Быстрее, выше, грустнее: как второй сезон «Теда Лассо» сделал сериал еще лучше

13 октября 2021
Василий Говердовский
13 октября 2021
Закончился второй сезон «Теда Лассо», одного из главных сериальных хитов последних лет. Продолжение спортивной комедии неожиданно столкнулось с негативной реакцией, причем критиковали его за те вещи, за которые еще недавно хвалили, — главного героя и теплую атмосферу. Разбираемся с претензиями и рассказываем, почему «Тед Лассо» все еще хорош. Внимание — тексте есть спойлеры ко второму сезону!

Год назад мы сравнивали первый сезон «Теда Лассо» со стаканом теплого молока перед сном, которое еще и подали как нельзя вовремя: сериал Билла Лоуренса и Джейсона Судейкиса вышел в пандемию, когда подавленные самоизоляцией люди нуждались в позитивных эмоциях. «Тед Лассо» дал их сполна и, по мнению некоторых, перестарался. Во время выхода второго сезона его даже начали критиковать за излишнюю сахарность и бесконфликтность. Складывалось впечатление, будто сериал хейтят за то, из-за чего еще недавно любили. Почему?

Apple TV+

Ответ на вопрос частично кроется в нашем представлении о «великом сериале». Начиная с 1990-х телевидение угодило прямиком в постмодернизм, превыше всего ценивший метаконтекстуальный юмор, цинизм и иронию. Золотой век телевидения связывают с шоу наподобие «Клана Сопрано», «Во все тяжкие» и «Игры престолов» — мрачными историями об антигероях. Эти сериалы деконструировали однозначность и мораль прежних нарративов, но их приемы и сами превратились в штампы. Теперь настало время ответной реакции на них.

Еще в 1990-х писатель Дэвид Фостер Уоллес критиковал всепоглощающий цинизм американской культуры и предрекал появление нового течения, которое противопоставит главным ценностям постмодернизма надежду, искренность и однозначность. Уже в 2010-м усталость от постмодернизма зафиксировали теоретик медиа Тимотеус Вермюлен и философ Робин ван ден Аккер. Ирония или сарказм хороши в качестве приема критики, но не способны решить проблемы — для этого нужны идеалистичные подходы. И современная культура стремится к балансу между просвещенным цинизмом и идеалистичной искренностью. «Тед Лассо» — яркий пример этому.

«Тед Лассо» не революционер, он шел по проторенной дорожке. В 2000-х и 2010-х мы видели немало сериалов, обращавшихся к искренности: «Парки и зоны отдыха», «Сообщество», «Американская семья». Однако это все же были преимущественно саркастичные шоу. «Тед Лассо» с его вечно матерящимся Роем Кентом (Бретт Голдстайн) и пародиями на ромкомы и фильмы Мартина Скорсезе (мы еще вернемся к серии «Бирд вне работы») все еще балансирует между цинизмом и искренностью, но уже кренится в сторону последнего — настолько, что у взращенных на обессахаренных шоу людей может сработать аллергический рефлекс. И все же «Тед Лассо» тоньше и умнее сиропных американских ситкомов прошлого. Это сериал не столько о хороших людях, сколько о людях, которые хотят быть хорошими. Второй сезон развивает эту тему, углубляя своих персонажей и обращаясь к их психологическим переживаниям.

Антагонистом первого сезона выступала Ребекка (Ханна Уоддингэм), желавшая развалить «Ричмонд». В третьем ими с высокой вероятностью выступят Нейт (Ник Мохаммед) и бывший муж Ребекки Руперт (Энтони Хэд), купивший новый футбольный клуб. Во втором же сезоне внешнего конфликта практически нет. Введением в сценарий героини-психолога (Сара Найлс) авторы дали понять, что переводят фокус внимания на внутренние конфликты героев. В одной из финальных сцен Тед на пресс-конференции заявляет, что хотел бы поговорить о замалчиваемых психологических проблемах спортсменов, после чего сцена обрывается, потому что второй сезон уже все сказал на эту тему. И в первую очередь на примере центрального персонажа.

