Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Честное пионерское Русский подростковый хип-хоп: попытка антологии

Песня про шашлычок, дуэт Bad Boys, читающий про то, как хорошо «в озере купаться», трое молодых людей, протестующих против взломов аккаунтов «вКонтакте», — разнообразные ролики с наивным школьным рэпом то и дело становятся массовыми мемами. Меж тем это не одиночные флуктуации универсума, а представители огромных размеров низовой культуры, на которую имеет смысл обратить внимание. «Афиша» провела свое исследование.

Текст: Александр Горбачев

[альтернативный текст для изображения]

Группа Bad Boys в золотом составе: вскоре после этого ролика Серега (справа) покинет ансамбль

 

В дискуссиях о популярности и социальной значимости русского хип-хопа, как правило, забывается один существенный аргумент — может быть, даже самый существенный. А именно: можно спорить о том, кто более кредитоспособен — аудитория Гуфа или аудитория Стаса Михайлова; можно спорить о том, кто собирает больше аншлагов и ездит по большему количеству регионов; однако непреложный факт заключается в следующем: именно русский хип-хоп породил отдельную низовую культуру невероятных масштабов. Если закопаться в недра YouTube и «вКонтакте», быстро выясняется: именно рэп — а вовсе не рок, например, — сейчас является главным объектом подражания и самореализации для подростков. Школьники младших, средних и старших классов не только слушают рэп — они его еще и делают, причем в промышленных количествах. Отдельные попадающие в сферу общественного внимания мемоемкие произведения (вроде группы Bad Boys из поселка Никольское, чей портрет красуется выше) — это отнюдь не какие-то спорадические дикости, а просто самые удивительные и выдающиеся проявления этой новой массовой культуры. И игнорировать ее — ну, это, по крайней мере, означает лишать себя большого удовольствия. Я думаю, многие еще помнят группу «Птицу емъ» и их блестящий альбом — так вот, было бы категорически неверно трактовать их песни от имени школьников просто как остроумный конструкт, ловкую придумку; отнюдь — это работа на более чем существующем поле, возведение в ранг высокого искусства самого что ни на есть низкого. Грубо говоря, реальность гораздо страшнее, чем песни группы «Птицу емъ».

 

 

«Грубо говоря, реальность гораздо страшнее, чем песни группы «Птицу емъ»

 

 

Разумеется, равно с эстетической и этической точки зрения русский школьный хип-хоп — это, если вдуматься, ужасно, а если не вдуматься — смешно на уровне сайтов «Башорг» и Lurkmore. В этой связи выдвигать тут оценочные суждения и критическую аналитику по поводу было бы попросту неадекватно предмету. Но тема существует — и заслуживает того, чтобы ее раскрыли. Поэтому мы решили поступить иначе. В сущности, школьный хип-хоп, если слегка пренебречь погрешностями, вполне себе проходит по разряду нового сетевого постфольклора (нетлора, как это еще иногда называют) — ну то есть да, произведения его вполне себе авторские, но автор в большинстве случаев непринципиален, и функционирует эта музыка абсолютно как определенного типа мемы. В этой связи она вполне себе заслуживает наукообразного описания — которое мы вам и предлагаем. Разумеется, не претендуя на то, что тема этим исчерпана; разумеется, это всего лишь пролегомены. Итак.

 

Дефиниция

Прежде всего, следует определить, о чем именно мы говорим. Корректнее всего будет сделать это так: речь пойдет о дилетантском хип-хопе, сделанном людьми подросткового возраста, как правило, на домашнем оборудовании и функционирующем в границах социальных сетей и — шире — интернета; профессиональная музыкальная индустрия сюда не добивает — да и исполнители в ней совсем не нуждаются. Слово «школьный» в данном случае — некоторая условность; понятно, что возраст музыкантов зачастую определяется на глаз, и некоторые из них вполне могут быть уже студентами; по всей видимости, возраст артистов, практикующих такую музыку, — от 10 до 20 лет. Чтоб избежать путаницы в дальнейшем, обозначим сферу исследования термином «кид-хоп»: что в этих песнях всегда присутствует, так это инфантилизм. Можно было бы прибегнуть и к термину «трэш-хоп» — но он автоматически покрывает собой и взрослый любительский рэп, а это тема более широкая и куда менее интересная.

 

Мотивировка

Чтобы достоверно выяснить причины возникновения этой культуры, пришлось бы взять множество интервью и провести большое социологическое исследование, на которое у нас пока нет ресурсов. Тем не менее попытаемся выдвинуть несколько гипотез относительно того, чем обусловлено существование русского кид-хопа. 

— элитизм Усилиями Тимати и его многочисленных коллег хип-хоп, спутанный с R’n’B, стал ассоциироваться с социальным успехом — в том его понимании, какое принято в современной России, то есть — с обладанием деньгами, связями и женщинами. Совершенно логично, что дети, как самая впечатлительная категория населения, активнее других пытаются примерить этот успех на себя.

 

 

«Рэп кажется подросткам наиболее логичной областью для манифестации собственной крутости»

 

 

— самоутверждение Усилиями «Касты», Гуфа, Басты и их многочисленных коллег в области русского хип-хоп-мейнстрима — да и попросту благодаря родовым свойствам жанра — рэп кажется наиболее логичной областью для манифестации собственной крутости. Естественно, поскольку основной целью детского музицирования является, как правило, «чтобы телки давали» (простите за отступление от научного дискурса), рэп в этой связи становится особенно привлекательной музыкой — куда более привлекательной, чем рок-н-ролл, ассоциирующийся, кажется, преимущественно с грязными балахонами и немытыми волосами.

