Вчера стало известно, что театральный менеджер Борис Мездрич был назначен директором московского театра «Практика». Новость для театральных кругов поразительная: уволенный в 2015 году после выступлений возмущенных священников, оскорбившихся интерпретацией Вагнера молодым режиссером Тимофеем Кулябиным, Мездрич фактически получил волчий билет. Сорвалось его назначение исполнительным директором в петербургский Театр на Литейном летом 2015-го — комитет по культуре заявил, что кандидатура не была с ними согласована. Затем в сообществе недвусмысленно говорили, что есть вполне четкая установка Мездрича в театры не брать, в итоге он преподавал в Московском институте современного искусства.
На сайте новосибирского театра оперы и балета теперь нет ни одного упоминания Бориса Мездрича, а ситуация с его увольнением деликатно описана языком ТАССа: «На стабильности творческого процесса негативно отразились кризисные явления в управлении театром; весной 2015 года они вылились в острый общественный конфликт. Это вызвало необходимость в смене руководства. Генеральным директором театра вместо Бориса Мездрича был назначен Владимир Кехман». Пришедший по «вызванной необходимости» из Михайловского театра Кехман попросил в мае 2016-го митрополита Тихона освятить здание театра, в ответ передав ему столетний колокол из театрального фонда. Приход новой администрации положил конец новосибирской опере как живому явлению, теперь это богато обставленное место для выходов в брюликах местной возрастной богемы. По странному совпадению архив спектаклей на сайте НОВАТа можно отмотать только до 2015 года. «Афиша» вспоминает спектакли, вышедшие в новосибирском оперном при Мездриче и делавшие театр живым субъектом местной и российской культуры.
vk.com/novat_nsk / Евгений Иванов
Этот балет в постановке Аллы Сигаловой на музыку Игоря Стравинского стал первой работой тогда еще не такого известного дирижера Теодора Курентзиса — еще одна заслуга Мездрича перед Новосибирском. В 2004 Курентзис становится главным дирижером НГТАОИБ и держится на этом посту до 2011 года, когда его переманивают в Пермский театр оперы и балета.
ptj.spb.ru
Этот спектакль — под музыкальным руководством Курентзиса же — принес театру «Золотую маску». Режиссировал оперу Дмитрий Черняков, начинавший как раз в Новосибирске, а теперь практически не работающий в России и на западе ставший одним из самых востребованных режиссеров.
Евгений Иванов
Спектакль появился в 2008 году в той же спайке Чернякова/Курентзиса. В этом году Мездрич на три года перешел работать директором ярославского Театра драмы им. Волкова, чтобы в 2011 вернуться обратно в Новосибирский театр оперы и балета.
theatretimes.ru
Еще один золотомасочный спектакль новосибирской оперы — скандальная постановка появилась в 2003 году, за два года до премьеры в Большом театре «Детей Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. Событие даже по нынешним временам считалось бы значительным — опера Альфреда Шнитке на либретто Виктора Ерофеева — вообще нетипичный материал для стационарных оперных театров. В 2003 году публику тоже порвало. Спектакль задавал планку производства: продюсер из Германии, поставил оперу польско-немецкий режиссер Генрих Барановский, а сценографию сделал культовый тогда и до сих пор Давид Боровский. Сразу после гастролей в Москве спектакль уехал кататься в Германию и прошел там в нескольких городах с огромным успехом.
vk.com/novat_nsk
Эта реконструкция постановки Мариинского театра 1894 года в хореографии Мариуса Петипа появилась в репертуаре новосибирского оперного в 2002 году и принесла ему еще две «Золотых маски». К слову, спектакль снова показывают в этом сезоне.
facebook.com/SvetlanaBakushinaArt
Ещё один спектакль Генриха Барановского под музыкальным руководством Теодора Курентзиса — упругая интерпретация музыки и то, что можно назвать осовремениванием спектакля. Причем осовременивание не беззубое, которое еле-еле практикует НОВАТ сейчас, а актуализация вкупе с проблематизацией. На сцене у режиссера вагоны, краны, видеоматериал и стробоскопы, миманс ходит в камуфляжных костюмах.
vk.com/novat_nsk Алексей Цилер
По иронии спектакль Тимофея Кулябина, который в некотором смысле дал ему пропуск на серьёзные сцены и уж точно дал медийности, сам по себе ужасно унылый. Работая в той же традиции, что и Черняков — психологической и нарративной актуализации оперных сюжетов, Кулябин со значительно меньшим изяществом разрабатывал так называемые «актуальные темы». Разумеется, на фоне всего, что происходит в НОВАТе сейчас, кулябинский «Тангейзер» — великий спектакль. Увы, постановку зарезали, показав всего несколько раз.