Все развлечения Москвы
Москва

7 спектаклей новосибирской оперы, вышедших под директорством Бориса Мездрича

По следам неожиданного назначения Бориса Мездрича директором московского театра «Практика» вспоминаем спектакли, которые вышли в Новосибирском театре оперы и балета под его руководством, самым плодотворным за всю историю театра
10 августа 2018, Виктор Вилисов

Когда театр был живым

Вчера стало известно, что театральный менеджер Борис Мездрич был назначен директором московского театра «Практика». Новость для театральных кругов поразительная: уволенный в 2015 году после выступлений возмущенных священников, оскорбившихся интерпретацией Вагнера молодым режиссером Тимофеем Кулябиным, Мездрич фактически получил волчий билет.  Сорвалось его назначение исполнительным директором в петербургский Театр на Литейном летом 2015-го — комитет по культуре заявил, что кандидатура не была с ними согласована. Затем в сообществе недвусмысленно говорили, что есть вполне четкая установка Мездрича в театры не брать, в итоге он преподавал в Московском институте современного искусства.

На сайте новосибирского театра оперы и балета теперь нет ни одного упоминания Бориса Мездрича, а ситуация с его увольнением деликатно описана языком ТАССа: «На стабильности творческого процесса негативно отразились кризисные явления в управлении театром; весной 2015 года они вылились в острый общественный конфликт. Это вызвало необходимость в смене руководства. Генеральным директором театра вместо Бориса Мездрича был назначен Владимир Кехман». Пришедший по «вызванной необходимости» из Михайловского театра Кехман попросил в мае 2016-го митрополита Тихона освятить здание театра, в ответ передав ему столетний колокол из театрального фонда. Приход новой администрации положил конец новосибирской опере как живому явлению, теперь это богато обставленное место для выходов в брюликах местной возрастной богемы. По странному совпадению архив спектаклей на сайте НОВАТа можно отмотать только до 2015 года. «Афиша» вспоминает спектакли, вышедшие в новосибирском оперном при Мездриче и делавшие театр живым субъектом местной и российской культуры.

 

«Поцелуй феи»

Этот балет в постановке Аллы Сигаловой на музыку Игоря Стравинского стал первой работой тогда еще не такого известного дирижера Теодора Курентзиса — еще одна заслуга Мездрича перед Новосибирском. В 2004 Курентзис становится главным дирижером НГТАОИБ и держится на этом посту до 2011 года, когда его переманивают в Пермский театр оперы и балета.

«Аида»

Этот спектакль — под музыкальным руководством Курентзиса же — принес театру «Золотую маску». Режиссировал оперу Дмитрий Черняков, начинавший как раз в Новосибирске, а теперь практически не работающий в России и на западе ставший одним из самых востребованных режиссеров.

«Макбет»

Спектакль появился в 2008 году в той же спайке Чернякова/Курентзиса. В этом году Мездрич на три года перешел работать директором ярославского Театра драмы им. Волкова, чтобы в 2011 вернуться обратно в Новосибирский театр оперы и балета. 

«Жизнь с идиотом»

Еще один золотомасочный спектакль новосибирской оперы — скандальная постановка появилась в 2003 году, за два года до премьеры в Большом театре «Детей Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. Событие даже по нынешним временам считалось бы значительным — опера Альфреда Шнитке на либретто Виктора Ерофеева — вообще нетипичный материал для стационарных оперных театров. В 2003 году публику тоже порвало. Спектакль задавал планку производства: продюсер из Германии, поставил оперу польско-немецкий режиссер Генрих Барановский, а сценографию сделал культовый тогда и до сих пор Давид Боровский. Сразу после гастролей в Москве спектакль уехал кататься в Германию и прошел там в нескольких городах с огромным успехом.

«Коппелия»

Эта реконструкция постановки Мариинского театра 1894 года в хореографии Мариуса Петипа появилась в репертуаре новосибирского оперного в 2002 году и принесла ему еще две «Золотых маски». К слову, спектакль снова показывают в этом сезоне.

«Леди Макбет Мценского уезда»

Ещё один спектакль Генриха Барановского под музыкальным руководством Теодора Курентзиса — упругая интерпретация музыки и то, что можно назвать осовремениванием спектакля. Причем осовременивание не беззубое, которое еле-еле практикует НОВАТ сейчас, а актуализация вкупе с проблематизацией. На сцене у режиссера вагоны, краны, видеоматериал и стробоскопы, миманс ходит в камуфляжных костюмах.

«Тангейзер»

По иронии спектакль Тимофея Кулябина, который в некотором смысле дал ему пропуск на серьёзные сцены и уж точно дал медийности, сам по себе ужасно унылый. Работая в той же традиции, что и Черняков — психологической и нарративной актуализации оперных сюжетов, Кулябин со значительно меньшим изяществом разрабатывал так называемые «актуальные темы». Разумеется, на фоне всего, что происходит в НОВАТе сейчас, кулябинский «Тангейзер» — великий спектакль. Увы, постановку зарезали, показав всего несколько раз.