— простота средств производства кроме прочего, на гитаре и других инструментах надо все-таки как-никак учиться играть. Для создания хип-хоп-трека достаточно микрофона (зачастую того же, что используется для разговоров по скайпу) и освоения простейшей программы по производству бита; впрочем, многие представители кид-хопа спокойно обходятся и без второго навыка.

 

Специфика бытования

— география Как ни странно, судя по нашему исследованию, кид-хоп происходит в основном из регионов — причем даже не из областных столиц, а, как правило, из совсем странных населенных пунктов: поселков городского типа, райцентров и т.д. В Москве, где, по идее, искомые средства производства доступнее всего, кид-хопа нет или почти нет. Объяснение такому феномену тоже, впрочем, найти просто — все-таки чем больше населенный пункт, тем больше какой-никакой уровень просвещенности; кид-хоп же изначально предполагает некоторую культурную темноту.

 

 

«Главной средой обитания кид-хопа является социальная сеть «вКонтакте»

 

 

— «вКонтакте» как среда обитания Главной средой обитания кид-хопа всецело является социальная сеть «вКонтакте» — а никакой не YouTube и никакие не специализированные ресурсы. Это, впрочем, предсказуемо и объяснимо — поскольку, во-первых, «вКонтакте» вообще является главным пространством виртуальной жизнью российских подростков, отдельным исполинским миром, в котором черт знает что происходит. А во-вторых, технологически там все устроено для кид-хопа максимально удобным образом: можно с помощью разнообразных хитрых приемов оповещать о своих произведениях максимально широкую аудиторию, можно, напротив, выкладывать музыку только для друзей — подразумевая, впрочем, что таланты и поклонники также могут ее найти. Ну и в-третьих, выкладывать там все тоже очень удобно (для целевой аудитории, конечно же) — как и создавать фан-группы и вести прочую социальную деятельность.

— приоритет видео над аудио Очень важный момент: как правило, произведения кид-хопа существуют — или, по крайней мере, распространяются — прежде всего в виде видеороликов; песни в виде отдельных аудио-треков если и существуют, то мало кого волнуют. Причины, опять же, ясны. Клип — это гораздо более «круто», чем просто песня; в клипе можно показать лицо и правильные жесты (см. пункт «самоутверждение»); мемоемкость у клипов тоже гораздо выше. Основных типов клипов два: первый — просто трек, записанный у компьютера на веб-камеру; второй — попытки сделать профессиональный ролик, «как на MTV». Внешний вид исполнителей, как правило, являет собой жестокую невынужденную пародию на массовые представления о том, как выглядят рэперы: кепки набекрень, капюшоны, худи, черные очки и прочая атрибутика; без цепей и перстней, правда, обходятся.

— единичность Как правило, любой трек кид-хопа изнутри себя предполагает некую континуальную карьеру: мы будто бы видим некоторый мелкий эпизод из творческой жизни артиста, которая богата и насыщена; нередко сообщается количество альбомов или номер данного трека на одном из альбомов. Тем не менее факт тот, что, за редким исключением, кид-хоп-треки существуют в единичном экземпляре — ну или в нескольких; случаи, когда удается найти больше четырех-пяти произведений одного автора, крайне редки. Объяснений этому можно предложить несколько. Первая: на поверхность выплывают самые яркие вещи, остальные циркулируют даже вне интернета, в кругу друзей и поклонников; как своего рода новая кассетная культура. Вторая: как и всякая игрушка, кид-хоп своим исполнителям быстро надоедает. Третья: они только начинают, и мы еще просто-напросто всего не слышали.

 

Музыка

Как правило, кид-хоп создается с помощью самых простых музыкальных программ — плюс надо понимать, что его представители в первую очередь равняют себя не на западные образцы, а на отечественные. Встречаются, правда, и вполне профессиональные образцы — впрочем, гораздо чаще встречаются прецеденты воровства чужих минусов (что, с другой стороны, вполне в контексте хип-хоповых традиций). Некоторые артисты ленятся и вообще читают поверх чужих слов; некоторые — как будет видно из примеров ниже — используют в качестве подложек совсем уж неочевидные источники; разумеется, очень распространена и практика кавер-версий.

 

Источники

Раз уж у нас наукообразное исследование, приведем источники, из которых имеет смысл черпать основную информацию о кид-хопе (поскольку задать конкретный поисковый запрос, конечно, сложно). В нашем случае это комьюнити «вКонтакте» «Тру хип-хап», специализирующееся на такого рода материале; YouTube-канал пользователя lesmonn и YouTube-канал пользователя rapfreaksru (соответствующий сайт, увы, не работает) — а также все то, что к тамошним роликам вылезает в списке «related videos».

 

Типология

Ну и самое главное. Я просмотрел и прослушал около двух сотен роликов и песен, которые можно отнести к кид-хопу, — что, конечно, далеко не все, но все-таки это количество представляется достаточным для репрезентативной выборки. На основании этих изысканий удалось составить условную типологию хип-хопа, в которую вписываются большинство высказываний в данном жанре. Типология, разумеется, сугубо условная и совсем ненаучная — в частности, критерии, по которым выделяются разные типы, неоднородны. Однако общее представление о феномене она, кажется, все-таки дает. Перечень субжанров мы вам и представляем — с многочисленными примерами. Предупреждение: в большинстве примеров много нисколько не изящного мата — причем срывающегося с губ, обладателям которых запрещает ругаться мама. Будьте бдительны.

 

Ранец-рэп

Самый зрелищный, веселый и заманчивый подвид. Выделяется прежде всего на основании возрастного критерия: это рэп, который читают совсем детишки. Неизбежным следствием являются проблемы с дикцией, интересные особенности читки, а также низкое качество аппаратуры — читают представители ранец-рэпа зачастую и правда на микрофон от скайпа, в связи с чем слов почти не слышно. Примеры. [NB: Разумеется, в каждом конкретном случае примеров куда больше приведенных; мы выбрали самые яркие и типичные.

