Колдун и доктор Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербатч) навещает свою некогда возлюбленную Кристину (Рейчел МакАдамс) на ее свадьбе. Болезненное для героя мероприятие, к (не)счастью, прерывается появлением гигантского одноглазого осьминога: чудище гонится по улицам Нью-Йорка за девушкой по имени Америка Чавез (Сочитль Гомес). После победы над монстром Стрэндж узнает источник бед беглянки: все дело в ее уникальной способности прыгать в разные уголки мультивселенной. Кто-то хочет забрать себе дар Америки, и, для того чтобы разыскать злодея, Стрэндж обращается за помощью к могущественной ведьме Ванде (Элизабет Олсен).
«В мультивселенной безумия» рекламировали возвращением режиссера Сэма Рейми к родным пенатам супергеройского кино. Торжественности камбэку придавало то, что именно он в нулевых снял трилогию фильмов о Человеке-пауке, одну из важнейших ступеней кинокомиксов Marvel на пути их трансформации из пристанища для кинематографистов категории Z в колоссов современной поп-культуры. Впрочем, больше всего новый «Доктор Стрэндж» напоминает не фильмы с Тоби Магуайром, а хоррор-работы Рейми — трилогию «Зловещие мертвецы» и «Затащи меня в ад». Это на удивление жестокий, кровавый (по меркам фильмов MCU), причудливый и дьявольски веселый спуск в ад, значительную часть которого хочется улюлюкать во всю глотку.
Фильмы Marvel, как и любые другие крупные блокбастеры, принято уничижительно называть аттракционами. Но правда в том, что хороший киноаттракцион не так уж и прост. В фильмах MCU нередко бывают компетентные сценарии, а бездонные карманы Disney позволяют нанять артистов, на которых приятно смотреть в любой, даже самой неловкой ситуации. Но на уровне киноязыка проекты студии зачастую остаются сборником скучнейших решений. В них просто недостаточно электричества, чтобы быть по-настоящему увлекательным экшен-аттракционом. На этом сравнительно беззубом фоне лучшие моменты «В мультивселенной безумия» ощущаются ударами оголенным электрическим кабелем. Рейми — первый за долгое время режиссер в MCU, мастерски умеющий высекать искры из движения картинок.
Если вы переживали, что фабрика Marvel пережует Рейми, то опасения оказались напрасны. Конечно, фильм на добрую часть состоит из привычных MCU элементов, но они переплетены поразительно узнаваемыми приметами стиля режиссера. Из-за этого наверняка найдутся злые языки, которые будут утверждать, что архитектор киновселенной Кевин Файги лично стоял с ружьем за спиной Рейми, требуя воссоздать дух «Зловещих мертвецов». Второй «Стрэндж» вышел заметно злее обычно принятого в Marvel, и кто-то из фанатов, не привыкших, когда их гладят против шерсти, наверняка расстроится. Для остальных это долгожданная смена интонации, попытка выйти из комфортной зоны киносериала Marvel.
И хотя «В мультивселенной безумия» сложно назвать полноценным фильмом ужасов (а его жестокость по-настоящему шокирует только на фоне остальных проектов MCU) все черты хорроров Рейми налицо. Ужас его «Зловещих мертвецов» и «Затащи меня в ад» — не экзистенциальный хоррор «Бабадука» и не тягучий кошмар «Чужого», а ярмарочный балаган комнаты страха — с падающими откуда-то с потолка скелетами и льющейся из стен кровавой жижей. Это страх от резкого шока и отвращения — и гениальность подхода Рейми стоит на верной догадке: на физиологическом уровне восприятия разница между подобным шоковым ужасом и комедией не так уж и существенна. Это позволяет ему свободно объединять хоррор и слэпстик, страшное и смешное, пугающее и нелепое, «Экзорциста» с мультфильмами о Багсе Банни. Балаганный дух режиссуры Рейми позволил ему безболезненно привнести хоррор в цветастый мир Marvel.
