«Что для людей чувство дома»: куратор Нина Гомиашвили рассказала о новой выставке в Еврейском музее

25 июля 2022
Дарья Мартыненко
25 июля 2022
25 июля в Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка «Чувство дома», созданная совместно с медиапроектом «Заповедник». На ней представлено 17 фотоисторий о том, как по-разному формируется эмоциональная связь с тем, что мы называем домом, у жителей России: от ненцев, калмыков и осетинов до поселенцев Рыбинского водохранилища и Карельского перешейка. Куратор выставки Нина Гомиашвили рассказала «Афише», как появилась идея проекта и почему он очень личный, а также поделилась историями, которые тронули ее больше всего. 

— Как возникла идея фотопроекта?

— Эта выставка — совместный проект Еврейского музея и центра толерантности с исследовательским проектом «Заповедник» (фонд «Общественное мнение»). Они с 2016 года буквально пинцетом достают из стога сена совершенно удивительные истории про всю страну, которые не лежат на поверхности. Их вместе собирают фотограф и исследователь-журналист, то есть вербальная и визуальная составляющие существуют в дуэте, что мне сразу легло на душу. Возникла идея сделать выставку с ними. Мы с Машей Перминовой и Катей Кожевниковой, которые делают этот проект, начали выбирать тему из всего многообразия их контента. Это был конец марта — начало апреля, и говорить о чем-то, что не висит в воздухе, было бы странно. В то же время было понятно, что говорить нужно о каких-то общих понятиях, которые независимо от ситуации пульсируют и во всех нас живут. Возник вопрос чувства дома — это то, что всегда рядом с нами, и сейчас звучит особенно остро. Как раз нашлось большое количество материала, идеально подходящего под тему и позволяющего целиком рассказать о стране: от Карельского перешейка до Биробиджана.

— Но часть фотопроектов создали специально для выставки?

Да, в процессе захотелось, чтобы специально для музея сняли что-то авторское. Было супермало времени, поэтому удалось сделать только пять оригинальных проектов, но все они непростые. Фотографы поехали в Кострому, подмосковную Моженку, Биробиджан, Республику Калмыкия и Азовский немецкий национальный округ, где немцы сохраняют традиции, которые даже немцы в Германии уже забыли. Другие двенадцать проектов мы взяли из того, что портал опубликовал в последние два года. Мы их перелопачивали, возвращались к фотографам и просили не представленные на сайте работы, чтобы раскрыть на выставке истории от начала и до конца.

— Что для вас чувство дома в этом проекте?

— Это совершенно личная история. Чувство дома — это тема, которую я осмысляю много-много лет. Папа у меня грузин, мама наполовину полька и наполовину белоруска, родилась я на гастролях у родителей в Сухуме, а со второго дня своей жизни живу в Москве. Поэтому кто я и что я, понять невозможно. Обращаясь к этому проекту, мне было очень интересно узнать, что для людей чувство дома и это эфемерное ощущение спокойствия, веры, уверенности, расслабления. Но пока не появилось ясности, потому что невозможно заимствовать у других этот опыт, у всех совершенно по-разному.

— А как было у вас?

— В детстве я придумала сама себе такую речевку: «Я Ниночка-грузиночка, королева красоты». В какой-то момент это ушло в небытие, и в школьном возрасте, когда грузинская бабушка спрашивала меня, всегда говорила, что я русская. Ее это страшно бесило, может, поэтому я так говорила. А когда получала паспорт, не знаю, с какого перепуга, в графе национальность написала «грузинка» и страшно этим гордилась. Меня отправляли то к одной бабушке в Беловежскую пущу, то к другой — в Грузию. И там, и там мне было хорошо. Но, конечно, внутренне я себя ощущаю москвичкой, именно здесь кроется мое ощущение внутреннего спокойствия.

— Выставка состоит из пяти разделов, посвященных пяти разным ощущениям дома. Можете, пожалуйста, выделить пять историй, которые хорошо раскрывают каждую из этих граней чувства дома и рассказать о них?

