Москва
«Без официоза, штампов, пошлости и мертвечины»: Ляля Кандаурова о том, как научить детей слушать музыку
В издательстве «Альпина.Дети» вышла книжка музыканта, журналистки, популяризатора классики и просто человека, который умеет говорить о классической музыке интересно, а главное, понятно, Ляли Кандауровой. Называется она «Как слушать музыку» и написана для всех, кто хочет научиться слышать. Особенно для подростков. Мы задали Ляле вечные родительские вопросы на тему «Дети и музыка».
3 апреля 2020

У нас стандартный набор вечных практических вопросов. Просто потому, что на них до сих пор не придумано очевидных и однозначных ответов. Что бы вы посоветовали родителям, которые мечтают увлечь детей классикой? С чего начать? В каком возрасте? Есть ли «простые» и «сложные» композиторы в этом смысле? А жанры? 

Ответьте себе честно: увлечены ли вы сами классической музыкой? Уверены ли в том, что, слушая ее или читая о ней, ощущаете именно радость, азарт, какую-то жадность — а не уважение к ее предполагаемому величию и пользе для человека, а главное — некое терапевтическое страдание («Смотрю «Аиду», скучно — смерть! Наверняка очень полезно, буду терпеть»). У потребления классической музыки широким кругом взрослых слушателей есть еще один модус — считается, что она успокаивает (оставим это мнение без комментариев). 

Конечно, ни представлений о душеполезности, ни трепета перед высоким штилем, ни потребности в успокоении нервов у ребенка нет. Его будет тянуть туда, где родители (до подросткового возраста; потом — другие значимые авторитеты) испытывают настоящие большие эмоции. Если дома существует культура просмотра и обсуждения кино — то это будет кино; если запоем читают книги — зоной больших страстей и больших переживаний станет литература; если играют в шахматы — интерес направится туда. Если говорить откровенно, то, если сами вы уважаете Чайковского за мелодичность, а Вивальди за симпатичность и ходите в филармонию два раза в год, после концерта отводя душу в кондитерской, шанса «увлечь ребенка классикой» нет. Но с другой стороны, разве это так уж плохо? 

Если вы уверены, что музыка — и я не говорю «классическая музыка», потому что не верю в полезность этого понятия, — связана для вас именно с радостью, а не с пользой для здоровья, то можно действовать. 

Во-первых, слушайте музыку вместе и ни в коем случае не делите ее на высокую и низкую — чем более причудливо Прокофьев и Брамс переплетутся в вашем плейлисте с группой «Аквариум» и Arcade Fire, тем больше шансов на то, что у ребенка в голове не будет нелепого разделения на живое и мертвое. 

Во-вторых, слушайте (вместе) ту музыку, которая по-честному нравится вам самим; нет ничего отвратительнее, чем, начитавшись про Моцарт-эффект, пытаться вместе слушать Моцарта, соблюдая чинность и значительность процедуры, а в глубине души не чувствуя к этой музыке никакого интереса. 

В-третьих, говорите про музыку и прикладывайте ее к какой-то совместной деятельности. Она веселая или грустная? Скучная или захватывающая? А почему? А вот такое звучание — это вообще нормально? Что это за инструмент играет? Какого цвета эта пьеса? Сможешь запомнить эту мелодию и угадать ее с трех нот? А мне загадаешь? Давай снимем дурацкое или трогательное видео и придумаем к нему саундтрек — как думаешь, какая музыка подойдет? А почему?

Можно ли привить любовь к классике?

Мне почему-то всегда казалось, что прививают оспу там, полиомиелит, разные страшные и неприятные вещи. Но я могу ошибаться. 

Нужно ли заставлять слушать классику, если очень хочется, чтобы дети ее полюбили? 

Очевидным ответом кажется «нет» — ну потому что как в 2020 году можно заявлять, что надо заставлять ребенка делать что-то, особенно если это что-то — не из разряда обязательного и судьбоносного, связанного со здоровьем и успешной сдачей ЕГЭ? В то же время интересная музыка — это всегда сложно. Внимание, я снова не говорю «классическая музыка»: музыка в любой стилистической области, чем она многомернее, глубже, содержательнее, неоднозначней — тем сложнее. 

Люди любых возрастов не очень любят сложности, а дети вдобавок — при всей чистоте и незашоренности восприятия — ужасно консервативны. Они любят возвращаться к уже испытанному удовольствию и утюжить проверенные пути. Поэтому показывать им новое и сложное — не такая простая задача. 

Нужно ли заставлять ребенка, который хочет слушать рэпчик, делать уроки под сонаты Бетховена? Пожалуй, худшее решение в вашей жизни. Стоит ли, если с первого раза сонаты Бетховена показались ему какими-то неинтересными, попробовать еще раз — теперь маленькими частями, в разных исполнениях, пытаясь что-то рассказать и объяснить? Вероятно. Стоит ли на время забыть про Бетховена и попробовать послушать Дебюсси? Почти наверняка. Тут дело еще в том, что нет никакой «классической музыки». Послушайте Генделя, а потом что-нибудь из музыкального репертуара электротеатра «Станиславский». И то и другое — классика; а разве есть что-то общее? 

