Восемь отпрысков семьи Бриджертон (каждый назван по английскому алфавиту: Энтони, Бенедикт, Колин, Дафна, Элоиза, Франческа, Гиацинта и Грегори) пытаются найти счастье в лондонском высшем обществе эпохи Регентства. Так, например, Дафна (Фиби Дайневор) хочет выйти замуж не по расчету, а по любви, поэтому она заключает сделку с известным ловеласом Саймоном Бассетом (Реже-Жан Пейдж), герцогом Гастингсом, согласно которой они будут изображать влюбленную пару. Тогда от нежелающего жениться герцога отстанут настойчивые невесты и их мамочки, а от нее — назойливые женихи. При этом есть один нюанс: Саймон — темнокожий, как и половина аристократии при дворе королевы Шарлотты.
Отличительные особенности
Шоураннер Крис Ван Дусен прямым текстом называет «Бриджертонов» «браком между фантазией и реальностью». Действие сериала по мотивам романов Джулии Куинн разворачивается в Лондоне XIX века во время реальной исторической эпохи, известной под названием Регентство, — периода, когда Англией правил принц-регент Георг IV вместо своего недееспособного отца Георга III. Личность весельчака и балагура Георга наложила отпечаток на эпоху, избыточность которой запечатлели в своих романах Джейн Остин и Уилльям Теккерей. «Бриджертоны» верно улавливают пышность Регентства, но в остальном обращаются с эпохой как с песочницей, где можно все — выдумывать целое семейство Бриджертон, вольно обращаться с модой времени и вводить инклюзивный актерский состав разного происхождения на радость зрителям. Например, королеву Шарлотту играет темнокожая актриса Голда Рошевель. Это любопытное решение, потому что в XX веке некоторые исследователи полагали, что Шарлотта и вправду могла быть темнокожей, однако весомых доказательств этому найдено не было.
Несмотря на то, что «Бриджертоны» стали нетфликсовским хитом (на старте на стриминге их посмотрели 63 млн пользователей), шоу прилетело как справа, так и слева. Скажем, консерваторы в лице писательницы Татьяны Толстой были недовольны заведомой неисторичностью сериала («Американский сериальчик из жизни английского высшего общества 1813 года. 1813-го, подчеркиваю. Дамы высшего общества — чернокожие, фрейлины тоже. Можно подумать, они все от Отелло народились»), а прогрессивные издания обвинили «Бриджертонов» в отсутствии дискуссии об этничности, представителей других этнических групп, колоризме, квирбейтинге и супружеском изнасиловании.
Другие неисторичные исторические постановки
Чаще всего в исторических фильмах мы имеем дело не с прошлым, а с нашей фантазией о прошлом. Отсюда и розовые кеды в «Марии-Антуанетте» (2006) Софии Копполы, и перформативные танцы в «Фаворитке» (2018) Йоргоса Лантимоса, и совсем уж лютая дичь c medvedem на цепи в сериале «Великая» с Эль Фэннинг. На последней хотелось бы остановиться подробнее, все-таки в сериале рассказывается про наше прошлое.
Так вот, шоураннер «Великой» Тони МакНамара не собирался обижать российских зрителей развесистой «клюквой» — по его словам, он просто не любит исторические шоу. А еще говорит, что намеренно пытался сделать как можно больше ошибок, чтобы ни у кого не возникло впечатления, будто показанное в сериале было взаправду. «Великая» в первую очередь пытается найти пересечения истории и современности. Если первый сезон был посвящен тому, как женщина (Екатерина II) оказывается заперта в браке с болваном и деспотом (Петр III), то второй — безуспешным попыткам начитанной зумерки изменить мир к лучшему. Про другие неисторичные исторические постановки можно прочитать здесь.
