Без паники: как отделить факты в эмоциональных сообщениях

11 апреля 2020
Фэйки и паника — наша новая реальность. Как перестать паниковать и научиться критически мыслить, разбираемся с авторами книги «Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни» от «Альпина.Дети».

В период паники мы читаем и даже сами создаем много ложных новостей. Предостерегая близких, делимся непроверенной информацией, преувеличиваем, нагнетаем. Эмоциональные сообщения порождают эмоциональные поступки, которые часто не приводят ни к чему хорошему.

Как запускается эта цепочка, а главное, как вовремя сказать стоп и отделить фактические суждения от оценочных, разбираемся вместе с издательством «Альпина.Дети», где вышла книга «Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни». Ее написали создатель «Школы критического мышления» Никита Непряхин и преподаватель логики ВШЭ Тарас Пащенко. Публикуем отрывок из вроде бы подростковой книги, которую сейчас неплохо почитать и взрослым.

Откуда берутся ложные новости

Все мы живем в обществе, где нас окружают люди. Нам, как и многим другим социальным животным — муравьям, голубям, волкам, китам, обезьянам, — жизненно важно постоянно обмениваться информацией, делиться эмоциями. Конечно, человеческое общение — самое сложное из всех. Мы можем сказать друг другу не просто «Привет», «Я поймал добычу» или «Давай играть», а например: «Какие-то мерзавцы не только взломали мой аккаунт уже третий раз за месяц, но и отправили от моего имени 300 сообщений с просьбой перечислить деньги. Это худший месяц за долгое время». В этом сообщении мы видим не только упоминание нескольких взаимосвязанных событий (три взлома, отправленные сообщения), но и оценку этих событий (мерзавцы, худший месяц). Еще одно важное отличие человеческого общения заключается в том, что не все наши сообщения правдивы или истинны.

По мнению ученых, из всех живых существ только человек способен сообщать другим ложную информацию, хотя и не всегда делает это намеренно. В некоторых ситуациях люди лгут, потому что им выгодно скрывать истинное положение дел, но чаще и сообщения ложны просто из-за того, что они не знают, как дела обстоят на самом деле.

Мы привыкли доверять близким людям — они хотят, чтобы у нас все было хорошо, чтобы мы были счастливы. Значит ли это, что их слова всегда правдивы? Довольно сложно ответить на этот вопрос утвердительно, ведь человеку свойственно заблуждаться. А это значит, что любой из нас может считать свои слова правдивыми, даже когда это не так. Но как же тогда понять, чему можно верить, а в чем стоит сомневаться? Давайте разберемся, чем отличаются фактические суждения от оценочных, знание от мнения, а истина от лжи. 

Две реальности

Так вышло, что человек живет будто бы в двух реальностях. Первая — реальность вещей или физический мир.

Эта реальность наполнена предметами, среди которых мы живем.

Часть из них естественного происхождения: земля, горы, водоемы, растения, животные. Это все то, что обычно называют природой. Другая часть предметов — искусственные: дома, автомобили, компьютеры, одежда, мебель. Совокупность этих предметов обычно называют КУЛЬТУРОЙ. Культура и природа вместе составляют среду нашего обитания.

Особое место в этом мире занимают люди. Непросто понять, относятся они к природе или к культуре, а может быть, и к тому, и к другому. (Вопрос «Что такое человек?» — один из самых сложных вопросов философии, но давай поговорим об этом как-нибудь в другой раз.) Итак, когда предметы (и люди в том числе) как-либо взаимодействуют между собой, происходят факты — СОБЫТИЯ или СИТУАЦИИ, которые можно наблюдать не только вооруженным глазом. Идет дождь, мимо тебя проезжает автомобиль, начинается урок, ты читаешь книгу или споришь с мамой — все это факты.

Вторая реальность — реальность наших мыслей и слов.

Моя мысль о проезжающем мимо автомобиле — совсем не то же самое, что и проезжающий мимо автомобиль. Так же, как и мое высказывание «Мимо меня проехал автомобиль».