Что вы думаете о российской (читай «советской») школе музыкального образования? Многие ругают ее за излишний академизм, обвиняя чуть ли не в садизме, ваше мнение: нужно ли отдавать ребенка в музыкалку или есть альтернативные легкие и приятные способы научиться играть?

Тут смешаны две очень разные темы. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос профессиональным музыкантом, — это одно. Тогда уместно задумываться о пресловутой жестокости (пост)советской педагогической культуры (да, она имеет место), искать свой путь и своего Учителя (в профессиональной музыке многое, если не все, зависит от этого). 

Если вы хотите, чтобы ребенок учился музыке для того, чтобы больше знать о мире, об искусстве и о себе, ни о какой жестокости советской музыкальной педагогики не может быть и речи. Ее единственное — и довольно весомое — оправдание в том, что бескомпромиссность, требовательность и армейская дисциплина взращивали когда-то легендарных лауреатов конкурса Чайковского; но вы же уже сейчас сознаете, что не испытываете таких амбиций? 

Если в вашей музыкальной школе царят гармония и творчество, если ребенок учится чудесной стихии музицирования, пытается импровизировать, горит игрой в ансамбле, азартно читает с листа, рвется на сцену, с удовольствием участвует в концертах — это счастье. А если учеба в музыкальной школе связана с комплексами и унижением, сценобоязнью и слезами — бегите. 

Для кого ваша книга? Как ее правильно читать? 

Она как будто бы для детей — средних и старших школьников, которым интересно разобраться в том, что называют «классикой», но пока не нужно погружаться ни во что глубоко. Она для их родителей: может быть, в детстве они ходили в музыкальную школу, и она запомнилась неприятным, а притяжение музыки — осталось, и что с этим делать — неясно. Может быть, они стоят у самого истока своего знакомства с музыкой, и «детская» книжка идеальна для того, чтобы системно и ясно начать. Она для тех, кому понравилось «Болеро» Равеля, но непонятно, куда двигаться дальше. Или для тех, кто знает много, но все какими-то «пятнами» — а где найти понемногу обо всем, по порядку, простым языком и на двухстах страницах? 

Какие подкасты или прочие ресурсы в сети вы бы порекомендовали детям и родителям, которые хотят научиться слушать классическую музыку?

Всем взрослым надо читать восхитительный телеграм-канал Алексея Мунипова «Фермата». Следить за рубрикой «классическая музыка» на colta.ru. Московская филармония — просто супермолодцы; у них есть и веселенькие образовательные видео, и отличные глубокие интервью с разными артистами. Тьма всего на портале muzium.org. Ну и еще есть мои подкасты на Arzamas и новенький ютьюб-канал Con Spirito — музыкальный лекторий, где артисты прямо в кадре исполняют музыку, а я чуть-чуть о ней рассказываю. 

Сейчас много электронных прикольных и необычных инструментов (например, отаматон), как вы к ним относитесь? Как думаете, стоит ли начинать с них обучение?

Я хорошо отношусь ко всему, что интересно. В своей жизни я столько раз ответила на вопрос «как приучить ребенка к музыке», точно это горшок, и отредактировала столько текстов про «Баха — величайшего немецкого композитора, создавшего сотни великолепных работ во всех жанрах», что я готова согласиться со всем, что по-настоящему интересно людям: без официоза, штампов, пошлости и мертвечины. 

Стоит ли расстраиваться, если ребенок ни в какую не соглашается с тем, что классика это прекрасно?

Если вы видите, что это — личная позиция, это просто бесценно. Я обожаю, когда на занятиях дети аргументированно объясняют мне, почему такая и такая оперная постановка — это ходульная чушь, этому герою на сцене они не верят, а его парик — нелепый. Частенько они оказываются правы. 

А вы когда начали изучать музыку и как вам это давалось? Сразу полюбили?

Наверное, да: в этом была заслуга моей мамы. Я помню ощущение любопытства и трепета, какой-то неимоверной красоты, которая жила с нами в съемной хрущевской квартире на Профсоюзной вместе с кассетами и дисками, которые мы слушали и обсуждали. Потом у меня был краткий период протеста и отрицания, когда я считала, что вся эта музыка — это дохло и скучно и особенно дохл и скучен романтизм (который, понятное дело, мама больше всего слушала со мной в детстве). А лет в 16 в голове — особенно касательно романтизма — все навелось на резкость. Помню пронзительное понимание двух вещей: во-первых, что я невежда, ничего не знаю и ни в чем не разбираюсь и не хватит жизни, чтобы переслушать и что-то понять. Во-вторых, что музыка выше и элитарнее всех искусств и обо всем говорит точнее, потому что она абстрактна. 

Просто скажите что-нибудь жизнеутверждающее родителям, они очень волнуются и переживают: вдруг дети вырастут полными невеждами, не способными чувствовать прекрасное.

Не вырастут — вы же вон не выросли. 

 

Полистать и купить книгу  «Как слушать музыку»  можно здесь.