К сожалению, фильму Сэма Рейми приходится соседствовать с очередной главой в кинематографической вселенной Marvel. Студии можно только поаплодировать за умение создавать в рамках ветвистой истории их киносериала внятные сценарии, ловко жонглирующими персонажными арками, экспозициями, шутками, экшен-сценами и камео. Но очень часто между этими обязательными пунктами остается слишком мало воздуха. И это обидно, потому что под шелухой лора, разных вселенных и звездных камео есть крепкая история про Стрэнджа и Ванду — двух травмированных и помешанных на контроле людях. Оба пытаются найти свое счастье, не осознавая, насколько уродливые формы могут приобретать их методы. Говорите что хотите про бесконечный хронометраж «Бэтмена», но, по крайней мере, фильм Мэтта Ривза позволял прочувствовать эмоции героев и настроение сцен. Вместо этого «В мультивселенной безумия», как это принято в Marvel, скорее бежит от одной сцене к следующей (не дай бог зритель успеет заскучать!).
Вдобавок против «В мультивселенной безумия» играет сериализация киновселенной (настал черед спойлеров, если хотите избежать их — пропустите этот и следующий абзацы). Довольно скоро выясняется фигура антагониста — это Ванда, которая с помощью дара Америки хочет попасть в параллельную вселенную, где ее дети все еще существуют. Последний раз кинозрители видели Алую Ведьму в финальных частях «Мстителей», где она лишалась своего возлюбленного — андроида Вижена. Но перед новой частью «Стрэнджа» был еще и сериал «ВандаВижен», где Ванда подчиняла личному контролю целый город и параллельно создала из ничего Вижена и своих детей. В финале сериала она отказалась от иллюзий… чтобы теперь вновь к ним вернуться и обратиться в злодейку. Хм.
Формально у трансформации Ванды есть повод: в финале «ВандаВижен» ей в руки попадала книга темной магии Даркхолд, вытягивающая худшее из своего обладателя. Да и в сериале уже были заметны ростки будущего превращения. Но это будет понятно, только если вы смотрели «ВандаВижен». Впрочем, даже с ним в переходе из антигероини в безумную ведьму из ваших кошмаров явственно ощущается недостаток одного-двух четких шагов. Ретроспективно даже кажется, что без «ВандаВижен» линия героини в сиквеле «Стрэнджа» была бы лучше. Раз уж сериал все равно не спасает от легкого чувства недоумения при виде перемены в характере Ванды, то хотя бы сценаристу Майклу Уолдрону (автору сериала «Локи») не были бы перекрыты использованные в «ВандаВижен» возможности. Например, отправить Ванду в квест по поиску другого Вижена: за воскрешение знакомого героя аудитория, скорее всего, болела бы больше, чем за возвращение безликих детей.
Недостатки линии Ванды почти перекрываются игрой Элизабет Олсен, на сто процентов отвечающей за безумие в подзаголовке фильма. Если бы не яркая режиссура Рейми, то актриса легко бы стала главным украшением всего представления. Впрочем, Олсен перетягивает не все внимание на себя. Стивен Стрэндж Бенедикта Камбербатча впервые производит впечатление не надменного чурбана, но живого человека — Уолдрон и Рейми нашли сочувственную интонацию, чтобы раскрыть его. Одна из сторон Стрэнджа неожиданно пересекается с гранью героя Тоби Магуайра в «Человеке-пауке»: они оба люди, чье призвание трагическим образом отталкивает любое подобие личной жизни. Отдельно радостно за Рейчел МакАдамс, у которой на этот раз чуть более существенная роль, чем в первом «Докторе Стрэндже» (вы вообще помните ее там?). Еще в фильме есть яркие камео, но, спасибо Файги, растягивать их не стали.
Киновселенная Marvel сейчас находится в самом странном месте за всю историю своего существования. Эпопея с Таносом окончена, теперь настало время мультивселенных. И если «Человек-паук: Нет пути домой» настораживал перспективой превращения фильмов в студии в конвейер ностальгии, то «В мультивселенной безумия» приободряет иными, менее предсказуемыми ходами. С бесконечным количеством вселенных приходит неограниченное количество сценарных возможностей. Впрочем, есть нечто ироничное и справедливое в том, что по-настоящему заставляют открыть рот не титановы усилия Кевина Файги по возведению блокбастерного амфитеатра, а ярмарочные трюки старого фокусника Сэма Рейми. Без совокупной изобретательности режиссера, оператора Джона Мэтисона и монтажера Боба Муравски (постоянного соавтора Рейми) «В мультивселенной безумия» легко мог стать всего лишь памятником масштабам киновселенной Marvel.