Что пишут критики про «Девушку, которая застряла в паутине», «Под Силвер-Лэйк», «Оверлорд» и «Магазинных воришек»

12 ноября 2018
Что пошло не так в хакерском триллере «Девушка, которая застряла в паутине»? Чем прекрасен спорный и удивительный хипстерский нуар «Под Силвер-Лэйк»? Какое удовольствие можно получить от зомби-хоррора «Оверлорд? И за что семейной драме «Магазинные воришки» дали главный приз Каннского фестиваля? На эти и другие вопросы кинокритики отвечают в рецензиях на главные премьеры этой недели.

«Девушка, которая застряла в паутине»

Антон Долин, «Медуза»:

«Стоило убить живой и, кстати, небезупречный организм книг Ларссона, создав на его основе схему, как вылезли наружу все противоречия. Все-таки «Девушка, попавшая в паутину» написана и снята мужчинами, и при всей декларируемой прогрессивности, комичным образом сваливается в патриархальные штампы. Главная предательница здесь — женщина, как и руководительница преступного синдиката. Причем преступница-«паучиха» неизменно ходит в обтягивающем красном костюме — очевидно, чтобы поярче выделяться на блеклом фоне своих подчиненных. Самыми же мудрыми и проницательными сделаны, конечно, мужчины — гениальный ученый и его гениальный сын. Следует уточнить: ничего криминального в этом всем, конечно, нет. Фильмов и книг, устроенных именно так, бесконечное количество; так сделано любое типовое бульварное чтиво. Но все-таки обидно наблюдать, как самый сенсационный детективный проект XXI века превращается в стандартную развлекательную продукцию».

 

Станислав Зельвенский, «Афиша-Daily»:

«Проведя с Лисбет [Саландер] уже не так мало времени, пора признать, что как минимум в кино она не очень интересная компания. Показательно, что от смены актрисы ничего не изменилось: когда герой — сумма черт через запятую (социофоб, бисексуалка, жертва насилия, гениальный хакер, носит черное, ездит на мотоцикле), его может сыграть хоть британский кот, если того правильно постричь. Типичный пример такого персонажа — Джеймс Бонд, и о нем тут вспоминаешь чаще, чем в фильме Финчера, где участвовал на минуточку Дэниел Крейг. Начиная с роскошных титров (это, впрочем, было и в «Татуировке») и заканчивая историей про программу, с помощью которой можно за пару минут уничтожить мир. Если конкретнее, авторы «Девушки», среди которых заслуженный Стивен Найт, вагонами воруют из «Скайфолла» — злодей, обиженный в далеком прошлом, кульминация в фамильном поместье, куда герой наконец возвращается, чтобы разобраться с призраками детства. Вплоть до мелочей вроде лица, которое, брр, снимается».

 

Денис Рузаев, «Коммерсантъ-Weekend»:

«В основе новой «Девушки» лежит роман, не имеющий отношения к оригинальной трилогии Стига Ларссона (его написал Давид Лагеркранц) и предлагающий уже несколько иную трактовку ларссоновской героини. Прежняя Саландер была татуированным ангелом мщения, специализировавшимся на вскрытии пронизывавшего сонное шведское общество насилия в отношении женщин и детей — насилия, которое к тому же шло бок о бок с недобитым фашизмом и корпоративными заговорами. Саландер новая не только обзавелась лицом Клер Фой (которая по интенсивности выражения нервного напряжения не уступает Маре), но и превратилась в более или менее Борна в юбке: кто бы мог представить, что Лисбет, словно боевой гот-клон Анастасии Заворотнюк, будет весь фильм возиться с кодами апокалипсиса и флешками АНБ? Альварес, лишенный, конечно, финчеровского чувства киногении, вполне уверенно ставит здесь многочисленные рукопашные и перестрелки и даже вполне на уровне бондианы дирижирует парой эффектных погонь. Другое дело, что сценарий — смехотворно и даже обескураживающе — подводит его героиню не к жуткому разоблачению буржуазного нутра (каким была главная фишка оригинального трехтомника), а неожиданно к схватке брюнетки с блондинкой».

 

«Под Силвер-Лэйк»

Станислав Зельвенский, «Афиша-Daily»:

«Койоты, за которыми надо следовать, скунсы, которых следует избегать, собаки, на которых охотится серийный убийца, песни R.E.M., квазихичкоковский симфонический саундтрек, группа под названием «Иисус и дочери Дракулы», женщины, ходящие по трое, голые женщины, мертвые женщины, голые женщины, которые убивают. «Озеро» — мужская фантазия, ответственность за которую автор ловко перекладывает на героя. Этот извращенный, изобретательный, инфантильный, завораживающий, нарциссистический, остроумный фильм трудно воспринимать серьезно и легко заклеймить как вторичное позерство. Но это, кажется, тот редчайший случай, когда кино, которое очевидно хочет быть культовым, действительно им станет».

