«Холодное сердце-2» / компания WDSSPR
Пожалуй, главное заблуждение. Искусство не существует в вакууме и отражает ту общественную норму и мораль, при которой создается. Это касается и детской анимации — глупо думать, что она находится вне идеологии. Например, диснеевские принцессы и, если говорить шире, все женские героини студии трансформировались под влиянием различных феминистских волн (сейчас мы наблюдаем четвертую). Так, начиная с конца 1980-х годов, девушки в мультфильмах становятся все самостоятельнее, независимее, увереннее в себе и уже не спешат выйти замуж за принца. А постколониальный, точнее, даже антиколониальный дискурс в недавнем втором «Холодном сердце», безусловно, связан с большим левым поворотом, в данный момент происходящим в мире. Прямое отношение к нему также имеют и дисклеймеры об «устаревших культурных стереотипах», которыми с недавнего времени снабжены некоторые классические диснеевские мультфильмы. Среди самых ярких образчиков такого рода архаизмов, требующих ревизии, — ворона по имени Джим, которая появляется в «Дамбо» и является напоминанием о Jim Crow Law, «законе Джима Кроу» (по-английски ворона — crow), поддерживавшем расовую сегрегацию.
«Три кабальеро» / Walt Disney Productions
При этом опрометчиво думать, что это только сейчас искусство стало таким идеологически заряженным и аффилированным с повесткой. Какие-то сиюминутные вещи находили отражение и в диснеевской анимации 1940-х годов, самом, пожалуй, странном периоде студии. Достаточно вспомнить кейс пакетных (состоящих из нескольких сегментов) мультфильмов «Салют, друзья!» и «Три кабальеро». Они появились по заказу Госдепа США во время Второй мировой войны для улучшения добрососедских отношений со странами Латинской Америки (таким образом североамериканское правительство хотело нейтрализовать влияние нацистской Германии на своих южных соседей) и буквально спасли находящуюся на грани банкротства студию. Уже готовые к бунту аниматоры принялись с энтузиазмом рисовать истории про то, как Дональд Дак открывает для себя чужую культуру и знакомится с ее национальными героями, будь то бразильский попугай Жозе Кариока или мексиканский петух Панчито Пистолас. Заметим, что эти мультфильмы способны поразить до сих пор — как сочетанием анимации и игрового кино, так и большим количеством безумия (есть ощущение, что они снимались под мескалином).
«Похождения императора» / Walt Disney Productions
Вышедшая в 1939 году «Белоснежка и семь гномов» задала определенные тематические стандарты для диснеевской анимации, но ошибочно предполагать, что мультфильмы студии исчерпываются только историями про принцесс и принцев, а также помогающих им поющих зверюшек. Восьмидесятилетнее наследие студии гораздо более разнообразно и помимо общепризнанной классики типа «Пиноккио», «Дамбо», «Бэмби», «Алисы в Стране чудес», «Питера Пэна», «Леди и бродяги», «101 далматинца», «Книги джунглей», «Робин Гуда» и «Приключений Винни» включает в себя, например, такой смелый формалистский и стилистический эксперимент, как симфоническая «Фантазия» (и ее ремейк «Фантазия-2000»), мрачное дарк-фэнтези «Черный котел», экранизацию британской и американской школьной литературы («Ветер в ивах» по Кеннету Грэму и «Сонную лощину» по Вашингтону Ирвингу), роман воспитание «Меч в камне», очень французских по вайбу «Котов-аристократов», артур-конан-дойловский детектив «Великий мышиный сыщик», квазиантичный миф «Геркулес», а также характерное больше для студии Warner Bros. приключенческое бадди-муви «Похождение императора» и стильный стимпанк «Атлантида: Затерянный мир».
«Атлантида: Затерянный мир» / Walt Disney Pictures
При этом не будем забывать про «Диснея» 2000-х годов, отмеченный не только печатью позора (в какой момент студия достигла дна — на картине «Не бей копытом» или «Цыпленок Цыпа», — пусть рассуждают специалисты), но и поиском новых тем и киноязыка (чего только стоили трехмерные джунгли на фоне двухмерного Тарзана!). Именно в этот период появились сделанный под «Землю до начала времен» «Динозавр», гавайско-инопланетный броманс «Лило и Стич», эклектичный пиратский сайфай «Планета сокровищ», анималистский эпос про эскимосов «Братец медвежонок», ответ «Джетсонам» — «В гости к Робинсонам» и другие, совершенно неконвенциональные проекты студии.
«Утиные истории: Сокровища потерянной лампы» / Walt Disney Pictures
На данный момент только три сиквела Walt Disney Animation Studios вышли в кинотеатрах — «Спасатели в Австралии», «Ральф против интернета» и «Холодное сердце-2». Другие официальные продолжения были выпущены австралийским подразделением Disney Toon Studios (первоначально Disney Movietoon) главным образом на домашних носителях (за исключением «Питера Пэна в Нетландии» и второй «Книги джунглей»). При этом первым анимационным фильмом студии стал все же не сиквел, а полнометражка «Утиные истории: Сокровища потерянной лампы», снятая по мотивам одноименного мультсериала.
«Возвращение Джафара» / Walt Disney Home Video
Кстати, из-за того что сиквелы и триквелы «Аладдина», «Красавицы и чудовища», «Короля Льва», «Русалочки» и «Золушки» (весь список можно посмотреть здесь) выходили преимущественно сразу на видео, это сильно сказывалось на качестве их анимации — но не драматургии. Не все, но некоторые картины — например, «Возвращение Джафара», вторая «Мулан» и, скажем, третья «Золушка» — сюжетно и драматически совершенно ничем не уступают оригинальным мультфильмам. Впрочем, век DisneyToon был недолгим: в середине 2000-х после смены руководства и поглощения Pixar компания «Дисней» решила свернуть часть проектов студии, в том числе «Котов-аристократов II», «Пиноккио II» и «Дамбо II», а в 2018 году он и вовсе прекратил свое существование. За это время DisneyToon, правда, успел выпустить несколько мультфильмов про фей и дилогию «Самолеты», премьера которых в России проходила с особой помпой, после того как выяснилось, что одна из героинь, самолет Таня, родом из России, а конкретно из Челябинска.
«ВАЛЛ*И» / Disney/Pixar
Все просто: есть классические мультфильмы студии «Дисней», а есть мультфильмы студии «Пиксар» — и хотя формально они принадлежат одной и той же компании, это два разных бренда с очень разной историей (в случае «Пиксара» она вообще насчитывает всего 25 лет) и подходом к сторителлингу. В 2000-е и первой половине 2010х «Пиксар» мог похвастаться прорывной анимацией («ВАЛЛ*И»), гораздо более взрослым нарративом («Вверх») и экспериментальными историями («Головоломка») плюс суперуспешной франшизой «История игрушек», которая с каждой новой частью становится только круче.
«Храбрая сердцем» / Disney/Pixar
Тем не менее все это деление отчасти условно, и, например, несмотря на то, что принцесса Мерида из мультфильма «Храбрая сердцем» относится к «Пиксару», ее можно легко встретить на посиделках диснеевских принцесс в «Ральфе против интернета». То есть Мерида — самая известная недиснеевская «диснеевская» принцесса и, кстати, первая главная женская героиня «Пиксара». Озвученная шотландской актрисой Келли МакДональд (звездой «На игле» и «Подпольной империи»), она в свое время была названа «глотком свежего воздуха среди диснеевских принцесс» и «сказочной феминисткой» (чтобы это ни значило).
«Анастасия» / 20th Century Fox
Мы уже писали об этом, но нелишним, наверное, будет напомнить, что не все мультфильмы, которые отечественные миллениалы в детстве смотрели на видеокассетах, принадлежат студии «Дисней» — даже те, которые очень похожи на диснеевские. В первую очередь это касается «Принцессы-лебедь» и «Анастасии». Впрочем, после приобретения студии 20th Century Fox, «Дисней» чисто теоретически может взять Анастасию в свой пантеон принцесс — было бы желание.