Москва

Что смотреть вместо/вместе с «Аутло» — самым скандальным русским фильмом года?

Вокруг ЛГБТ-драмы «Аутло» Ксении Ратушной медленно разгорается скандал: картина должна была выйти в российский прокат, но за несколько дней до его начала ряд площадок отказались демонстрировать фильм (в итоге некоторые все же отважились). Бывшего исполнительного директора ханты-мансийского кинофестиваля «Дух огня» Ларису Журавлеву оштрафовали по статье «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», притом что она даже не курировала отбор фильма. В общем, вокруг ленты творится традиционная российская вампука. По просьбе «Афиши» Анна Филиппова составила подборку картин на ЛГБТ-тематику, которые можно посмотреть вместо (если фильм все же снимут с проката) или вместе с «Аутло».
Анна Филиппова
Журналист, автор «Искусство кино», GQ и портала «Открытые»
31 октября 2020

Вот, что писала «Афиша» про «Аутло» с кинофестиваля в Ханты-Мансийске:


«Аутло»

Прорывная ЛГБТ-драма, утопающая в неоне

Модная, стильная и молодежная драма Ксении Ратушной, которая очень хочет быть похожей на фильмы Николаса Виндинга Рефна и Гаспара Ноэ, поэтому косплеит «Неонового демона» и «Любовь» в Северном Чертаново. В центре повествования — школьник-гомосексуал Никита (Виктор Тарасенко), который влюблен в самого популярного одноклассника по прозвищу Альфыч (Глеб Калюжный), также влюблена в этого парня белесая беспредельщица Аутло (Лиза Кашинцева), а их учитель Игорь Владиславович (Сергей Епишев), наблюдая за внутренними терзаниями Никиты, вспоминает свою юность в СССР 1980-х годов, в которой трансперсона Нина (Евгений Окороков) танцевала в закрытом клубе для советской элиты и встречалась с военным. В «Аутло» зашкаливающее (для русского кино) количество эротических сцен, два таймлайна и три любовные линии (причем две из них — гомосексуальные, но при этом, как ни странно, картине дали прокатное удостоверение). Безусловно, как и «Верность» Нигины Сайфуллаевой, — это прорывное кино. Но прорывное — не значит во всем получившееся. У режиссерки в наличии много обнаженки, а еще есть какие-то свои соображения по поводу невозможности отношений и тех ран, что они оставляют на теле и в душе человека. При этом в фильме также много нелепых диалогов, бронебойных метафор (есть Минотавр как символ лабиринта, из которого не могут вырваться главные герои!) и кэмповой метафизики. Картина отчаянно балансирует на грани китча и часто в него сваливается, в отдельные моменты даже начиная напоминать «Евротур». Евгений Ткачёв


6 отличных фильмов на замену


«Весельчаки»

Первая в отечественной практике травести-комедия

Фильм, который из 2020 года кажется просто невероятным, примерно как 2009 год с его либеральными по нынешним меркам реалиями. Это зарисовка из жизни московских травести-артистов, причем их играют актеры первого эшелона: Вилле Хаапасало, Данила Козловский, бледнолицые ретродивы Рената Литвинова и Ингеборга Дапкунайте. Финал по-российски трагичный — не будем спойлерить и уточнять, какой именно. «Весельчаки» — это пример фильма, снятого без лубочности и традиционной русской глумливости в отношении гомосексуалов, хотя и в нем хватает архаичных стереотипов о них — только вот озвучивают их сами герои, как бы напоминая: самая жуткая гомофобия — внутренняя. Цимес в том, что с гомофобией внешней она связана неразрывно: чем маловероятнее принятие общества, тем тяжелее дается принятие себя самого. Финальные титры проходят под песню Лолиты Милявской «Остановите землю», которая на долгие годы становится неофициальным гимном ЛГБТ-движения в России. 

«Остановите Землю — я сойду!

Свою найду и не найду,

Взойду — как эта —

Вся голубая».