Закономерным образом часть критики обрушилась на самого Теда Лассо в исполнении Джейсона Судейкиса. Усатому тренеру досталось за его безудержный позитивный настрой и тот факт, что он — далеко не блестящий тренер. Впрочем, эти претензии едва ли можно назвать справедливыми, ведь сценаристы прекрасно осознавали, что они делают. В первом сезоне Тед смог очаровать всех вокруг своим отношением к жизни и вниманием к другим людям, однако эти качества не помогли футбольной команде «Ричмонд» не вылететь из Премьер-лиги. Сериал оставлял чувство победы в финале первого сезона, но то была победа моральная, а не фактическая.

Уже в первом сезоне сценаристы осмелились показать, как позитивный фасад Теда дает мелкие трещины: Бирд (Брендан Хант) критиковал Лассо за его пренебрежение победами, а сам тренер испытал паническую атаку в эпизоде «Вернем Ребекке былое величие». Во втором сезоне трещины стали расползаться. Оптимизм Теда не приносит команде победных очков, а его панические атаки только усиливаются. Если в первом сезоне Тед еще мог показаться спасителем для каждого встречного, то во втором в помощи нуждается он сам. Теда нельзя считать спасителем, что демонстрирует трансформация Нейта.

Нейт-злодей — пожалуй, самое шокирующее решение сценаристов. Затюканный, пухлый и стеснительный Нейт, казалось, полностью попадал в популярный типаж положительного неудачника, обреченного на триумф. Однако в реальности годы пренебрежения со стороны других редко проходят даром, и Нейт затаил в себе много злости. Ее проявления опять же были видны еще в пилотном эпизоде: во время своего первого появления в сериале он накидывается на Теда и Берда, еще не зная, что они новые тренеры; позже Тед дает Нейту возможность высказать игрокам все, что он о них думает, и тот делает весьма резкие замечания. Эти моменты первого сезона выглядели шуточными, но на деле оказались кирпичиками в фундаменте будущего превращения Нейта.

Когда в финале Нейт обвиняет Теда в том, что тот отвернулся от него, это похоже на потерю связи с реальностью. Ведь Нейт получает свою долю уважения и признания в качестве члена тренерского штаба. Но для амбициозного Нейта этого недостаточно. Его хрупкое эго, травмированное холодностью отца и зависимое от чужих мнений, столкнулось с собственным нарциссизмом и превратило Нейта в параноика, видящего за каждым углом враждебность к себе. Кажется, только так он способен справиться с ненавистью к самому себе — решив, что все вокруг еще хуже него. В двух сценах Нейт плюет в собственное отражение, что одновременно говорит о его презрении к прежнему «я», слабому объекту насмешек, и символической попытке самому превратиться в задиру.

И конечно же, больше всего ненависти досталось Теду, вчерашнему герою Нейта и его отеческой фигуре. Нейт разочаровывается в Теде именно тогда, когда тот начинает раскрываться с человеческой, неидеальной, стороны. Позитивный фасад Теда обрушивается на него же. Горче всего в устах Нейта звучит обвинение в том, что Тед даже не поставил на стол в кабинете совместную фотографию, которую помощник подарил ему на Рождество, хотя из эпизода «Ни одной свадьбы и похороны» внимательный зритель помнит, что Тед держит ее у себя дома, рядом с фотографией сына.

Теду тоже нелегко дается борьба с его психологическими проблемами. Однако он находит в себе способность принять свои недостатки и уязвимости, открыться другим людям и прислушаться к чужим советам, даже когда они противоречат его характеру. Последнее сценаристы демонстрируют настолько между делом, что это можно спокойно проморгать. В премьерной серии второго сезона Ребекка советует Теду время от времени выключать свой позитивный настрой, когда к нему обращаются за помощью. Иногда стоит просто дать человеку выговориться и не пытаться решать его проблемы или искать в его положении светлые стороны. Когда Тед пользуется этой стратегией на последнем собрании «Бриллиантовых псов» в финале сезона, она срабатывает безупречно. 