 

MC Dimanche «Шашлычок»

Один из первых представителей жанра, привлекших общественное внимание. Тут обходятся без музыки вовсе, ограничиваясь, так сказать, битбоксом. Что это за человек и что с ним стало теперь, неизвестно.

 

 

 

Bad Boys

Главные звезды хип-хопа, дуэт из города Никольское, что расположен в Ленинградской области. Два жизнерадостных юноши, которые читают рэп про свою жизнь. Bad Boys стали столь заметным мемом, что про них уже сняли сюжеты MTV, А1 и СТС; это одна из немногих групп, у которых действительно масса материала — и даже есть директор и официальный сайт. Более того: есть у них уже и непростые повороты в биографии — молодой человек по имени Серега (на видео — слева) в какой-то момент устал от негативных комментариев и ушел из группы, после чего лидер коллектива Вано взял в состав человека по имени Сергеич. В отличие от большинства представителей кид-хопа, почти не ругаются и не ругают и вообще пребывают на позитиве (даже название Bad Boys придумано по принципу оксюморона — на контрасте с внешним видом и песнями группы). Песня «pro Озеро» — самый популярный трек Bad Boys; набрав соответствующий запрос в YouTube, можно найти еще множество их сочинений, а также ответы на вопросы поклонников в пяти частях.

 

 

 

Бентли

Еще один плодовитый и последовательный представитель ранец-рэпа. Мальчик из Оренбурга, на самом деле уже записавший несколько альбомов. Более того — судя по всему, Бентли болен ДЦП; при этом музицирует и читает профессиональнее большинства коллег по цеху — и, в общем, заслуживает всяческого уважения. Клипов и треков Бентли в интернете также масса, это всего лишь один пример.

 

 

 

Sland и Dan-B «Хомячок»

Мощнейший трек памяти покойного хомячка. Обратите внимание на предмет, который эмси слева использует в качестве микрофона.

 

 

 

DeeneS MC и Белый Ап «Выше облаков»

Дуэт из Уфы. Без комментариев.

 

 

 

Дмитрий Кривоногов

Мальчик из Архангельска исполняет вместе с мамой кавер-версию некой группы SpaSity (мне лично неизвестной). Невероятно трогательное зрелище.

 

 

 

Женя рэпер

Редкий пример имитации ранец-рэпом гламурного дискурса.

 

 

Shark-o

Типичный представитель ранец-рэпа и его друг о творческих планах. Ролик дает исчерпывающую картину того, как артисты кид-хопа представляют себе рэп-культуру.

 

 

 

Варя Стрижак «Школьный хип-хоп»

Редчайший пример абсолютно профессионального ранец-рэпа — или, в данном конкретном случае, ранец-R’n’B. Клип, видимо, снят на родительские деньги — и, видимо, в Москве. Мораль, впрочем, совпадает с месседжем многих представителей ранец-рэпа. Учитывая высокое качество продакшена и картинки, нельзя исключать, что это стилизация и вирусный промоушен какого-нибудь сериала.

 

 

 

Диссы

Самый распространенный жанр в кид-хопе — что тоже объясняется элементарно: наиболее очевидный способ самоутвердиться — сделать это за чей-нибудь счет. За чей — могут быть варианты. Либо за счет одноклассников или других неизвестных слушателю персонажей; либо за счет других рэперов — более или менее известных.

 

МС Воронеж «Дисс на Врежика»

Наиболее популярный представитель подтипа. Кто такой Врежик и что он сделал своим одноклассникам по седьмой параллели — не вполне понятно, но посыл у артистов жесткий. Один из немногих треков кид-хопа, отлично себя чувствующий и без видеосопровождения. Этим же людям приписывается мощный досуговый манифест «Затусуйся под МС», но верифицировать авторство в данном случае не представляется возможным.

 

 

S-54 «Ответ взломщикам «вКонтакте»

Один из самых свежих мемов кид-хопа. Трое молодых людей обращают свой гнев на взломщиков аккаунтов «вКонтакте»; обратите внимание на поведение жидкости в стоящем перед монитором стакане, не поддающееся объяснению с точки зрения законов физики. Проблематика, ясное дело, для кид-хопа крайне близкая и важная; существует даже отдельная подкатегория YouTube-роликов, озаглавленных «жертва «вКонтакте» и представляющих собой монологи пострадавших.

 

 

 

Stimyl «Дисс на Дерти Монка»

Мальчик обкладывает последними словами репера Дерти Монка (кажется, отдельный интернет-феномен, который мы пока не исследовали). Самое здесь интересное — фоновый ковер, а также — главным образом — музыка, на которую дисс положен; советуем прислушаться.

 

 

 

MC Kasak

Интересен и симптоматичен мобильный телефон в качестве музыкального ресурса.

 

 

 

MC Jaguar «Дисс на Бентли»

Попытка опорочить честь вышеупомянутого рэпера Бентли: артисты кид-хопа зачастую воюют и между собой.

 

 

Еще одним подвидом в этом жанре является дисс, так сказать, на мироздание в целом; попытка самоутверждения за счет превознесения себя супротив всего остального — либо манифест о собственной значимости в контексте рэп-музыки.

 

Few MCz «Холод строк»

«Мне не нужны ваши грязные бумажки» и все такое прочее.

 

 

 

Калибр 7.62 «Фейки-пи...болы»

Название трека и первая строчка дают исчерпывающее представление об авторской позиции.

 

 

 

Lucky Girl Li

Девочка о своей миссии в хип-хопе и его значении в жизни людей.

 

 

 

MC Free «Суровые законы»

Интересный план с детской площадкой в конце первой минуты.