 

Мария Кувшинова, «КиноПоиск»:

«Несмотря на десятки имен и названий, всплывающих при просмотре, «Под Силвер-Лэйк» парадоксальным образом нельзя назвать вторичным. Митчелл не избегает цитат, но избегает штампов даже в мелочах — особенно в мелочах. Так, привычная для кино и сериалов панорама на здание, в которое мы сейчас войдем вместе с героем, становится у него лихорадочным проездом мимо вывески — камера, перегретая погоней и раскаленным воздухом, как будто промахивается мимо цели. Падающее из окна многоэтажного здания нечто оказывается грызуном, по-человечески потирающим с экрана лапки. Истребляя людей и животных, по части жестокостей Митчелл, пожалуй, не превзошел Ларса фон Триера с его маньяком Джеком, но точно превзошел его в плане комически отвратительных гэгов (чего стоит сцена избиения поднятого с унитаза Иисуса, солиста местного постхиппи-ансамбля)».

 

Андрей Карташов, «Сеанс»:

«Нельзя сказать, что в «Сильвер-Лэйке» нет совсем ничего любопытного: персонаж по имени Король Бездомных способен покорить многих, как и Иисус с невестами Дракулы; Эндрю Гарфилд очень старается изобразить что-то интересное из своего героя (что вызывает уважение, ведь персонаж написан так, что о нём совершенно нечего сказать). Да и само желание вывернуть голливудскую мечту наизнанку может приводить к интересным результатам. Но оркестрового саундтрека и операторского «эффекта вертиго» недостаточно для того, чтобы быть Хичкоком, а для того, чтобы быть Линчем, недостаточно потусторонних тёмных интерьеров и Патрика Фишлера, который играл сновидца из закусочной в «Малхолланд-Драйве», а здесь исполняет важную роль художника-конспиролога. Фильм очень хочет быть странным — но заодно ещё и пытается придумать, зачем ему быть странным, как будто для этого нужны причины. И придумать не может. Фильм-сон? Возможно. Но «Сильвер-Лэйк» слишком поглощён собой, слишком много подмигивает — нам не забыть о существовании рассказчика, который всё время машет из-за кадра. Поэтому Митчелл оказывается не тем, кто впускает нас в свои сны (как Линч), а тем, кто два с половиной часа их пересказывает. В мире есть много скучных занятий, но слушать пересказы чужих снов — одно из самых скучных».

 

Алиса Таежная, «The Village»:

«Не самая очевидная рекомендация на выходные, фильм Дэвида Роберта Митчелла — вы наверняка помните его «Оно» с разломанными ногами на титрах и «Миф об американской вечеринке» с детройтскими подростками — черная комедия с таким количеством отсылок, что зрителю, привыкшему к простому разделению на жанры, придется непросто. Все остальные, скорее всего, останутся счастливы. Порочный Лос-Анджелес. Молодое мясо, стремящееся на пробы, и злоупотребляющие этим мужчины. Гитара Курта Кобейна и дьявольские знаки. Нежные приветы Терри Гиллиаму, «Большому Лебовски», «Звездной карте» Кроненберга и Дэвиду Линчу с его ухмылкой на Малхолланд-драйв — под Сильвер-Лэйк находится буквально все, что было снято о Голливуде и продолжает сниматься. Перед нами — злой брат-близнец «Ла-Ла Ленда» с растерянным лицом не выходящего из коматоза Эндрю Гарфилда и его бессмысленной одиссеей по миру, в котором он даже не гость, а статист. Трезвое, местами уморительное, сложное и зрелое высказывание о том, что для многих билет в Калифорнию бывает только в один конец».

 

Алексей Филиппов, kino-teatr.ru:

«С первых ракурсов и грубых рывков монтажа режиссер заявляет, что картина будет мимикрировать под нуар и нео-нуар. Цитата из «Долгого прощания» Олтмена сменяется узнаваемым линчевским тремором (который, к слову, вышел из вполне себе крутосваренного «Сансет бульвара» Уайлдера); запутанный и постоянно конвульсирующий детектив отсылает то к школьному нуару «Кирпич» Райана Джонсона, где все классические тропы «черного фильма» разыгрывались в декорациях школы и ученических жилищ, то к хипповскому трипу на манер «Врожденного порока» Пинчона, который блестяще экранизировал Пол Томас Андерсон. В «Под Сильвер-Лэйк» жизнь 2010-х тоже отдает сновидческой нездешностью и повторяет многочисленные паттерны фильмов 1940—50-хх, но при этом оказывается пост-пост и мета-мета именно настолько, чтобы оторваться от груза цитат и превзойти просто сумму всех слагаемых. Абсурдный и постиронический детективный сюжет Митчелл использует для разговора про поколение гиков и reddit, про тех, кто научился систематизировать бесполезные знания и откапывать секретные уровни, но так и не наловчился решать бытовые и мелодраматические проблемы».