В первом случае событие происходит в действительности (как говорят философы, оно объективно, то есть происходит независимо от наблюдателя, СУБЪЕКТА). Во втором случае в моем сознании появляется некая картинка или видеоролик с проезжающим автомобилем, и никто, кроме меня, не знает, как эта мысль ВЫГЛЯДИТ. В этом случае моя мысль субъективна — зависит от меня, СУБЪЕКТА. В третьем случае я превращаю свою мысль в слова, чтобы передать ее другим людям
(пока еще ученые не изобрели способ читать мысли).

Итак, две эти реальности — это реальность фактов и реальность мыслей и слов. Мы говорим о них по отдельности, потому что между ними нет однозначного соответствия. Есть факты, которые никто не воспринимает. Например, когда в лесу, где нет ни одного человека, падает дерево, то звук, безусловно, раздается, но он ни у кого не отражается в сознании. С другой стороны, многие наши мысли и слова не соответствуют реальным фактам. Воображение позволяет нам придумывать не только отдельные события («Я поступил в Гарвард и учусь там, не напрягаясь»), но и целые миры («Средиземье» Джона Р.Р.Толкина или «Вестерос» Джорджа Мартина). При этом, как правило, мы стараемся быть честными и рассказывать о том, что действительно было. Мы хотим, чтобы первая и вторая реальности совпадали.

Фактические и оценочные суждения

Помимо того, что мы сообщаем другим о событиях или фактах, нам часто приходится говорить о своем отношении к этим событиям. «Это худший месяц из всех, что я помню», — говорит человек, столкнувшись с черной полосой в жизни. Высказывания, в которых мы оцениваем что-то как хорошее или плохое, полезное или бесполезное, приятное или неприятное, надежное или ненадежное, красивое или некрасивое, вкусное или невкусное, нужное или ненужное, называются оценочными суждениями.

Оценочные суждения всегда субъективны.

В начале такого суждения подразумевается «на мой взгляд» или «как мне кажется». Оценочные суждения невозможно опровергнуть — нельзя сказать, что человек ошибается, говоря о своих впечатлениях. Представь, что кто-то заявляет «Вчера была прекрасная погода!», но ты помнишь, что вчера целый день шел снег с дождем и дул сильнейший северный ветер. Значит ли это, что автор этого суждения заблуждается? Конечно, нет. Ведь он говорит лишь о своем отношении к погоде, а не описывает факты. Он действительно может считать такую погоду прекрасной. Вот если бы он сказал, что вчера весь день светило солнце, тогда его высказывание можно было бы опровергнуть, ведь день на самом деле был пасмурным.

Бывает, что люди, желая убедить в чем-то других, используют оценочные суждения вместо фактических. Например, ты открываешь новостной сайт и видишь, что какой-то политик заявляет: «Нелегальные трудовые мигранты — большая проблема для России». Это суждение выглядит как фактическое, хотя в действительности оно оценочное.

«Большая проблема» — это субъективная характеристика, авторский взгляд.

Корректнее было бы сказать: «По моему мнению, нелегальные трудовые мигранты — большая проблема для России». Без этой оговорки суждение пытается замаскироваться под доказанный общепризнанный факт. Его автор делает безапелляционное заявление. В этом случае правильнее было бы использовать фактическое суждение. Например, «нынешний уровень нелегальной миграции приводит к росту безработицы среди местного населения», а читатель сам решит, большая это проблема или нет.

Знание и мнение

Теперь, когда мы умеем отличать факт от оценки, давай сосредоточимся на фактах, точнее, на суждениях о фактах, которые мы слышим каждый день. Допустим, твой знакомый говорит тебе: «Я знаю, что поступлю в Гарвард». Что конкретно он имеет в виду, делая такой прогноз? Что означает его «знать»? Когда человек говорит о фактах, он просто выражает свое мнение: что-то реально существует в действительности. Например, кто-то говорит: «Меня зовут Алексей». Таково его мнение. Мнение может быть истинным или ложным. Если человека зовут Александр, а он утверждает, что Алексей, он заблуждается или специально вводит в заблуждение других.

Истинное мнение может быть обоснованным и необоснованным.

