Биография, Драма, Музыкальный |
16+ |
Бернард Роуз |
30 января 2013 |
28 ноября 2013 |
2 часа 2 минуты |
teufelsgeiger-film.de |
Однажды после концерта к Паганини обратилась восторженная поклонница:
- Маэстро, я готова сделать все, что угодно, чтобы всегда быть рядом с вами.
- Для этого вам нужно стать скрипкой Страдивари,- ответил музыкант.
Не секрет, что жизнь великого итальянского скрипача Никколо Паганини как будто создана для масштабной экранизации. Авторы "Паганини: скрипач дьявола" изобретать велосипед не стали и сделали акцент на так называемых "страстях" гениального музыканта (со всеми вытекающими). На главную роль был приглашен (attention, please!) американо-немецкий скрипач-виртуоз и просто красавец Дэвид Гарретт, который, по его собственному признанию, является большим любителем музыки Моцарта и Мэрилина Мэнсона. Так что поклонники Паганини, будьте готовы к тому, что в этом фильме Гарретт играет фактически самого себя. Главный герой - невольный гедонист, утопающий во всеобщем обожании и ненависти одновременно, а в промежутках - truly idol и гений скрипки. Чем не байопик рок-звезды поколения нулевых? Окончательно слиться с самим собой, не выходя при этом из образа Паганини, начинающему актеру мешает сюжетная канва, в которой он вынужден сражаться то со скрипкой (коварное искусство всегда требует жертвоприношений, в прямом смысле), то с обществом (в лице милейших дам и непонятных пуритан), то с самим собой. И вот последнюю битву наш многострадальный герой безоговорочно проигрывает. Правда, на исходе душевных сил он всё-таки встречает чистую и невинную девушку-певицу, но разорвать порочный круг не так-то просто. Не знаю как вам, а мне сюжет отчаянно напоминает того же "Распутника" с Джонни Деппом или, на худой конец, недавнего "Дориана Грея". Но что бы там ни думалось, Дэвид Гарретт - несомненная удача кастинга. Во всяком случае на экране страдает он так же виртуозно, как играет в жизни (скрипка в его руках буквально трещит по швам). Правда, где-то на 30 мин. просмотра вспоминается официальная (и не очень) биография самого г-на Паганини, который, как известно, всю жизнь преклонялся перед своим кумиром, английским поэтом лордом Байроном, который, к слову, по части эпатажа в своё время ни в чём не уступал тому же Мэнсону, а по части экстравагантности и гениальности - Моцарту. Но при всей своей любви к романтизму и всевозможным загадкам Паганини никогда не пытался "казаться", он просто был - некрасивым (привет голубоглазому Гарретту), болезненным (всё родом из детства), непонятым (общество образца XIX века, конечно преклонялось перед его талантом, но принимать таким, каким он был на самом деле, упорно отказывалось), одиозным гением ("талант не любят, а гения ненавидят" - его слова) и немного гедонистом (надо же себя чем-то радовать на волне всеобщей меланхолии и недоверчивости). А таких людей гораздо проще демонизировать и приписывать всевозможные пороки, чем разбираться в тонкостях душевной организации. Впрочем, в остальном придраться в фильме решительно не к чему. Кино в меру увлекательное, местами мрачноватое (даже готичное), местами походящее на полноценный реквием по гениальному музыканту, да и снято всё со всем возможным вкусом (и слухом). Правда, сам Паганини вряд ли бы остался доволен подобной интерпретацией. Достаточно вспомнить его завещание. "Запрещаю пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты играли реквием. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку родной Генуе, чтобы она хранилась там. Отдаю душу великой милости творца." Да будет так, маэстро!
19 ноября в Москве состоялся премьерный показ фильма Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола», который мне посчастливилось посетить. Особенностью вечера было присутствие на премьере исполнителя роли Никколо Паганини, скрипача-виртуоза мирового уровня Дэвида Гарретта. Он лично представил фильм, над которым работал в течение трёх лет. Приятным сюрпризом для зрителей было исполнение им перед началом фильма композиции Майкла Джексона «Smooth Criminal» и отрывка из знаменитого произведения Паганини, которые он с лёгкостью сыграл на скрипке.
О фильме могу сказать, что он произвёл на меня сильное впечатление, хотя я и понимал, что данная экранизация имеет под собой, в первую очередь, художественную интерпретацию эпизодов из жизни Паганини с некоторым налётом мистики и не стремится соблюдать историческую точность. Было приятно, что роль великого мастера исполнил настоящий виртуоз современности. Этот вечер запомнился мне как прикосновение к классическому искусству.
После просмотра фильма понимаешь, что все легенды, существующие о Паганини и его «дьявольской сущности», были вызваны завистью к его редкому дару. Приятно осознавать, что вне зависимости от того как относились к Паганини его завистники, справедливость восторжествовала: величие его таланта, увековеченное в произведениях, сделала его поистине бессмертным.
P.S. На память о сеансе у меня остался автограф Дэвида Гарретта ;)
Пусть меня закидают булыжниками, но считаю данное зрелище одним из лучших за 2013 год. Большой "респект" подбору актёров, из них нет никого, кто откровенно раздражал или казался не на своём месте. В какой то момент в зале, где находилось не больше 10 (!) зрителей хотелось встать и апплодировать. Возможно это музыка скрипки и гения-виртуоза уже нашего времени Девида Гаретта (для меня это открытие) и несравненные произведения Николо Паганини сделали большую часть впечатлений, но всё же. Соглашусь с аппонентом, что есть какая то недосказанность, но для просмотра биографических фильмов нужно информационно просветится. Это кино не для "развлекухи", здесь есть конкретный посыл, где гений своего времени, с детства живущий только музыкой и откровенно любящий её, забитый церковью и викторианской моралью имеет право на раскрепощение. Предполагаю, что в фильме немного гипертрафировали развратную натуру Паганини, но факт остаётся фактом - церковью отвергнут, женщины готовые отдаться только за взгляд и тут же, тяжёлая болезнь, сопровождающая до конца жизни. Тем не менее фильм удался и пусть у него избранная публика и малочисленная, но это кино для тех, кто реально понимает в чём труд достижения великого пути к высокому искусству.
интересно, тот, кто написал в описании этого фильма "байопик" что-нибудь про Поганини знает? или так было на коробочке с фильмом написано, а мы просто транскрибировали... без поправок на то, что это – американцы, а у них даже Анна Коренина в озере тонет.
в общем, я получил очередное подтверждение, что платить деньги за просмотр заокеанских "творений" упаси Бог. набор штампов, рассчитанный на поклонников комиксов и саг про подростковую любовь девушки с волком (Мизулина, обратите, пожалуйста, внимание).
вероятно, режиссер хотел экранизировать "Доктора Фаустоса" Томаса Манна. но продюсер сказал: не поймут (конечно, современные американцы зачитываются оттенками серого, а не толстыми нудными книжками), нужно звонкое имя... скажем, Полуэкт, ой - Поганини. и побольше соплей.
вуаля, т.е. велдоне! извольте кушать!
но если вы не восторгаетесь Эрикой Леонард Джеймс, я бы очень не советовал пытаться следить за сюжетом: просто войдите в зал, закройте глаза и слушайте. а лучше - скачайте с торрентов саундтрек.
и ради Бога, не ходите на этот фильм! не платите деньги - такое не должно повторяться!
с другой стороны, думаю, музыка, да и сама личность Паганини у кого-то именно после фильма вызовут определенный интерес. так может, оно кому-нибудь нужно (все средства хороши)?
мой ответ - нет, только не так