 

 

Local heroes

Как мы уже говорили, большая часть кид-хопа происходит из регионов России — логичным образом, многие эмси читают и поют о родине. Которая, как правило, представляется центром мира; с концептом «района» все это тоже тесно связано. Данный тип дает еще и представление о географии кид-хопа — весьма обширной.

 

Big Size «Я вырос в Лианозово»

Он вырос в Лианозово.

 

 

 

Эспеш и Тот Самый МС «Никольский Шит»

Еще один плодовитый и более-менее профессиональный представитель кид-хопа родом из города Никольска Пензенской области. Эспеш записал альбом и, кажется, не один; имеет и собственную продюсерскую группировку; в данном треке используется даже автотюн.

 

 

 

DiSK «Мы из Кыштыма»

Кыштым находится в 90 километрах от города Челябинска. Досуг кыштымской молодежи, если судить по треку, состоит из того, чтобы «поиграть в фифу», «рвануть на озеро», а также «свозить в огород бабулю».

 

 

 

Федул и Витто «Из ганжубаса»

Рэп про город Кондопога, известный по вспышке межнациональной розни (она тут, впрочем, не упоминается).

 

 

 

 

K2 «Район»

О районе кид-хоперы тоже читают — причем, кажется, всем районом.

 

 

 

MC Сатан «Про подъезд»

Некоторые даже читают про подъезд.

 

 

 

Экзистенциальная философия

Было бы странно, если бы кид-хоперы не задумывались о смысле жизни — и они, разумеется, задумываются. Две основные подтемы тут — любовь и тяготы, которые ждут нас на жизненном пути. В каком-то смысле этот поджанр является проекцией на хип-хоп наивной подростковой лирики, которую школьники массово начинают сочинять в определенном возрасте. Про секс читают редко или не читают вовсе — что логично.

 

Gusenglam «Жанна»

Печальная история о том, как девочка обманула мальчика. С картинками.

 

 

 

Oryl «Друзья»

Ранец-рэп о том, что такое настоящий друг.

 

 

 

Неизвестная девочка тоже читает про друзей

К вопросу о постфольклорной природе кид-хопа — в данном случае неизвестно даже имя артистки, но это никого не останавливает.

 

 

 

MC Спаун «Для любимой»

Монолог разбитого сердца.

 

 

 

Bad Gun «Только ты и никого больше»

Монолог счастливого влюбленного.

 

 

 

Данила Fox feat. MC Gold «Школа»

Школа, разумеется, тоже одна из важных экзистенциальных проблем кид-хоперов. Запись с концерта дает представление о том, какими вообще бывают концерты подобных артистов.

 

 

 

MC Gloomy «Теракт»

Кид-хоперы редко демонстрируют гражданскую позицию; это — один из редчайших случаев.

 

 

 

Gangsta Wannabes

Одной из главных ролевых моделей для кид-хопа является «гангста» — это можно было заметить уже и из целого ряда предыдущих роликов. Правда что это такое, артисты зачастую представляют себе не очень четко — так что высказывания на гангста-темы сводятся к отыгрыванию штампов или попытках имитации местного гоп-хопа.

 

MC Den и MC Shark

Ранец-рэп также не чужд гангста-тематики.

 

 

 

The BAZZ

Одна из главных ролевых моделей для кид-гангста — Витя АК-47. Вплоть до внешнего вида. Также впроброс упоминается о ненависти к выходцам с Кавказа.

 

 

 

Gop MC и Олег «121»

Эти люди буквально поняли группу «Кровосток».

 

 

 

«Урганы» «Гангста мир»

Группа «Урганы» уверяет слушателей, что Урга — вовсе не территория любви.

 

 

 

Неизвестный ансамбль

По мнению кид-хопа, гангста можно быть и на лестничной площадке. В некотором смысле это тоже дисс на мироздание.

 

 

 

Постскриптум

Что сказать в финале? Разумеется, все это смешно. И разумеется, все это по-своему страшно. И разумеется, как говорили в одном великом фильме, «без этой информации мы могли бы обойтись». Но вот какую важную вещь тут, по-моему, надо понимать. Те, кто выходили 11 декабря на Манежную площадь, а 15-го декабря стягивались к торговому центру «Европейский», — это в значительной части люди того же типа, склада и возраста, как те, кто производит русский кид-хоп (недаром и договоренности о сходках заключались в основном «вКонтакте»). И если они и не слушают сверстников или не производят подобные вещи сами, они, во всяком случае, точно слушают тех, на кого эти сверстники равняются. И я, конечно, не хочу сказать, что социальная ответственность у Гуфа, Нойза МС и Басты сейчас куда больше, чем социальная ответственность у, допустим, Шевчука (мне в целом кажется глубоко порочной концепция социальной ответственности). Я вообще ничего не хочу сказать. Но учитывать это обстоятельство, мне кажется, следует. И еще один момент. Разумеется, подобного добра наверняка навалом и на Западе — и тем более на родине хип-хопа. И наверняка тамошний кид-хоп в большинстве своем не менее дикий и дурацкий. Но при этом там есть, например, подростковая группировка Odd Future, которая делает рэп более злой, изобретательный и мощный, чем большинство их взрослых коллег (их упоминал Дмитрий Мартов в своих итогах года; про них будет немного в следующем номере «Афиши»). И при этом, когда вводишь абстрактный запрос на английском в YouTube, он выдает такого вот смешного паренька.

 

 

Делайте выводы. Или не делайте.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • Я может и не прав, но эти дети совершенно прекрасны, когда поют про действительно что-то простое и близкое - про шашлычок, или про озеро. У них лица, со всеми этим напомаженными волосами, с простыми румяными лицам - вообщем, как-то это все по-настоящему.

    А как только про злые улицы затягивают, сразу становится тошно.

    Я не очень в хип-хопе разбираюсь, но мне почему-то кажется, что это и есть недостающее звено, и во взрослом хип-хопе тоже - простые и понятные темы. Не про критерии пацанства, как у мейнстримовых чуваков, и не про абстрактные переживания под мутный трип-хоп, как на вечеринках Проппер Хопер пипл, а вот именно про озеро, шашлык и валенки. И тут я только 2 отдельных примера встречал - Костромских манов и, немножкои, Ларика Сурапова.
    Есть еще кто-нибудь по этой части?

    • ну у Касты последний альбом примерно про это. даже песня про холодильник есть!

      • На них уже такое пятно "пацанское" что от любой строчки воротит, пусть даже про холодильник.

        Так что буду слушать 49 выпуск. Даже у помойного забулдыги алкаша персональная бессмертная душа.

        • А ты че, не пацан что ли?

    • Попробуйте 2h Company music.yandex.ru/#!/search?text=2h%20company

  • это непроницаемый п****ц. шурик, вы е*******ь.

    • плюсую))

  • какой ад.

  • это кандидатская
    как минимум

    • Вот я то же хотел написать сразу. Можно распахивать и распахивать.

    • Абсолютно! Тут такие пласты! Хоть тему меняй!

  • ребята из Bad Boys подкупают своей простотой, искренностью и в какой-то степени свежестью материала. Песня про озеро выпадает из стандартного хип-хоповского ряда бабло-тачки-девки.

    • Ну да, могли ведь спеть, что срубили бабло и отправились на тачке с чиками на озеро бухать.

  • "случилось горе, умер хомячок у геры" - уаааааа.

    Восхищен погружением в дискурс.
    А вообще - это жутко.

  • лучший материал за последнее время

  • Ух, я дошел до MC Kenny. Вот откуда он такой взялся - ничем не обьяснимо.

  • коллега, вы неверно интерпретируете термин "жертва вконтакте". так называют не монологи пострадавших от кражи пароля, а неумных людей, обращающихся к вконтакту с монологом на любую вконтакте-related тему (классический пример: youtube.com/watch?v=0cfRQohD22Y ). то есть жертвой человек считается не из-за потери пароля, а из-за потери мозга.

    также хочу сказать, что Варя Стрижак мимо, потому что у нее явно и текст взрослыми написан (продюсерами или родителями - неважно), а это же самое главное.

    • а, окей, спасибо за разъяснение.

      насчет Вари - ну не знаю, откуда такой вывод про текст?

      • вывод про Варю, если вкратце, сделан на том основании, что в тексте присутствуют слова "коллизия" и "диссонанс"

        • Текст Вари действительно слишком взрослый про вокабуляру. Хотя если посмотреть на технику стиха, то на мой взгляд Lucky Girl Li лучше всех. Ей потренироваться, и карьера хип-хоп-сонграйтера в кармане. Тимати и ко она уже явно превзошла, по-моему.

          • да, Лаки Гел Ли внушает
            Есть потенциал

          • +1

  • Охуенный материал.
    Александр, спасибо.

  • Bad Boys могли бы в будущем стать российской версией PM Dawn.
    youtube.com/watch?v=6Df9nKO_6_U


    • А в целом - всё это саундтреки жизни бедноты. Потому и рэп, что дешево (рок требует существенных вложений в инструменты), просто (рифму слепил, в ритм попал, ну или попытался хотя бы) и понятно (рифмы то, в большинстве своём, из серии "ботинки-полуботинки").
      Какая жизнь - такая и музыка.

  • есть такая работа - в ютубовской помойке копаться

    • Был такой дьядька, Александр Флеминг. Ему Нобелевскую дали за то. что он в НАСТОЯЩЕЙ помойке копался ;)

      • связь то в чем ?

        • думайте.

          • отличный ответ! поздравляю

            но если серьезно сравнение с Флемингом здесь совершенно не в кассу

            • Не сдавайтесь так сразу:)

              хотя, быть может я вас интонационно понял неправильно (а это бывает с письменной речью) и ваш первоначальный комментарий не содержал не негативной интонации, не даже саркостической - в таком случае действительно не в кассу.

              • немного негатива, раздражения и брюзжания в нем все-таки было )

                • В таком случае все очень в кассу. Флеминг рылся-рялся в помойке, нашел там плесень, а потом из нее пенициллин, ну и получил нобелевку. Вы это и сами знаете.

                  Вот и вся аналогия. Что в ней не в кассу?

                  • Вы считаете что из всего этого найдется нечто ценное и заслуживающее внимания?

                    • Ну лично мне даже с чисто педагогической точки зрения это было интересно. Такая самореализация крайне показательна, пусть ничего совсем нового не говорит, но тем не менее.

  • А ещё есть сборнички тру хип хоп для груманов с подобной дичью.

  • Было интересно.
    Спасибо

  • Господи, боже мой. Тут и «Никольский шит». Прости меня, родной город, что не уберёг…

  • Спасибо, Шурик, это прям как-то нереально круто и дьявольски увлекательно.
    Кстати, я как раз сейчас работаю над вполне себе научной статьей про песни о провинциальных городах в сети "Вконтакте" и могу подтвердить, что где-то 60% треков, с которыми приходится иметь дело, это как такой кид-хоп. Единственный момент - да, клипы для такого рода музыки очень характерны, но насчет того, что аудиотреки "мало кого волнуют", это не совсем так. Чем больше у такого исполнителя претензий на то, чтобы быть "настоящим артистом", тем больше он внимания уделяет просто аудиозаписям. Потому что клип - это действительно круто, но какой же музыкант может быть только с клипами, но без альбомов и без записей. Клипы просто больше привлекают внимание любителей трэша, но есть просто море подобных аудиозаписей, по которым клипов нет. Кстати, маленькая рекомендация. Тем, у кого есть доступ "Вконтакте" можно попробовать поискать там в аудиозапиях трек "Удомля-Москва" (автор неизвестен), это тоже такой хип-хоп на коленке, очень фигово записанный, спетый абсолютно мимо нот, но невероятно трогательный и пробирающий. Там девушка из Удомли поет про парня, который, судя по всему, летом приехал в Удомлю на дачу, и у них была любовь. Во второй половине песни очень не к месту начинает петь какую-то чушь и этот самый парень, тем самым здорово все испортив. Но все равно это очень круто.

