Москва

5 спектаклей по Гоголю в постановке кукольных театров — на «Золотой маске» и не только

Алексей Гончаренко
На фестивале «Золотая маска» сразу два спектакля по произведениям Николая Гоголя будут бороться за национальную премию в номинации «Театр кукол». Конечно, их не следует пропустить. В Москве тоже есть стоящие постановки по Гоголю в куклах, что логично. Абсурд и страхи Николая Васильевича отлично поддаются режиссерам, которые понимают, как неживое превращается в живое и наоборот.

    «Ревизор»

    Страх нашли

    В спектакле Театра кукол Карелии в постановке Игоря Казакова нет кукол в привычном понимании, вернее, сами актеры с помощью гротескных масок-голов превращаются в кукол. Только они могут существовать в буквально покосившемся пространстве с нереально большими крысами и клопами. Все это работает на общую тему страха, который здесь по-гоголевски смешан со смехом, и эта пропорция в спектакле — единственная соразмерная человеку. Подробнее

    «Гоголь. Триптих»

    Про-три Гоголя

    Еще один спектакль Игоря Казакова. «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине», «Записки сумасшедшего» — три части спектакля, которые позволили сразу трем отличным актерам из Екатеринбурга — Герману Варфоломееву, Валерию Полянскову и Александру Шишкину — получить свои частные актерские номинации на «Золотую маску». Каждый из них одновременно и рассказчик, и персонаж, окруженный странными куклами разных масштабов, которые по их привычке отдыхают в ящиках, напоминающих людям не жизне-, а смертопрепровождение. Подробнее

    «Майская ночь»

    Спектакль с закрытыми глазами

    Первый в России спектакль, который полноценно могут воспринимать зрители при отсутствии зрения. В ход идут слух, обоняние, тактильные ощущения и даже вкус. Звучит магический текст Гоголя, переходящий в пение или шепот, где-то рядом дует ветер, а за столом можно отведать теплую картошку. Так режиссер Каролина Жерните с помощью эксперимента бережно сохраняет не только слово, но и атмосферу произведений автора. Купить билет

    «Ночь перед Рождеством»

    Традиционно и празднично

    В театре кукол, как ни в каком другом, удаются полеты и превращения, сказочные персонажи из иного мира и характерные герои-люди. Режиссер Екатерина Образцова ставит гоголевскую прозу, как это мог бы делать ее великий дед, привлекая в соратники художника Сергея Алимова, чьи иллюстрации к произведениям Николая Васильевича стали хрестоматийными.

    «Шинель»

    Иногда он возвращается

    Персонажи повести Гоголя буквально выходят из шинели. В огромных распахнутых полах своей одежды рассказчик находит кукол, которым как никому подходят роли «маленьких людей». И дело тут не в социальном статусе персонажей: все они подчиняются воле судьбы, а в данном случае — автора. Режиссер Николай Рингбург внимателен к подробностям хрестоматийного текста и деталям реквизита. Купить билет