 

«Оверлорд»

Станислав Зельвенский, «Афиша-Daily»:

«Тут есть весьма эффектные в чисто кинематографическом смысле фрагменты. Например, аттракцион в самом начале, когда камера приклеивается к Бойсу в горящем самолете, среди огня и металла, прыгает с ним на парашюте, а потом еще выбирается с морского дна. Или пробежка того же персонажа ближе к финалу. Или кадры в лесу, тоже в начале, где трупы солдат висят, освещенные сполохами, где-то чуть ли не под кронами деревьев — а ведь чертовщина официально еще не началась. И тут мы можем вспомнить, что, конечно, хоррор с нацистами — изначально дурновкусная затея из-за своей избыточности: нацисты — хоррор сами по себе, и без подземных лабораторий. Но едва ли многие пойдут на фильм «Оверлорд» в поисках хорошего вкуса. А вот если кто-то отправится за анатомическими диковинами, за француженкой с огнеметом наперевес и за хорошей взбучкой для Третьего рейха — он не уйдет разочарованным».

 

Максим Бугулов, «RussoRosso»:

«Вот уже 21 год Рон Перлман твердит, что война не меняется, однако ее изображение в популярной культуре ощутимо преобразилось. Игры серий Call of Duty и Battlefield приучили целые поколения к тому, что война зрелищна и цветаста. И «Оверлорд» принимает правила игры, с ходу забрасывая зрителя во французское небо, ослепляя залпами зениток и отблесками горящих фюзеляжей, оглушая визгом моторов и лаем разрывающихся снарядов. Режиссер Джулиус Эйвери долго держит градус милитари-экшна, даже напускает драматизма и не позволяет ни намека на гэг. Но не надо обманываться серьезной миной и по-солдатски короткими диалогами о смерти: «Оверлорд» — это самый настоящий нацисплотейшн, только с серьезным бюджетом и вылизанной картинкой. Да, фильм не идет проторенной тропой нацистских зомби-хорроров, которые уже давно не мыслят себя без комедийной жилки. Но и своих корней картина совершенно не стесняется».

 

«Магазинные воришки»

Антон Долин, «Медуза»:

«Магазинные воришки» моментально вырастают из частной истории в метафорический социальный диагноз. Перед нами устрашающая панорама кризиса «мысли семейной», которая кажется актуальной не только для Японии. А вместе с тем — утопическая альтернатива, в которой родных выбирают, и близость становится осознанным выбором (даже для детей), а не прописанной в документах судьбой. Закон против Сибата. Наверное, всегда будет против. Современный мир позволяет человеку выбирать гендерную и социальную идентичность, но вряд ли когда-либо позволит выбирать родителей и детей, братьев с сестрами и бабушек с дедушками. Шокирующе жесткое и при этом лишенное эпатажа разрешение сюжета поднимает консервативных с точки зрения стиля «Магазинных воришек» над многими другими, даже более выразительными и индивидуальными, фильмами на схожую тему.

 

Денис Рузаев, «Лента»:

«Наименее интересная линия размышления применительно к «Магазинным воришкам» — фактор главного приза Каннского фестиваля, «Золотой пальмовой ветви», которую жюри с Кейт Бланшетт во главе фильму Хирокадзу Корээды присудило. Чем руководствовались Бланшетт и компания тем не менее нетрудно понять — Корээда всю карьеру специализируется на наследующих Ясудзиро Одзу и Микио Нарусэ, но лишенных их отрезвляющего, критического формализма гуманистских мелодрамах; кажется, только сейчас яростный человеколюбивый пафос его картин совпал с дефицитом этой самой гуманистской повестки в глобальном общественном пространстве, погрязшем в тотальном недоверии. Понятно, что по своему роду деятельности не заслуживает особенного доверия и семейство Сибата, отвечающее на жестокое устройство японского общества и рынка труда мелким криминалом. Корээда, впрочем, в свойственной ему неброской и неспешной, постепенно подводящей аудиторию к эмоциональному перегрузу манере именно борьбой против этого поверхностного недоверия и занят — и к душераздирающему финалу его картины персонажи подходят уже не маргиналами, не воришками и не нищебродами, а людьми».

 

Алиса Таежная, «The Village»:

«Наследуя своему же «Чуду», «После жизни» и «Никто не узнает» (если не видели, обязательно посмотрите все три) — деликатным и неспешным фильмам о том, как построены семейные связи и что делает нас действительно родными, — Корээда по-другому смотрит на проблему преступления и наказания. Здесь мораль предельно гибкая, пострадавшие неочевидны, а юрисдикция и логика здравого смысла вступают в неразрешимый конфликт. Социально неприемлемый союз нескольких людей с фамилией Шибата — не просто результат страшных и некрасивых тайн. Просто наш пульсирующий, не описываемый в документах и законах мир людских желаний в любой момент может схлопнуться от принятых правил для всех — знакомая интонация Дарденнов о том, как трудно быть чутким человеком, в мягком восточном исполнении».

Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
8 действительно стоящих фильмов по комиксам Marvel
8
действительно стоящих фильмов по комиксам Marvel
8 действительно стоящих фильмов по комиксам Marvel
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11
фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость