Все развлечения Москвы
5 китайских аниме, которые не хуже японских
Можно смело утверждать, что про японскую анимацию знают все. Аниме давно превратилось в культурный феномен, беспокоящий как пытливые умы молодых людей, так и твердые лбы излишне заботливых взрослых. Поэтому неудивительно, что мир полнится произведениями, пытающимися перенять узнаваемую аниме-эстетику. Это и никелодеоновский мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге», и брутальная нетфликсовская «Castlevania», и французский «Wakfu». Тот же Китай, куда более близкий сосед Страны восходящего солнца, уже давно является пристанищем фанатов аниме и манги. Здесь процветает индустрия комиксов-маньхуа, а местные аниматоры успешно работают субподрядчиками для японских студий. Так что логично, что несколько лет назад Китай начал активно представлять свой продукт привередливому взору любителей аниме, пробившись на японское телевидение и в мировые кинозалы. Автор и специалист сайта «КГ-Портал» по японским играм, аниме и манге Николай Шутов к премьере мультфильма «Хрустальное небо вчерашнего дня» составил для «Афиши» далеко не исчерпывающий, но крайне интересный список китайского аниме.
Николай Шутов
15 марта 2019

«Хрустальное небо вчерашнего дня»/«Zuo ri qing kong» (2018)

Вдохновленный Макото Синкаем мультфильм про старшеклассника, который пытается завоевать сердце красавицы

С этим чудом китайской анимации можно познакомиться уже с 14 марта. Трейлеры обещали отличную и очень красивую историю взросления и первой любви — собственно, так оно и оказалось. По уровню детализации и красоты полнометражка может сравниться с произведениями мастера рисования облаков — Макото Синкаем («Твое имя», «5 сантиметров в секунду»). Что неудивительно, потому что «Хрустальное небо вчерашнего дня» — это история не только персонажей, но и страсти своего создателя.

Гун Ицзянь — художник оригинального комикса-маньхуа, легшего в основу фильма — долгие годы мечтал увидеть свое творение в анимированной форме. И активно работал над воплощением своего желания в жизнь. В 2013 году Гун самостоятельно спродюсировал четырехминутный промотизер, который должен был привлечь внимание потенциальных киноделов. А получив изрядную порцию зрительских отзывов и заручившись поддержкой команды из Guton Animation Studio, Гун Ицзянь наконец воплотил задумку в реальность, сняв, по его словам, фильм для миллениалов — детей восьмидесятых и девяностых годов.

Помимо выдающегося визуального ряда, стоит отметить волшебный саундтрек (этот момент еще сильнее роднит «Хрустальное небо» с работами Синкая) и отличный дубляж, над которым работал небезызвестный в анимешной среде Вячеслав Ancord Козлов.

 

«По ту сторону океана»/«Dayu haitang» (2016)

Сделанная под Хаяо Миядзаки анимационная картина про волшебных обитателей океанских глубин

А это самое знакомое отечественному зрителю произведение — анимационный фильм режиссеров Ляна Сюаня и Чжана Чуня «По ту сторону океана». Вышедшая в 2016 году сказка повествовала о шестнадцатилетней Юне — волшебном создании из океанских глубин, пытавшемся вернуть к жизни случайно погубленного ею мальчика-рыбака. Получившееся кино смело можно назвать признанием в любви к творчеству Хаяо Миядзаки.

Фильм поражает своей визуальной составляющей: плавностью анимации и фантазией, с которой создатели подошли к изображению мира духов. Сюжетно же авторы пытались поймать то самое чувство сказочного сна, что присуще многим фильмам мэтра Миядзаки. Успешно или нет — решайте сами, но фильм смело можно рекомендовать для просмотра всей семьей, несмотря на удивительный возрастной рейтинг 16+ в отечественном прокате.

 

«Стать героиней»/«To Be Heroine» (2016)

Сюрреалистический мультсериал про девушку, которая попадает в волшебный мир, где ей предстоит примерить на себе роль героини

В 2016 году китайская анимационная студия Haoliners Animation League начала активное продвижение своего контента на японский рынок и выпустила целый скоп сериалов разной степени смотрибельности. В том числе и «Стать героем» («To Be Hero»), необычный проект, сценаристом которого выступил экстравагантный мастер японского сюрреалистического анимированного юмора Синъити Набэсин Ватанабэ. У него вышла очень странная супергеройская комедия про дизайнера унитазов, превратившегося из импозантного мужчины в пошлого жирдяя. Сочетание сомнительных шуток с не лучшей анимацией впечатлило далеко не всех.

Но спустя два года студия решила повторить попытку создания супергеройской комедии, предварительно избавившись от сумрачного гения Набэсина. Так родился сериал «Стать героиней» («To Be Heroine») — как кажется поначалу, полностью игнорирующий события и персонажей первого сезона. Теперь рассказ ведется о старшекласснице Футабе, попавшей в мир, где одежда превращается в антропоморфные персонификации воинов. Вот тут уже появился и куда более универсальный юмор, и изобретательная постановка битв. Да и вообще, получился отличный сериал для любителей крутого сюрреализма. При этом смотреть рекомендуется в первую очередь веб-версию «To Be Heroine», а не эфирную, где из-за ограничений таймслота приходилось то резать одни серии, то растягивать другие.

 

«Аватар короля»/«Quan zhi gao shou» (2011–2014)

Киберспортсмен пытается вернуться в мир видеоигр

К сериальной китайской анимации в аниме-сообществах относятся как к диковинке. Вроде она и внешне на аниме похожа, и версии, которые доходят до западного зрителя, зачастую озвучивают привычные голоса, однако китайские сериалы чаще всего ничем не выделяются и остаются незамеченными. Но бывают и исключения. Например, «Аватар короля», сериал, основанный на одноименной веб-новелле писателя Худе Ланя («Butterfly Blue») о киберспорстмене-ветеране Сю Е.

Главный герой был капитаном престижной профессиональной команды в MMORPG Glory, но в результате махинаций руководства был вынужден ее покинуть и отказаться от своего чемпионского аватара. В результате Сю Е остается без средств к существованию — и с фактическим запретом на участие в соревнованиях на год. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он устраивается на должность ночного менеджера интернет-кафе, где начинает с нуля взращивать нового персонажа.

Это отличная драматическая история с развивающимся по ходу действия протагонистом, приправленная очень достойным экшеном в местной виртуальной игре. К тому же сериал является живым доказательством того, что фэнтезийный сеттинг с RPG-элементами можно успешно использовать и без перемещений в параллельные миры. В общем, неудивительно, что сериал обрел популярность и на Западе.

 

«Громовая фантазия»/«Thunderbolt Fantasy» (2016)

Кукольный мультсериал с неописуемыми сражениями

«Громовая фантазия» — одно большое исключение в данном списке. Сериал произведен на Тайване (что делает его отношение к Китаю крайне спорным), и он не анимированный, а кукольный (что тоже вызывает сомнения), но пройти мимо него нельзя. Потому что перед нами отличное боевое фэнтези по сценарию известного своими закрученными сюжетами и полным пренебрежением к безопасности персонажей Гэна Мясника Уробути — и все это под музыку мастера эпичного саундтрека Хироюки Савано.

Как это ни странно прозвучит, но поставленные с помощью кукол схватки выглядят не просто необычно, но лучше многих анимированных аналогов. Изобретательности, которую аниматоры вкладывают в движения кукол, чтобы создать плавный и динамичный экшен, можно только подивиться. Собственно, хотя бы ради одной лишь постановки битв стоит приглядеться к этому странному кукольному безобразию — а продолжить смотреть ради увлекательной истории путешествия по страдающему от гнета некроманта миру.