«Целлулоидный шкаф»/«Разоблачение»

Документальные фильмы о том, как много изменилось за последние 30 лет, особенно в киноиндустрии 

Мировая киноиндустрия стремительно меняется, в большинстве западных стран создаются новые нормы, нацеленные на то, чтобы обеспечить большую репрезентативность. Но создаются они не произвольно, а исходя из конкретного опыта угнетения, выпавшего на долю той или иной группы. Люди ЛГБТК+, как и чернокожее население США, много лет подвергались дискриминации. В частности, гей-персон старательно вытравливали из общественного пространства — прежде всего из поп-культуры. Кодекс Хейса гласил, что так называемые «сексуальные девиации» на экране показаны быть не могут. Ни в какой форме. Но, как известно, любые, даже самые строгие ограничения, можно обойти. ЛГБТ-персонажи все равно появлялись в американских фильмах, причем зачастую в таких консервативных жанровых картинах, как американский вестерн. Как? Очень просто: все запрещенное, как и у нас, в России, не называется. О нем говорят полунамеками, шепотом. Одинокий, комплексующий подросток из провинциального Айдахо увидит кино и без труда расшифрует эту метафору; бонзы в цензурном комитете не сумеют понять, о чем речь. «Целлулоидный шкаф» — это док о почти полувековом опыте эзопового кинематографа. «Разоблачение» — фильм с более выраженным активистским посылом. Он фокусируется на мисрепрезентации — то есть изображении ЛГБТ-героев (прежде всего транслюдей) в качестве маньяков, фриков, либо вовсе объектов для насмешек. Кроссдрессинг и эксперименты с гендерной экспрессией рассматривались только как жанровый прием: ну посмотрите, волосатый мужик в юбке и с накладной грудью. Смешно же. 


«Соответствующее поведение»/«Неправильное воспитание Кэмерон Пост»

Сразу два фильма Дезире Ахаван про квир-персон

Дезире Ахаван — уроженка Ирана, снимающая в США и Великобритании. Ее взгляд интересен тем, что она — ни тут, ни там. Настоящий квир, даже в отрыве от гендера и сексуальности. Вообще изначальное значение слова «квир» — странный, неприкаянный. Вот и героини Ахаван (прежде всего, в «Соответствующем поведении» и сериале «Бисексуалка») такие же: зажатые между строгими нравами англосаксонского мира и ближневосточным воспитанием (любить надо только мужчин, рожать только мужчин, слушаться только мужчин, а учиться в институте ну явно не на гуманитарном факультете). Ее «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» и вовсе экранизация одноименного полудокументального романа Эмили Дэнфорт. Фильм посвящен христианским лагерям перевоспитания, куда посылают квир-подростков для того, чтобы они «вылечились» от гомосексуальности постом и молитвой. Реальность состоит в том, что многих это доводит до нервных срывов, а то и суицида: да и за самим методом «христианского перевоспитания», конечно, не стоит ничего, кроме лжи. 


Подробнее про «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» можно прочитать здесь.


«Связь»

Дебют сестер Вачовски в кино — криминальная драма про внезапную любовь и деньги мафии

Ранний шедевр сестер Вачовски. История о лесбийском романе (как говорится, «с ограблением»), замаскированная под нуар. Невероятно стильный фильм (некоторые режиссеры прошлого, кажется, предвосхищали наступление цифрового формата и взяли от пленки все). Залогом успеха стал не только талант Вачовски, которые умеют нагнать саспенс с помощью избитых, где-то даже пошлых клише, но и талант актрис, исполнивших главные роли: Джины Гершон (прибыла на площадку прямиком со съемок «Шоугелз») и Дженнифер Тилли (после первого же chemistry test с Гершон Вачовски поняли, что лучше нее с ролью жеманной femme fatale не справится никто). «Связь» — очень жанровое кино, стилизация, но для этого фильма это не более, чем лазейка — способ протащить в большое кино «маргинальную» (а на дворе был 1996 год) эстетику.