— Первый раздел «Дома кочевников» — это истории о тех, кто привык жить без стационарных домов. Моя любимая — про семью ненцев, которые кочуют с одного пастбища на другое примерно каждые 5–7 дней. У них чудесный дом на полозьях — очень маленькая однокомнатная квартира, где лежит матрас, висит гамак с вещами, есть столик, печка и олени вместо домашних животных. Они их кормят морковкой, картошкой, гладят и щелкают по носу детенышей, которые засовывают морду в дом. Когда дети вырастают, их, естественно, отправляют в интернаты, до этого они кочуют с родителями, и в течение первых важных 5–6 лет лет закладывается это чувство дома в движении. Интересно, что, по статистике, 50% этих детей возвращаются обратно и продолжают вести кочевнический образ жизни. Представить это невозможно, а для кого-то реально: они счастливы и здоровы ментально именно в этом свободном передвижении.

Второй раздел — это «Ностальгия по дому». У нас есть история о Рыбинском водохранилище. В 1940-х годах там затопило около 700 сел и деревень, люди были вынуждены оставить свои дома. Многие разбирали их на бревна, отправляли вниз по реке и собирали обратно на новом месте рядом с прежними соседями. Получается, сохраняя те же стены, они не теряли это чувство дома, но, как улитка, забирали его с собой. Одна из самых эмоционально сильных для меня фотографий в этом проекте — венки на водной глади. Пожилые люди помнят, где территориально остались под водой кладбища, и в дни поминовения умерших на лодках приплывают на это место и оставляют венки. И вот где дом? Там, где ты помнишь.

В части «Мой дом — твой дом» тоже есть очень сердечная история. Земли Карельского перешейка в 1940 году перешли к России, и финнам пришлось оставлять свои дома — туда переехали колхозники и как раз люди с Рыбинского водохранилища. Но самое важное, что происходит там сейчас: новые хозяева до сегодняшнего дня в контакте с прежними. Приглашают их в гости и разрешают у себя оставаться. С другой стороны, многие дома восстанавливают и создают в них финские музеи, например, с найденным древним фарфором. Словно есть какой-то внутренний навигатор, который заставляет людей, даже понимая, что это больше не их дом много лет, все равно возвращаться обратно за каким-то удивительным ощущением.

«Сакральный дом» — это тема, которая тоже мне очень близка. Духовная жизнь, если относиться к ней, как к какой-то теплой печке, к которой можно прильнуть, обретает очень домашний смысл. В этой части у нас есть несколько фотопроектов: про Еврейскую общину в Костроме, староверов в городе Верея и буддийские домашние алтари. В ходе сталинских репрессий в 1943 году калмыцкий народ депортировали в Сибирь, и Калмыкия как АССР прекратила свое существования. Только после реабилитации в 1956 году они начали возвращаться на родину, а буддийские храмы стали восстанавливать только в 90-е. Но все это время никто не отменял буддийские домашние алтари, поскольку, как и для православного красного угла, для него много не надо. Они стали точкой сборки дома для них, ощущением веры, тепла и свободы. Они существуют и сегодня, и на выставке у нас представлено шесть огромных фотографий разных алтарей.

И последний раздел — «Родовое гнездо» — то, что, наверное, ближе и понятнее мне больше всего. Это про историческую привязанность к месту, к семье в течение многих поколений, например, как в Осетии. С древних времен там строили фамильные башни, в какой-то момент это угасло, но в 90-е на волне возрождения этнических традиций осетины семьями стали восстанавливать эти удивительные башни. Они как восклицательные знаки стоят в выжженных голых горах с реками и долинами, и кажется, по-другому этот ландшафт невозможен. У нас представлена история про осетина 30 лет. В детстве он уехал жить в город, но в один прекрасный день приехал в горы на большой праздник, как-то прочувствовал, пропустил через себя, остался, собрал друзей, родственников и восстановил башню, где теперь живет вместе с семьей. Тянет. И вот это, наверное, то, что называется корни.

Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Осенний прогноз: до -30% на планы выходного дня в Москве
Осенний прогноз: до -30% на планы выходного дня в Москве
Осенний прогноз: до -30% на планы выходного дня в Москве
Лучшие детские библиотеки Петербурга для детей
Лучшие детские библиотеки Петербурга для детей
Лучшие детские библиотеки Петербурга для детей
Осенний прогноз: до -30% на концерты классической музыки
Осенний прогноз: до -30% на концерты классической музыки
Осенний прогноз: до -30% на концерты классической музыки
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость