Москва

7 театральных режиссеров, которые скоро станут модными

Российский театр, хоть и медленно, переживает период транзита к лучшему будущему. Вряд ли людей, которым так нравится молиться на Додина и Бутусова, станет меньше, но уже совсем не за горами все то, чего отечественному театру так отчаянно не хватает: децентрализации, радикального увеличения разнообразия и новой значительно более широкой генерации молодых режиссеров, художников и театральных кураторов. «Афиша» уже сейчас пытается предположить, кто будет отвечать за важные части лица российского театра в ближайшие годы.

    Исторически сложилось, что молодые театральные режиссеры в России – это люди, по возрасту сильно перешагнувшие за 35. К счастью, эта ситуация активно сдвигается, и на поле независимого театра входят даже двадцатилетние. Поскольку мы все еще находимся в ситуации этого переходного периода, даже в этой подборке названы режиссеры, которых трудно назвать совсем юными. Поэтому хотя и следует активно иметь их всех в виду, также стоит иметь в виду и то, что совсем скоро на ровном месте появится еще больше совсем молодых людей с совсем другим видением векторов развития театра, которые вообще не будут инкорпорированы в тот театральный процесс, который мы имеем сейчас, и снова все поменяют. 

     

    Юрий Муравицкий

    Худрук ростовского независимого театра «18+», преподаватель Московской школы нового кино. Работает с новой драмой, формальным и визуальным театром, перформансом и жанром мамблкор. Вместе с Pussy Riot Theatre поставил спектакль Riot Days по книге Марии Алехиной. Спектакль катали по Европе, а на Эдинбургском театральном фестивале он получил премию Herald Angel Award. В Москве можно увидеть, например, трехчастный спектакль «Чайка», который в Электротеатре поставили три режиссера, включая Муравицкого. Каждый из них еще и играет в части своих коллег.

     

    Евгения Сафонова

    В петербургском театре «Приют комедианта» в 2016 году поставила спектакль «Братья»; за этот опыт в жанре брутального неореализма Сафонова получила премию «Прорыв» как лучший молодой режиссер. В театре Ленсовета весной 2018 года вышел ее спектакль «Медея» по текстам Еврипида, Сенеки и Хайнера Мюллера, который только подтвердил яростный и свежий театральный язык этой режиссерки.

     

    Олег Глушков

    Мультифункциональный режиссер, который по главной своей склонности скорее хореограф, занимается вообще всем: он поставил и шикарный массовый мюзикл «Все о Золушке», и масштабный спектакль для детей «Синяя синяя птица», где все просто пышет деньгами и технологиями, а вместе с этим в театре «Практика» сделал непохожий ни на что спектакль «Гипнос», в котором чистая энергия и никакого нарратива, а также экспериментирует с новаторскими формами театра без профессиональных актеров и так называемым автотеатром.

     

    Анастасия Патлай

    Режиссерка документального театра, авторка нескольких спектаклей в Театре.doc – среди них, например, резонансый спектакль «Выйти из шкафа», вербатим по реальной истории двух гомосексуалов, и «Кантград», посвященный послевоенному Калининграду. Зимой 2017 года в московском Музее архитектуры им. Щусева поставила спектакль «Мельников. Документальная опера» совместно с композитором Кириллом Широковым и вокальным ансамблем Ла Гол.

     

    Андрей Стадников

    Молодой герой радикального нового театра всколыхнул столицу сначала спектаклем «С.Л.О.Н.», а затем четырехчасовой эпопеей интеллектуального террора «Родина», до сих пор идущей в Центре имени Мейерхольда. Стадников компилирует документальные тексты с художественными, мучает зрителя нарочитой скукой и пытается вырваться за границы территории привычного театра.

     

    Юрий Квятковский

    Еще один режиссер, строго заряженный на эксперимент и междисциплинарность. В 2015 году его спектакль «НОРМАНСК» номинировали на золотомасочный «Эксперимент» – это был, в сущности, первый иммерсивный спектакль в России: пять этажей театрального Центра имени Мейерхольда превратили в документально-художественную реальность, по которой перемещались зрители. В Москве на Квятковского можно посмотреть, опять же, в спектакле «Чайка» в Электотеатре, где он поставил вторую часть и играет в первой у Муравицкого, а также на его спектакле «СВАН» или спектакле «Это тоже я», где он заявлен сорежиссером.

     

    Сергей Чехов

    Молодой режиссер из Новосибирска, который много работал там, а потом выпустил в Пскове спектакль «Река Потудань», где с помощью методов формального театра раскладывает язык Платонова на элементы. Спектакль показывали в Петербурге в сентябре. В сентябре же состоялась премьера его московского спектакля «Восемь». В Театре на Таганке по мотивам романа Достоевкого «Бесы» Чехов разбирается с восемью смертными грехами через диалоги персонажей со Ставрогиным.

    Больше о том, что станет актуальным завтра, — в телеграм-канале «Афиши». Подписывайтесь!