, с которыми я до сих пор продолжаю держать связь. Групповые встречи и выставки стали для меня временем познания себя, местом силы, где я мог реализовывать себя, не боясь сделать что-то не то.