И это только часть всех нюансов в работе с персонажами, которые подготовили сценаристы для нового сезона! Одна из лучших находок — открытие, что Теду не всегда нужно быть в центре внимания ради интересного шоу, ведь в сериале есть и другие отличные герои. Ребекка учится снова любить себя после болезненного расставания с бывшим мужем. Рой пытается найти другое призвание после завершения карьеры футболиста (и поменьше материться в присутствии племянницы). Сэм Обисанья (Тохиб Джимо), получивший значительно больше экранного времени по сравнению с первым сезоном, сталкивается со служебным романом и сложными профессиональными выборами. Джейми (Фил Данстер) превращается из самовлюбленного козла в достойного члена команды, а Кили (Джуно Темпл) добивается успеха в пиаре. Выписывать тонкости в развитии героев и их взаимоотношений можно очень долго. Отдельно надо отметить линию Роя и Кили, которую в финале сезона аккуратно подвели к мысли о расставании, не прибегая к банальным скандалам или любовным треугольникам (правда, и не упуская возможности подразнить и тем, и другим).

Как ни странно, по качеству второго сезона ударила популярность сериала. Руководство Apple попросило сценарную команду придумать еще два эпизода к уже запланированным десяти, и отдуваться пришлось филлерами. Первый — праздничный эпизод под названием «Дух Рождества» — критиковали за сахарность, бессобытийность и отдельные странные решения (вроде появления Санта-Клауса). Но сценарий был все еще хорош, и здоровенная порция милоты не противоречила духу сериала. То ли дело «Бирд вне работы». Сольный выход героя Брендана Ханта свернул в сторону от привычного стиля «Теда Лассо» к магическому реализму и интроспективному психоанализу в духе сериала «Луи». Это отнюдь не позорная работа, но и не настолько интересная, чтобы забыть ради нее, зачем ты сюда пришел, если только вас не прельщает идея оммажа скорсезовскому «После работы» с цитатами из фильмов Паоло Соррентино. Но даже неудачный эксперимент лучше банальности эфирного ситкома.  

Впрочем, второй сезон сам по себе кажется экспериментом. Это все еще та милая и добрая комедия, но акцент на преодолении психологических барьеров привносит в сериал искренность и печаль. Не все проблемы удается решить к концу эпизода, да что там — не все из них решаются к финалу сезона. Первый сезон удачно сымитировал сюжет «Высшей лиги», его узнаваемость только придавала сериалу уюта. Второй не боится всматриваться в своих героев и находить в них новые, не всегда светлые грани. Иногда сценарий тратит так много времени на выписывание героев и их взаимодействий, что кажется, будто движение сюжета остановилось. Но на самом деле он движется в сторону искренности.

Джейсон Судейкис неоднократно говорил, что сериал рассчитан на трехсезонную арку. Первый сезон представлял нам героев, второй развивает их. Что будет дальше? Как минимум противостояние Теда и Нейта с их принципиально разной тренерской манерой — мягкой с эмпатией и жесткой, безжалостной к игрокам. Как бы то ни было, второй сезон подготовил отличный плацдарм для продолжения. Возможно, это не лучший сезон «Теда Лассо», но это точно сезон, который делает «Теда Лассо» лучше.

  • Сериал
    Тед Лассо
    Американец отправляется тренировать английскую футбольную команду
«Мы не музей»: зачем идти в новый «Эрьзя-центр» в Москве
«Мы не музей»: зачем идти в новый «Эрьзя-центр» в Москве
2 декабря 2021
«Маска», «Смертельная битва», «Охотники за привидениями» и «9 1/2 недель»: так ли были хороши видеокассетные хиты?
«Маска», «Смертельная битва», «Охотники за привидениями» и «9 1/2 недель»: так ли были хороши видеокассетные хиты?
2 декабря 2021
Гид по БФМ: что смотреть на главном мультфестивале
Гид по БФМ: что смотреть на главном мультфестивале
2 декабря 2021
Фестиваль «Декабрьские вечера»: 6 лучших концертов
Фестиваль «Декабрьские вечера»: 6 лучших концертов
2 декабря 2021