История про юных подручных Шерлока Холмса, сделанная под сильным влиянием «Очень странных дел» (из менее очевидных референсов вспоминается бельгийский мультик «Тайны старого Лондона» 1995 года). То есть это по большей части не детектив, а фантастика с мистикой, подростковая мелодрама, обильно сдобренная паранормальщиной, зумерскими максимами и новой нормой. Скажем, в глаза сразу же бросается «слепой кастинг». Очень мутного доктора Ватсона, нанимающего подростков для работы, играет темнокожий артист Ройс Пьерсон. Среди ребят тоже царит дайверсити: главная героиня — азиатка (Таддеа Грэм), ее сестра (Дарси Шоу), правда, белая (этот факт будет объяснен в сериале), их друзья — темнокожий (МакКелл Дэвид) и белокожий (Джоджо Макари) парни. Вскоре к ним еще присоединится принц Леопольд (Харрисон Остерфилд), мечтающий посмотреть, как выглядит настоящая жизнь за пределами королевского дворца. Вместе они будут расследовать разные странные случаи, которые в итоге приведут их к Шерлоку Холмсу (Генри Ллойд-Хьюз), ужасным тайнам прошлого и разрыву между мирами (что-то наподобие изнанки из шоу братьев Даффер); в финале, впрочем, герои еще спустятся в канализацию, где их, как в «Оно», мучительными галлюцинациями будет пытать местный «клоун» и главный злодей в исполнении Кларка Питерса — Лестера Фримана из «Прослушки».
Отличительные особенности
Из прогрессивных идей, озвученных в сериале: семью определяют не только кровные узы, ты можешь быть тем, кем захочешь, нужно беречь мир, в котором живешь. Собственно, главный конфликт в сериале — поколенческий: старшие, или, условно говоря, «бумеры» (Ватсон, Холмс и одна особа), натворили в свое время дел, так что теперь более сознательным «зумерам» приходится расхлебывать последствия. При этом викторианский Лондон — всего лишь атмосферный антураж, который позволяет оживить многочисленные готические страшилки: от чудовища Франкенштейна (самый, пожалуй, жуткий эпизод сериала) до Гофмана с Диккенсом. Однако, несмотря на то, что у сериала есть свое обаяние, его все же нельзя назвать во всем удачным. Ему катастрофически не хватает самоиронии: он слишком насупленный и серьезный, как и его главная героиня, сыгранная Таддеа Грэм, которая большую часть времени ходит с таким лицом, как будто проглотила что-то действительно неприятное (совсем как Кейт Уинслет в «Аммоните»).
Многие идеи (скажем, «Берегите мир, мать вашу!») поданы как-то слишком в лоб, а мысль сделать из Ватсона скрытого гомосексуала не отдает свежестью. Плюс видно, что «Нерегулярные части» очень хотят стать новыми «Очень странными делами», но чтобы стать «Stranger Things недостаточно просто собрать в одном сериале отсылки на другие произведения поп-культуры, нужно вдохнуть в историю жизнь, чего у авторов этого шоу не получилось. Поэтому неудивительно, что с таким подходом «Нерегулярные части» не стали настоящим хитом и были закрыты после первого сезона: «Нетфликс» (на котором вышел сериал) хоть и Робин Гуд, но не может давать деньги на проходные проекты бесконечно.
Другие фэнтези-сериалы с дайверсити
Если в «Нерегулярных частях» рассказывается про приключения «зумеров» в викторианском Лондоне, то в уже классической «Молодости Геракла» (1998) с Райаном Гослингом — про «миллениалов» в Древней Греции. Вообще, в этом шоу была проговорена масса подростковых (и не только подростковых) тем, актуальных в 90-е. Там было подтрунивание над токсичной маскулинностью, первая девушка в военной академии (см. также «Солдат Джейн» 1997 года), амазонки как метафора воинственных феминисток третьей волны, кентавры как аллегория всевозможных меньшинств (кстати, Хирона, наставника Геракла, Иолая и Ясона, сыграл темнокожий новозеландец Натаниел Лис), тема культов и сект, набравшая огромную популярность накануне миллениума, и разговор о том, что стоит за громкой славой рок-звезд, кому начинающим музыкантам приходится продать душу, чтобы обрести популярность, и как эта слава отравляет жизнь близких артистов (цикл серий про Орфея и Эвридику).