    • спасибо, Миша! дай почитать статью, когда закончишь )

      • Ага, обязательно.
        Это для научного интернет-журнала, так что ее уже в начале весны выложат для всеобщего обозрения.
        Кстати, сейчас я над ней работаю и ужасаюсь, что какие-то элементарные вещи о том, как меняется потребление музыки в последний годы (грубо говоря, переход от CD-эпохи к Mp3-эпохе), вообще никем из отечественных ученых (культурологов, социологов, антропологов и т.п.) не описаны и не проанализированы. Просто, блин, хоть на "Афишу" ссылайся!

        • можно и на Афишу ) но вообще на английском-то куча работ наверняка, у меня даже книжка есть почти на эту тему (там в основном про индустрию, правда).

          • На английском работ действительно море, я на них тоже буду ссылаться, но из патриотизма хотелось и что-то на русском языке процитировать. Но, увы... Мутных статей с названиями типа "Многообразие глобализационных процессов в современном культурном поле" вагон и маленькая тележка, а элементарных работ, касающихся не бла-бла-бла, а конкретики, ноль.
            Кстати, как называется та книга на английском, которая у тебя?
            Из того, что мне приглянулось по теме, рекомендую диссертацию вот этого канадского чувака: Morris, Jeremy Wade (2010). Understanding the Digital Music Commodity. PhD Dissertation. (McGill University, 2010). Она доступна полностью в Интернете - jeremywademorris.com/Publications_files/Dissertation%20Final%20Archive.pdf.

            • моя книжка называется Ripped: How The Wired Generation Revolutionized Music. но она, конечно, немного про другое.

    • Миша, мне тоже копию please ;-) ты с фольколорной точки зрения, а я тебя буду цитировать с анотроплогической :-)

    • « какой же музыкант может быть только с клипами, но без альбомов и без записей »
      iamamiwhoami ?

  • мама моя
    как же круто
    спасибо!

  • youtube.com/watch?v=EsQSzHIc_Kg&feature=related
    этот лучший однозначно

    вообще это печально все

    • ну этот какой-то совсем мерзкий

      • большинство из них мерзкие по факту)

    • да, вот этот пришел на ум в первую очередь.

  • И еще одно небольшое замечание. Действительно кто-то выше правильно заметил, что подросткам, которые хотят проявить себя в музыке, просто-напросто очень удобно делать именно хип-хоп. В середине 90-х, когда я был старшеклассником, мы с младшим братом и соседом по даче организовали рок-группу "Дубовый паркет". Дело происходило в деревне, играть никто ни на чем не умел, но у нас было дикое желание писать музыку. В итоге мы набрали кастрюль, повесили на веревочке в сенях разные бутылки и за кассетном магнитофоне за несколько дней записали первые два альбома с, как я впоследствии узнал из лекций Ухова, довольно-таки авангардной шумовой музыкой. Песни были посвящены самым разным темам: там было обличение сотрудников Рыбнадзора, которые мешали нам ловить рыбу; сатирическая зарисовка про пьяного прораба на стройке и даже "экологическая" песня "Спасем нашу планету", написанная под влиянием известной песни Майкла Джексона. Осенью мы приехали с дачи в Москву, нашли у знакомых раздолбанный детский синтезатор и, опять же не умея на нем играть, переписали свои альбомы, так сказать, "в студийном качестве". Потом дошло дело до первых гитар... словом, мой брат и сосед по даче до сих пор пишут музыку уже в составе нормальных групп.
    Но я уверен, что если бы в 1994 году у нас был бы компьютер с сэмплами, микрофон, компьютер и Интернет, а хип-хоп был бы нам известен, то мы конечно пополнили бы ряды тех прекрасных чуваков, которых ты сегодня выложил. просто потому что это очень просто и эффектно.

    • Думается, тут дело не в том, был известен хип-хоп или нет. У меня был похожий опыт в начале нулевых, когда учился в школе. Хип-хоп мы знали и совсем не презирали, но делать его не было желания, потому что нашими героями, как и у большинства тогда, были не Гуф и Баста, а группа, скажем, "Кувалда", а рэперы ассоциировались прежде всего с иностранцами. Так что тут наверное больше влияют сдвиги в общественном сознании.

      Кстати, кассетный андерграундый кастрюльного рока 90-х и 00-х - не менее интересная отрасль, жаль, что почти что незадокументированная.

      • У меня до сих пор где-то лежат кассеты со старыми детскими записями на которых мы с другом "давали стране угля". В те славные времена отсутствие каких-либо музыкальных способностей не могли остановить наше желание музицировать. У нас была дудочка, бубен, старая расслаивающаяся акустическая гитара фабрики "БорисовМузИнструмент" и кассетный магнитофон, который стоял на кухне и на который вся эта вакханалия записывалась. Вот это был драйв! А сейчас? Куда всё ушло?

  • MC Воронеж, получается, прото-кид-хоп, потому что тема вообще очень старая и была еще вроде бы до расцвета соцсетей.

  • "Более того: есть у них уже и непростые повороты в биографии — молодой человек по имени Серега (на видео — слева)"
    он справа)

  • Шурик, ты титан!!!

    что хочется добавить
    во-первых, я впервые с института встретил слово "пролегомены" - за это отдельное спасибо
    во-вторых, город Кыштым это, вообще-то, место радиационной катастрофы, и на месте этого ранец-деятеля я бы не купался в том озере, и бабушке увлекаться огородом не советовал. Впрочем, этот mc пободрее остальных.

    а что касается музыки, то тут все не так просто - вокруг этих школьных рэпперов уже складывается целая обслуживающая индустрия. в том же контакте тысячи объявлений типа "делаю минусы от 500 рублей за трек" - и, надо заметить, их работы мало чем отличаются от минусов хип-хоперов без ранцев. Так что, фиг знает - может за кулисами этой смешной школоты стоят завтрашние локальные The Neptunes. Это, впрочем, не должно вселять особого оптимизма - но какая страна, такие и neptunes

    • Ого, а я-то недоумевал, откуда минуса? есть ведь даже и небездарные.

  • когда б вы знали, из какого сора (с)

  • Не понимаю возгласов "грустно это всё" и "страшно это всё". Всем крутым гангста-реперам, представленным в этом посте, от 10 до 15 лет. Да, всё сделано ими с серьёзным выражением лица, но это нормально для людей, которым 10-15 лет. Ироничность подросткам вообще как-то не свойственна. Всё то же самое было и 10, и 20 лет назад. Отличие лишь в том, что тогда дети кривлялись перед зеркалом с воображаемой гитарой, орали тексты о несправедливости мира в воображаемый микрофон и трясли воображаемыми патлами, а ещё у них не было интернета и вКонтакта, поэтому записать и продемонстрировать эти кривляния они не могли. Прошли годы, эти дети выросли и стали вполне адекватными людьми (по крайней мере, их значительная часть). То же самое произойдёт и с этими товарищами. То, что они сейчас поют о тёлочках, пацанах с района и кроют матюгами одноклассников, не значит, что из них вырастут реальные гангста. Это детство. Просто детство.

    • увы и ах здесь есть и те кому за 15, да к тому же не факт что детство пройдет эта среда (субкультура как хотите так и называйте) может таки поглотить их

      • Само собой, некоторые умудряются сохранить свой подростковый идиотизм и пронести его через всю свою жизнь (как, например, вот этот герой интернета youtube.com/watch?v=sZFPZFYeDks), но это единичные случаи.

      • Just when I thought I was out... they pull me back in.

    • Не соглашусь. Если раньше такие кривляния уходили в никуда, то теперь это поощряется сверстниками, а иногда, судя по представленному здесь видео (если оно всё-таки не вирус) и родителями, что вряд ли к чему хорошему приведёт. Такие творцы становятся ключевыми фигурами в том же школьном классе просто из-за смелости, напористости. А там уже и влияние на менее бойких товарищей не замедлит проявиться.

  • а будет подобное про взрослых трэш-реперов?

  • хочется услышать мнение экспертов)

  • эмси василий у микрофона, атакует вас речитативом своим снова

    • Мсилий святой, не надо его к говну тут примешивать

      • не не не, ни за что!
        я потому и написал, чтобы типо выделить как-то

        Эмсилия никому не позволю трогать

        • фрывсаптфим
          ывтасаа
          мсваилия никому не позволит трогать
          и никогда не будет бегать на дорогу

  • SpaCity – это такая Сюзан Бойл от кид-хопа: youtube.com/watch?v=cl9QKUMIZ1w

    Материал убойный. Хомячка дико жаль. Пи-и-ис! Спасибо!

  • Надо выпустить сборник на лейбле "Среда"!

  • DeeneS MC и Белый Ап «Выше облаков» - Респектище пацанам! Места все знакомые) Родные)

  • из таких деток потом, при положительном развитии событий, получаются деятели хип-хоп культуры уровня группы К-26 ((
    youtube.com/watch?v=Yv87FXPr2GI&feature=related

  • А вы чего, сами в детстве такого не делали? Просто у нас кроме кассетных магнитофонов не было ничего толком, а так шансов опозориться (прославиться) на всю страну было мало.

  • Те кто выходил на манежную слушают что-то типа хук справа или београдски синдикат.

    • очень сомневаюсь, что фанатская школота слушает хук справа.

      • На ласт.эфэме в similar artists у хука справа есть группы Киборг, Вандал, Молот, Лють и Гарыныч.

        • ну и? мне кажется, что правый "хардкор" (в кавычках) - это гетто, предполагающее очень определенную публику и очень определенный образ жизни. как и антифа-рок, например. и я, повторюсь, очень сомневаюсь, что 15-летние молодые люди, которые приходили в упомянутые места, этим образом жизни живут. а вот рэпчик на стене вКонтакте у них висит наверняка - достаточно посмотреть на цифры.

          • "слушают хук справа" в смысле не сидят и круглые сутки его слушают - во всех этих группах музыки нет. кто-то из них может слушать ноггано, а кто-то слипнот. коловраты и проч. - их ориентиры, группы по которым они найдут консенсус. см. видео - youtube.com/watch?v=CyNQkS-pqRg. все стоят и внемлят.

          • а напишите про антифа-рок,кстати. Тоже ведь явление,как социальное, так и музыкальное. Среди них есть забавные ребята.

            • так я не знаю про него ничего особо. и не стремлюсь, честно говоря. явление да, но с этим явлением как-то все заведомо понятно более-менее.

    • вот там не только скины были, а весьма разнообразный молодняк в том числе и эти кид-хоперы

  • Очень.
    DiSK «Мы из Кыштыма»
    google.ru/search?q=%D0%BA%D1%8B%D1%88%D1%82%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BA&ie=utf-8&oe=utf-8&aq=t&rls=org.mozilla:ru:official&client=firefox

  • поймал себя на мысли, что я не могу себе представить те места и тех людей. вот вижу в "клипах" улицы, дома, исполнителей. все они кажутся какими-то ненастоящими. но умом понимаю, что эти миры реальны.

  • Стал Фанатом kid-репа!)))) и пойду на Озеро Купаться...)
    ..для ребят это лучше, чем Пивоничегонеделание!...

  • черт, Bad Boys - proОзеро это же практически Кирпичи. времен альбома Капиталиzм. качает

  • Это лучшее, что мне довелось прочесть в этом году, спасибо! Одновременно хочется истерически ржать и кричать 'Let me unsee it!' :]

  • Спасибо, Шурик, мощно! А я вот знала одного мальчика, лет 7 назад подрабатывала в его семье няней, так вот тогда , в свои 10 он был ярким представителем этого кид-хопа, весь в теме, всё время эмсил и сам себя снимал, и предлагал поучаствовать, как Дима Кривоногов маме, на школу забил рано , а недавно,годы спустя, неожиданно получаю от него письмо с предложением снять клип. Сейчас ему 16, у него своё дело, он продюссирует и снимает клипы в основном рэпперам, и для своего возраста снимает нормально - вот можно посмотреть - youtube.com/HEYOPRODUCTION. Т.е. не всё так однозначно страшно в перспективе.

  • Бентли уже давно мой кумир. У пацана стиль и сила.
    Есть, конечно, еще парочка самородков)
    Но блин.... Пацаны, кои на АК косят - даже выражение лица такое же, ёлки-моталки!

  • Я всегда говорил, что страна, в которой стихи читали на стадионах когда-то, породит значительный рэп.

  • youtube.com/watch?v=Rj-cEsE90Wk

    в Латвии довольно популярен уже года 4 как вот такой исполнитель и его ода любви Нике.

  • я уверен, что Валя Стрижак это ребредндинг "Кашалотиков"

  • Есть и положительная сторона медали, которую вы обошли стороной. Популяризация хип-хопа рождает разные формы кид-хопа, а не только приведенные примеры. Вот, например.

    stropov.livejournal.com/6049.html#cutid1

    • это и правда любопытно, спасибо за ссылку (хотя тексты, конечно, сомнительные, судя по первому прослушиванию). другой вопрос, что вот это-то явно одиночная и уникальная вещь, а в посте речь идет о целой культуре.

  • а действительно, что за музыка подложена в диссе на Дирти-монка или как его там? Ян Терсан что ли?

  • lucky girl li отлично читает, звезда из девки вырастет

    • Я дично считаю что вы не правду написали, но это сугубо только мое личное мнение здесь я подробнее опишу почему

  • Если честно, то с точки зрения хотя бы методологии это ужасно. Вся эта уличная по**ень, сплошные маты, музыка из мобильников, что это за дети такие? Неужели дети улиц? ))) Уличной культуры у нас нет, есть всеобщее рас**здяйство и долбо**изм. У хипхапа и репа в Этой Стране нет и не может быть никаких корней, одна сплошная преемственность, всё ворованое. Дети, идите читайте книжки, учитесь в школе, живите нормальной детской жизнью, в видеоигры играйте, наконец! Не забивайте себе головы этим говном.

    • Ну, дети всем этим и занимаются (кроме книжек, пожалуй). И про всё это же пишут свои произведения. У тех же бэдбойс фром никольское есть трек про контр-страйк.

  • вот приходит mc kenny и убирает всех!!!! у него одна читка чего стоит. я даже засомневался, не фейк ли. про текст ничего не скажу))) а эти дети - как русский рок. нет у нас the stooges в крови, ну и public enemy тоже не будет. с социальной точки интересно, и пусть их ловят вконтакте. мне бы музыку.

  • Мне тоже нравится Юрец
    youtube.com/watch?v=DmNtfG1nj8k
    Помнится, когда у Дельфина спросили, почему распался Мальчишник, он ответил, что парням уже стыдно играть рэп, который по сути подростковое направление.
    Бесспорно, весело посмотреть шутовские ролики Эминема, Ноггано, Снупа, Юрца :), но серьезно можно воспринимать разве что трип-хоп в его высших проявлениях.

  • youtube.com/watch?v=NxHdiHWSJos
    вроде тут не заметил это, самое мерзкое по-моему

  • жалко ребят
    честное пионерское было
    лучше честного пионерского быдла
    недо читала
    скушно
    про Андрея с Владимиром пойду почитаю
    послушная

  • Немного пугает высокомерие автора этого исследования, который думает, что он отличается от этих ребят очень сильно. Но ведь он не очень сильно от них отличается, правда? А в конце, когда автор вворачивает пару слов про Манежную Площадь, то и вовсе становится ясно, что все эти дети с их искренними виршами куда милее, чем наш исследователь трэша.

  • отличные ребята!
    есть у нас будущее все-таки

  • vkontakte.ru/video14197300_160779213
    из кид-рэпа этот паренёк запомнился,

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

«Оскар-2018» Сюрпризы и разочарования в номинациях «Оскара-2018»

Страшнее, чем у Стивена Кинга: игры про потусторонние миры, зомби и особняки с привидениями

Как по-настоящему: игры с впечатляющими декорациями и невероятными спецэффектами

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Квест про женскую логику

Uniqlo одними из первых в сегменте масс-маркета обратили внимание на современные технологии и...

Эстонский провокатор, самопровозглашенный Канье Ист выпустил новый клип — и он опять вас впечатлит....

Множество способов помочь ближнему на этой неделе — в регулярной подборке благотворительных событий...

Социальные сети заполнили фотографии и восторженные посты, посвященные личи. А на столах коллег то...