Петербургская Александринка — театр для тех, кто любит историю. Это не первый театр в истории России, но первый государственный. Талантливый актер-самоучка Федор Волков — купеческий сын, получивший хорошее образование и посвятивший себя искусствам — собрал свою труппу в Ярославле еще в 1750-м. Вскоре слухи о спектаклях ярославцев дошли до императрицы Елизаветы, которая вызвала труппу Волкова к себе в Петербург и оставила самых способных актеров наращивать мастерство в тогдашней столице. В 1756 году Волков с товарищами вошли в труппу учрежденного Елизаветой Русского для представлений трагедий и комедий театра — это был будущий Александринский. Свое название — в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, — театр получил в 1832 году, когда построили здание Александринки, автором проекта был легендарный архитектор Карл Росси. В советское время театру присваивали имя Пушкина, но с распадом СССР вернулись к императорскому варианту. Главными достоинствами дореволюционной Александринки были труппа — в нее входили как звезды своего времени, так и большие мастера ролей второго плана — и внимание к актуальной российской драматургии. Здесь нередко при участии самих авторов пьес ставили только что написанные тексты Гоголя, Островского, Чехова. В начале XX века Александринский двинулся в сторону набиравшего популярность режиссерского театра: на его сцене, например, работал один из главных авангардистов своего времени Всеволод Мейерхольд. С 2003 года Александринский возглавляет режиссер Валерий Фокин, внимательный и к театральной истории, и к современности. При нем вплоть до середины 2010-х в театр привозили спектакли больших европейских мастеров, звали ставить интересных неформалов из Петербурга, построили современную Новую сцену. Однако с годами театральное окно в Европу сузилось, и Александринка все больше полагается на собственные ресурсы, например по-прежнему интересную и разноплановую труппу.
Художественный руководитель Александринки Валерий Фокин поставил на ее сцене много примечательных спектаклей. Например, «Маскарад. Воспоминания будущего», масштабный спектакль о спектакле — «Маскараде» Всеволода Мейерхольда, премьера которого состоялась в Александринском в дни Февральской революции 1917 года. Еще один важный герой на сцене Александринского — его главный режиссер Николай Рощин. Среди постановок Рощина выделяются готичный «Ворон» по пьесе классика итальянского театра Карло Гоцци и искрящийся театральной энергией «Сирано де Бержерак» — актуальная история о герое-бунтаре. На основной сцене Александринки обязательно нужно увидеть «По ту сторону занавеса» украинского режиссера Андрия Жолдака — магическую мистерию по «Трем сестрам» Чехова, где зрители рассажены на одной сцене с артистами. Другие заметные спектакли Александринки последних лет — отмеченная премией «Золотая маска» «Оптимистическая трагедия» Виктора Рыжакова, «Преступление и наказание» венгерского режиссера Аттилы Виднянского, «Мамаша Кураж и ее дети» и «Маузер» греческого авангардиста Теодороса Терзопулоса.
Узнать расписание спектаклей и купить билеты в Александринский театр вы можете на сайте «Афиши». Здесь же можно почитать отзывы театральных критиков и реальных зрителей, посмотреть фотографии спектаклей и узнать больше об авторах постановок, а также найти адрес и время работы театра.
+7 (812) 401 53 41 |
Санкт-Петербург, пл. Островского, 6 |
alexandrinsky.ru |
Вконтакте |
Театр, который восстает из праха. Архитектурный шедевр Карла Росси, названный в честь жены Николая I. До революции считался главной театральной площадкой империи; в историю XX века вошли постановки Мейерхольда и Вивьена. В 2003 году столичный режиссер и менеджер Валерий Фокин начал выводить театр из многолетнего застоя. Он задумал вернуть Александринке статус российской «Комеди Франсез», развивая традиции русского психологического театра в спектаклях классического репертуара. В афише уже есть три постановки такого уровня: «Ревизор» и «Двойник» самого Фокина и «Эдип-царь» грека Теодороса Терзопулоса. В 2006-м завершилась первая тотальная реставрация здания — теперь это один из самых роскошных и технически оснащенных театров мира. Зал выглядит точно как при Чехове; на пятом этаже открыт эффектный музей костюма и бутафории.