Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
18 февраля 2021

Дистант и домашнее обучение: 6 мифов об онлайн-уроках

Хоумскулинг в России пока считается экзотикой. У родителей домашнее обучение вызывает массу вопросов и домыслов — собственного опыта нет, поэтому сложно представить, как это происходит. Руководитель экстерната и домашней школы «Фоксфорд» Юлия Шароватова решила развеять мифы и внести ясность.

Миф 1. Домашнее обучение для проблемных детей. Нормальный ребенок должен ходить в школу

Дети переходят на домашнее (семейное, или еще его называют хоумскулингом) обучение по разным причинам. Стоит разграничивать надомное обучение, предназначенное исключительно для детей с проблемами здоровья, и обучение семейное, на которое может перейти любой ребенок. Немного цифр о домашнем обучении в России.


По данным исследования МГППУ и НИУ ВШЭ (данные приводит РБК ):

  • в 38% причиной перевода ребенка на дистанционное обучение становятся потеря мотивации, сложности в школе и потребность в укреплении внутрисемейных связей;
  • в 52% случаев родители считают, что школа нерационально расходует время на изучение предметов, не обеспечивает достаточного качества образования.

По данным социологического исследования «Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего», проводимого МГУ им. Ломоносова в 2018 году, родители переводят детей на домашнее обучение, потому что:

  • 66,4% Не устраивает качество образования в школе
  • 55,6% Желают сохранить здоровье ребенка и избежать чрезмерных нагрузок
  • 39,8% Хотят воспитывать ребенка по собственным семейным традициям
  • 38,5% Хотят совместить школьное и дополнительное образование
  • 24,3% Напряженная психологическая обстановка в школе
  • 14,5% Желают учить ребенка самостоятельно
  • 10,6%  Другие причины


Миф 2. Без контакта с учителем и живого общения не может быть эффективного обучения

Здесь все индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Хоумскулинг многогранен: это не только уроки в записи и самостоятельное изучение материалов, но и общение с преподавателем в онлайн-формате.

Если говорить об онлайн-школах, обычно для учеников создаются групповые чаты с педагогом, где можно задать вопрос преподавателю напрямую. Все уроки записываются и остаются в доступе на обучающей платформе. Каждый ученик может в любой момент посмотреть нужный урок еще раз, остановить его, чтобы обдумать сложную мысль или пересмотреть важный фрагмент. В обычной же школе уроки регламентированы по времени и повторять материал несколько раз не всегда возможно. Из-за этого часто страдает успеваемость учеников, которым сложно воспринимать информацию с первого раза.

Многих детей отвлекают от учебы шумные одноклассники, посторонние разговоры и смех, без которых невозможно представить себе школьные будни. Из-за этого эффективность обучения падает. Дома же можно организовать для себя комфортные условия, убрать все отвлекающие факторы и сосредоточиться на учебе.

Кроме того, в школе может возникнуть неприязнь между учеником и учителем, она будет мешать учебе, снижать успеваемость. В хоумскулинге всегда есть возможность выбрать преподавателя и исключить фактор личной антипатии.

Миф 3. Домашнее обучение сделает из ребенка социопата

В вопросе социализации стоит исходить из потребностей самого ребенка. Есть дети, для которых живое общение со сверстниками крайне важно. Тогда задача родителей — обеспечить ребенка секциями и кружками по интересам, где он сможет не только развивать свои способности, но и формировать собственный круг общения с единомышленниками.

Но общение с друзьями очень сильно отличается от школьной социализации. В школе класс из двадцати-тридцати человек, где дети не связаны ничем, у них практически нет общих интересов. Особенно это касается современных школ, где отсутствует какая-либо идеология, характерная, например, для советской школы. Из-за этого все чаще поднимаются проблемы буллинга.

Если у ребенка нет сильной потребности в общении, ему может быть вполне достаточно один-два раза в неделю встречаться со своими друзьями во дворе или друзьями семьи, чтобы не чувствовать себя вне общества.

Современные психологи считают, что ключевой показатель способности к социализации — уровень самооценки. Американские социологи в своем исследовании подтвердили, что у хоумскулеров этот показатель более устойчив, чем у ровесников-школьников.

Миф 4. Ребенок за компьютером будет не учиться, а играть и сидеть в соцсетях

И снова здесь играет роль индивидуальность. Способность самостоятельно учиться и внутренняя учебная мотивация — это очень близкие понятия. У одних детей они есть по умолчанию, другим детям приходится этому навыку учиться.