Если автор не способен ответить на вопрос «Почему ты думаешь, что это так?», значит, он просто верит в свое мнение, убежден в нем, но не может его обосновать. Если же автор приводит обоснование, это означает, что он знает. Например, он говорит: «Меня зовут Алексей, потому что меня так называют все близкие, а еще в паспорте так написано». Это может считаться вполне достаточным обоснованием, ведь как иначе мы определим свое собственное имя?

Поэтому, говоря «Я знаю, что поступлю в Гарвард», автор хочет сказать, что у него есть такое мнение, он считает, что это действительно так. Кроме того, человек способен это обосновать. Возможно, он уже сдал вступительные экзамены или получил приглашение. В любом случае формулировка «Я знаю...» выражает высокую степень уверенности и готовность отстаивать свою точку зрения.

В том случае, когда кто-то заявляет «Я знаю, что...», но не может доказать, он просто- напросто верит в это (такие заявления еще называют голословными, бездоказательными). Это значит, его слова недалеко ушли от субъективного мнения или оценочного суждения.

Ведь, если я верю во что-то, из этого не следует, что на самом деле все так и есть.

Если я утверждаю, что поступлю в Гарвард, но никак это не обосновываю, тогда мои слова не имеют большой ценности для окружающих, поскольку не основаны на фактах.

Как проверить слова

Представим: твой одноклассник говорит, что классную руководительницу собираются уволить. Как поступить в этой ситуации? Ты и твои одноклассники очень хорошо к ней относятся, и без нее вам явно будет хуже. При этом никаких причин для увольнения точно нет. Писать петицию? Устраивать митинг? Обращаться к попечительскому совету школы?

Прежде всего надо включать критическое мышление!

Давай порассуждаем. Может ли твой одноклассник ошибиться? Да, все ошибаются.

Чтобы проверить эту гипотезу, спросим, почему он так решил? Оказывается, он случайно услышал разговор между классной руководительницей и директором, в котором и прозвучало «Мне очень жалко с вами прощаться», «Кому же мы оставим детей?». Могут ли эти фразы означать что-то еще, помимо увольнения? Конечно. Командировку, отпуск, конференцию, больничный, повышение квалификации, да мало ли что?

Когда сомнение становится очевидным, можно проделать несколько шагов, к которым прибегают журналисты для проверки достоверности информации:

Отбрось эмоции.

Твой страх перед беспросветным будущим или печаль по поводу предстоящей разлуки может сильно сказаться на способности критически мыслить. Помни об этом, опирайся на факты, а не на эмоции.

Спроси себя, насколько это сообщение совпадает с твоими ожиданиями.

Люди склонны легко соглашаться с тем, что соответствует их ожиданиям. Если у тебя было подозрение, что классную руководительницу собираются уволить, — сомневайся сильнее.

Мысль «Я так и знал!» — первый признак готовности верить во все что угодно.

Не бойся поставить под сомнение чьи-то слова и поспорить с автором новости. «Фома неверующий» — это отнюдь не ругательство для критически мыслящего человека.

Ищи первоисточник информации или подтверждение из нескольких независимых друг от друга источников.

Например, можно спросить у завуча, директора и других учителей, действительно ли речь идет об увольнении. Собирай дополнительную информацию. Кого именно увольняют, за что, когда, окончательно ли принято решение об увольнении?

Краткое резюме

Факт — это то, что можно подтвердить при помощи доказательства.
Мнение — это то, что основывается или не основывается на фактах.
Какие признаки суждений могут помочь тебе в этом?
Изменится ли значение суждения, если спикер исчезнет? Если да, то оценочное, если нет — фактическое.
• Фактическое — фиксирует реальный факт, явление, уже состоявшееся в действительности.
• Оценочное — это субъективная оценка человеком любого явления окружающей действительности. 

Полистать и купить книгу можно на сайте издательства. 

10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
10
театральных премьер для детей и подростков в декабре
10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
Non/Fiction 2022: чем заняться с детьми
Non/Fiction 2022: чем заняться с детьми
Non/Fiction 2022: чем заняться с детьми
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
9 лучших мультсериалов для изучения английского
9
лучших мультсериалов для изучения английского
9 лучших мультсериалов для изучения английского
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость