Москва

Выставки ноября в Петербурге: скульптура, Бродский и панк

Дарья Мартыненко
Ликбез по скульптуре XX века, антропологическое исследование семейной памяти и погружение в панк-культуру — собрали выставки, которые музеи и галереи подготовили к ноябрю в Петербурге.
  • 7.6
    Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век
    закончилась 3 декабря 2023 Скульптура

    Петербургский Манеж не перестает радовать сильными выставками — на этот раз в партнерстве с Третьяковкой и Русским музеем. Продолжая проект 2021 года об истории русской скульптуры XVIII–XX столетий, новая экспозиция фокусируется на ее развитии в прошлом веке — наиболее сложном, многогранном и недостаточно изученном периоде в контексте этого вида искусства. На выставке собрано более трехсот скульптур из сорока восьми российский собраний. Среди них — работы двухсот ваятелей, в том числе Михаила Аникушина, Веры Мухиной, Эрнста Неизвестного, Степана Эрьзи и многих других менее известных творцов. Интересно, что концепция проекта объединяет два культурных пласта ХХ столетия и предлагает проследить хронику XX века в скульптуре и скульптуру XX века в документальной хронике.

    Подробнее о выставке
  • Исчезнет или превратится
    закончилась 10 декабря 2023 Инсталляция

    В Петербурге уже в седьмой раз проходит фестиваль искусств Востока DairaFest. Центральное событие — выставка в пространстве «Брусницын». Это художественная интерпретация исследований семейной памяти и традиций в Азербайджане, Узбекистане, Турции, а также в Татарстане и Дагестане. Экспозиция разделена на пять глав. Внутри каждой разворачивается история поколений одной семьи, в которой бережно сохраняется какая-то традиция: ремесленное искусство, духовное знание, музыка, кочевничество или антикварный родовой музей. Посетители словно окажутся в настоящей этнографической экспедиции и попадут в камерное пространство каждой семьи, наполненное звуками их дома, документальными монологами, старинными фотографиями, предметами этнографии, аудиоинсталляциями и видеоартом.

    Подробнее о выставке
  • 9.5
    Панк-культура. Король и Шут
    до 14 июля Инсталляция

    После показа в московском «Винзаводе» масштабную экспозицию о феномене панка теперь привезли в Петербург. Разглядывая интерактивные объекты от Planet9, архивные материалы и современные арт-инсталляции, можно узнать, как эта субкультура влияла на моду, искусство и жизнь людей по всему миру. Выставка построена в виде двух образных таймлайнов: один расскажет об истории жанра от рождения группы Sex Pistols до современного русского панка, а другой — о  группе «Король и Шут». Петербург в ее истории занимает особое место: на этот раз появятся материалы о культовом ленинградском панк-рок-клубе Tamtam, где они выступали со своими первыми концертами. А еще здесь есть зал с работами отечественных концептуалистов и постмодернистов Егора Летова, Сергея Пахомова и других художников. 

    Подробнее о выставке
  • Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя
    закончилась 3 марта 2024 Живопись

    Новый проект в Музее Академии художеств построен как диалог двух современников. Это живописец Николай Фешин и скульптор Степан Эрьзя, чьи судьбы оказались схожи. Оба получили академическое образование, оба экспериментировали, соединяя народное искусство и современность. И оба эмигрировали из страны в 1920-е годы: Фешин — в США, а Эрьзя — в Аргентину, поэтому признание на родине получили гораздо позже, чем за ее пределами. Чтобы проследить сходства в творческих поисках художника и скульптора, на выставке показывают более 150 их работ из коллекции Музея Академии художеств и еще 12 институций. Это и модерновая живопись Фешина, где он обращается к разным стилям и направлениям, не разрушая целостности своей живописной системы, и эксперименты Эрьзи с самыми разными материалами: мраморные портреты и скульптуры из кебрачо, альгарробо и урундая — прочных, фантазийных, причудливых по форме и текстуре пород субтропического дерева.

    Подробнее о выставке
  • Ян Гинзбург. Atelier Paradis
    закончилась 24 февраля 2024 Инсталляция

    В Галерее Марины Гисич открывается любопытный проект последователя нонконформиста Иосифа Гинзбурга — Яна Гинзбурга, известного ремодернистскими исследованиями моделей художественного производства XX века. На этот раз, сортируя слои ушедших в прошлое стилей, Ян Гинзбург восстанавливает событие, которого не было. Посетители словно попадут на поэтический вечер молодого Эдуарда Лимонова. Среди гостей — по-разному близкие люди, от наставников в литературном мастерстве до близких друзей, жен и сексуальных соперников. Отталкиваясь от основной профессии Лимонова после переезда из Харькова в Москву, Гинзбург восстанавливает сшитые молодым поэтом штаны в другом материале, напоминающем об индийских сари и американской геометрической абстракции 1970-х. Инсталляция предлагает насладиться игрой цитат из художников этого периода: тела участников поэтического вечера составлены из торсов, отсылающих к Игорю Макаревичу, и конечностей, смоделированных на основе героической анатомии Эрнста Неизвестного. 

    Подробнее о выставке
  • В музее «Полторы комнаты» проходит выставка-воспоминание о том, как в 1964 году по обвинению в тунеядстве Иосифа Бродского сослали в глухую деревню Норинскую в Архангельской области, где он провел полтора года, работал батраком и написал больше двухсот стихотворений. И все это среди обычных крестьян, которые и стали главными героями выставки. В ее основу, помимо стихов и рисунков поэта, легли рассказы Елены Якович и Алексея Шишова (авторов фильма «Прогулки с Бродским»), которые весной 1996 года, сразу после смерти Бродского, поехали в Норинскую и засняли всех тех, кто еще помнил поэта. Например, Таисию Пестереву, у которой он жил первые недели пребывания в ссылке, Марию Жданову, работавшую на почте, Альберта Забалуева, опубликовавшего два стихотворения Бродского в газете «Коношский призыв», и других.

    Подробнее о выставке
  • Суд Париса. Рождение богини
    закончилась 21 апреля 2024 Живопись

     

    В Шереметевском дворце открывается традиционный осенний блокбастер в рамках фестиваля «Дягилев P.S.». Название выставки отсылает к эрмитажной картине Менгса на сюжет древнегреческого мифа «Суд Париса», где богини Афродита, Афина и Гера олицетворяют аспекты вечной женственности: любовь, мудрость, заботу. На выставке же решили вспомнить различные архетипы женщин, которые вдохновляли российских художников в разные эпохи, в лице балерин, певиц и актрис. Открывает экспозицию зал «Мои богини!» — образ фантазийного Олимпа, где обитают идолы сценического искусства. А следующие разделы исследуют три пути, ведущие на вершину славы: «Путь на Олимп», «Путь на Голгофу» и «Светлый путь». Всего на выставке представлено 40 героинь, их портретов и историй. Например, как Орест Кипренский уподобил актрису Екатерину Семенову музе трагедии, любимыми моделями Альфреда Эберлинга были балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина, а Юрий Анненков превратил портрет своей жены Елены, последовательницы Дункан, в эмблему эпохи авангарда. 

    Подробнее о выставке
  • Александр Даниэль. Незаконченное
    закончилась 7 января 2024 Живопись

    В музее «Эрарта» проводят выставку современника художника Александра Даниэля — участника «эрмитажной группы» Григория Длугача, который в свое время учился у Кузьмы Петрова-Водкина в Академии художеств и был отчислен за «формализм». Изучая, копируя и интерпретируя эрмитажные полотна, Длугач и его последователи искали логические построения в том, что великие мастера (от Веронезе до Врубеля и Пикассо) делали интуитивно, — идеал «камня», то есть цельности композиции, цвета и вечности образа в пространстве и времени. Пробыв в группе пять лет, Александр Даниэль, пошел своим творческим путем и немного трансформировал метод в более «современный» за счет динамизма. Сегодня он создает экспрессивные стереоскопичные пейзажи и часто использует метафоры и особенно символику Распятия в картинах: превращает классические натюрморты в аллегории Голгофы, а в работе «Урок анатомии» можно увидеть, как толпа критиков распинает художника на мольберте.

    Подробнее о выставке