Эмпатия начинается с общения и сотрудничества. Но стремление к успеху и гонка за достижениями заставляют детей отстраняться друг от друга. Чрезмерная конкуренция делает ребят менее эмпатичными, способствует эгоцентризму и мешает им учиться дружить.
Конечно, родители желают своим детям успеха. Только не стоит превращать их жизнь в состязание с одним призовым местом — тогда проигрывают все. Установка «я лучше, чем ты» только увеличивает расстояние между «мы» и «они», способствует «синдрому селфи» и снижает эмпатию.
Более того, убеждение, что конкуренция необходима для успеха, несостоятельно. Его опровергают более 80 исследований. Совместное обучение (в противовес раздельному и конкурентному) успешнее, дети становятся увереннее в себе и лучше ладят между собой. У них хорошие отношения со сверстниками, они более эмпатичные и умеют сотрудничать.
Многие факторы удерживают ребенка в «Я-режиме», но главный — это несоразмерные похвалы. Сейчас принято вешать на холодильник любые каракули, выставлять на видное место грамоты, сертификаты и трофеи, а на бамперы клеить надписи вроде «Я гордый родитель отличника». Нет ничего плохого в том, чтобы погладить по голове за хорошую работу, но нынешний подход к поощрению мешает развиваться отзывчивости.
Перехваленные дети демонстрируют более высокий уровень нарциссизма. Их родители слишком часто говорят им, что они «не такие, как все» и «заслуживают лучшего».
Дети верят родителям, когда те называют их особенными. В этом мало хорошего и для детей, и для общества. Для развития моральной идентичности и эмпатии это тоже плохо.
Эмпатия развивается в ежедневном взаимодействии с другими людьми.
Стремление к общей цели помогает детям отойти от «я-мне-мое» к «мы-нам-наше». Они становятся восприимчивее к чувствам непохожих на них людей и расширяют свою социальную сферу, что благоприятно для эмпатии.
В гонке за успехом можно упустить возможности развития эмпатии и умения общаться, предоставляемые командными играми. Они подстегивают социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие ребенка и дают массу эмпатических переживаний. Это шанс обрести эмпатическое преимущество. Но многие дети, к сожалению, лишены игр и живут в атмосфере соперничества.
Несколько десятков лет назад детство проводили, катаясь на велосипеде, разглядывая облака и играя, но теперь все иначе. С 1981 по 1997 год игры на улице (неструктурированные и без присмотра) сократились на 50%.
Именно в игре дети учатся находить общий язык, сотрудничать, заботиться, решать задачи, вести переговоры, делиться, общаться и идти на компромисс. Игра — мощный инструмент социализации, он помогает детям принять различия между людьми, преодолевать препятствия и не делить мир на своих и чужих.
Сейчас дети и правда не играют. Мы беспокоимся об их безопасности, ставим достижения выше беготни по траве и песочных замков, развлекаем электронными устройствами вместо «Монополии», когда нам, как обычно, некогда. Так или иначе, душевное здоровье и уровень эмпатии детей от этого страдают.
Предоставляя детям больше свободного времени и общения со сверстниками, мы повышаем их уровень счастья и эмпатии, а заодно и академическую успеваемость.
Для развития эмпатии необходимо задать правильную социальную динамику, сплотить детей вокруг общих задач, дать им совместный позитивный опыт и возможность проявить заботу друг о друге. Воспитание детей в конкурентной среде повышает враждебность и подавляет щедрость и просоциальное поведение. Сотни исследований подтверждают, как вредно для эмпатии и альтруизма противопоставлять детей друг другу.
Всего за час в день работы в группе у детей развивается эмпатия к людям, с которыми они иначе не стали бы иметь дело из-за внешних отличий.
Познакомиться поближе — первый шаг к тому, чтобы «они» и «я» превратились в «мы». Чем ближе ребенок со сверстниками, тем ниже безразличие и враждебность, а значит, может зародиться эмпатия.
Можно сто раз сказать, что тот мальчик — отличный парень. Но слова ничего не изменят, пока с мальчишкой не пообщаются и лично не убедятся, что он действительно добрый, веселый и умный.
Чем больше возможностей для сотрудничества дать ребенку, тем быстрее он начнет думать «мы» вместо «я». Показывайте детям непривычное и давайте им возможности сотрудничества, чтобы те лучше узнали непохожих на них людей. Это развивает сострадание и несет эмпатическое преимущество.
По материалам книги «Чуткие дети».