Конечно, можно установить над ребенком тотальный контроль: поставить программы для слежки на компьютер и телефон и смотреть, чтобы он не отвлекался на развлечения. Но такой подход редко работает, более того, он может привести к конфликту с ребенком. И уж точно не добавит ему мотивации в учебе. Поэтому в первую очередь нужно разобраться в причинах, почему ребенок не хочет учиться. 

Причины могут быть разными и порой удивительными. Например, переутомление, из-за которого у ребенка нет сил на учебу. Или конфликт с преподавателем и одноклассниками. В этом случае смена формата образования пойдет на пользу. Или же мешать учебе могут проблемы дома — например, растущее непонимание между родителями и ребенком. В этом случае лучше обратиться к специалисту и проконсультироваться.

А еще всегда надо смотреть на мотивацию ребенка, почему он хочет перейти на домашнее обучение? Если ребенку нравится спорт и он выбрал хоумскулинг, чтобы больше уделять внимания спорту, у него будет мотивация делать уроки качественно и быстро. Чтобы свободное время посвящать любимому занятию, а не спать или листать соцсети.

Миф 5. После домашнего обучения ребенок не сможет успешно сдать ЕГЭ и никуда не поступит

Процедуры ЕГЭ и ОГЭ стандартизированы и одинаковы для школьников по всей России. Хоумскулеры сдают экзамены наряду со всеми и получают аттестаты государственного образца, а на самих экзаменах часто у них более высокие баллы. Например, по результатам аттестации учеников домашней школы «Фоксфорда» ежегодно выпускаются несколько стобалльников и высокобалльников.

В аттестате хоумскулера нет отметки, что ребенок учился дома. Поэтому это никак не отражается на его шансах поступить в вуз, он имеет равные академические права с другими абитуриентами.

Миф 6. Домашнее обучение могут себе позволить только богатые родители

Когда вы собираете ребенка в школу, то покупаете форму, обувь, портфель, спортивный костюм и кроссовки, канцелярские принадлежности и учебники. В течение года оплачиваете проезд, обеды, вновь покупаете канцелярию и меняете старую обувь.

Помимо этого, многие родители оплачивают репетиторов, академический час у которых стоит в среднем 500 рублей.

По данным Росстата, в 2020 году набор первоклассника обошелся родителям в 18,8 тыс. рублей, а набор первоклассницы — в 23,2 тыс. рублей.

Переход на домашнее обучение избавляет родителей от множества расходов и даже позволяет сэкономить семейный бюджет на покупке формы и оплате проезда. Учебники можно приобрести в электронном виде — они зачастую дешевле аналоговых. Кроме того, в интернете множество бесплатных ресурсов с материалами по школьной программе.

Хоумскулер занимается в привычной и комфортной для себя обстановке, получает качественные знания, высыпается и правильно питается, может уделять время своим увлечениям. А стоимость одного учебного года на домашнем обучении не превышает расходов на ребенка, посещающего обычную школу.


Например, средняя стоимость обеда для ученика начальных классов в Москве — 130–150 рублей. Это 2600–3000 рублей в месяц. При этом отмечается ежегодное увеличение цен на 10–15%.
Месяц обучения в онлайн-школе (на примере «Фоксфорда») для ученика 1–2-х классов составляет 2100 рублей по программе «Стандарт» (когда ученику доступны записи уроков) и 3500 рублей по программе «Премиум» (когда занятия онлайн). Для ученика 3–4-х классов — 3300 рублей по программе «Стандарт» и 5500 рублей по программе «Премиум».


А есть ли минусы у домашнего обучения?

У хоумскулинга есть особенности, которые могут помешать качественно организовать такой формат обучения.

  • Важна включенность родителей в процесс. Работу бросать не придется, но юридически ответственность за обучение лежит на родителях. Это значит, что предстоит регулярно общаться с ребенком, следить за его расписанием, аттестациями, чтобы он ничего не забыл и не пропустил. Вовремя замечать трудности и помогать решать их. Если вы к такому не готовы, то не стоит торопиться с переходом на домашнее обучение.
  • Хоумскулинг не подойдет детям с полным отсутствием мотивации. Такое бывает из-за психологических травм, внутренних комплексов или сложной семейной обстановки. К сожалению, в онлайн-школе такие дети тоже не готовы учиться. Сначала нужно проработать проблему со специалистом, а потом организовывать домашнее обучение.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все