Из более свежих фэнтезийных сериалов с дайверсити-кастингом (черные эльфы, британская индианка Аня Чалотра в роли волшебницы Йеннифер!) стоит назвать нетфликсовского «Ведьмака».
Последние месяцы жизни Анны Болейн (Джоди Тернер-Смит). Рассказ о ее тяжелых отношениях с английским патриархальным обществом — сластолюбивым мужем, королем Генрихом VIII (Марк Стэнли) и хитрым королевским советником Томасом Кромвелем (Барри Уорд), а также о ее желании сохранить положение своей дочери Елизаветы, будущей королевы.
Отличительные особенности
Это не первый костюмированный британский проект, в котором появляется дайверсити (до этого, например, была «Пустая корона», мы уж не говорим про театр), но, возможно, первый, где на главную роль (белой королевы) была выбрана темнокожая актриса. Стоит сразу сказать, что это не «Волчий зал», который тоже рассказывал про противостояние королевского советника Томаса Кромвеля и Анны Болейн. У сериала нет такой выверенной драматургии и художественных амбиций («Wolf Hall» по заветам кубриковского «Барри Линдона» был снят при естественном освещении), однако это история, рассказанная через густую female gaze оптику, женский взгляд (сценаристка — Ив Хеддервик Тернер, режиссерка — Линси Миллер).
Если «Волчий зал» занимал, скажем так, прокромвельскую позицию, то этот занимает проболейновскую. Цвет кожи Болейн в сериале никак не объясняется, но за ним, конечно же, видно политическое решение: героиня Джоди Тернер-Смит чувствует себя чужой при дворе, и ее внешняя инаковость только подчеркивает это ощущение. В целом сериал интересно написан и симпатично снят; если бы он еще в финале не сваливался в назидательную прокламацию о том, что имя Болейн (жертвы) всегда будет идти с именем Кромвеля (мстительного белого мужчины), то цены бы ему не было. А так — яростный феминистский запал несколько упрощает эту безумно интересную историю, но нисколько не обедняет достижения Тернер-Смит, которая тут настолько убедительна и хороша, что сразу же забываешь про ее внешнее несходство с историческим прототипом.
После того как орда интернет-троллей заминусовала сериал на IMDb еще до выхода на экраны (перед премьерой у него стояла оценка 1,2), сервис обнулил негативные оценки (сейчас у шоу 5,7 на основе 25 тыс. проголосовавших). На «Кинопоиске» рейтинг «Анны Болейн» составляет 1,6 на основе 19 тыс. проголосовавших. Выводы делайте сами.
Другие небелые «Анны Болейн»
Еще на заре кинематографа, в 1933 году, на экраны вышла костюмированная драма «Частная жизнь Генриха VIII» Александра Корды («Багдадский вор»), в котором короля сыграл Чарлз Лотон, а Анну Болейн — Мерл Оберон, британская актриса, родившаяся в Индии и всю жизнь скрывавшая, что ее мать была из племени маори. Для этого она даже выдумала историю о потерянном в пожаре свидетельстве о рождении.
Времена мифического короля Артура. Когда пожилой монарх (Шон Харрис) празднует Рождество за Круглым столом, в зал врывается незваный гость — Зеленый рыцарь, который предлагает собравшимся рыцарям игру: он позволит любому нанести ему удар мечом, но ровно через год в ответ нанесет свой. Вызов принимает молодой племянник короля, сэр Гавейн (Дев Пател), который отрубает Зеленому рыцарю голову. Но тот как ни в чем не бывало встает и удаляется, напомнив юноше об обещании. В канун следующего Рождества Гавейн отправляется в опасный путь, чтобы обрести желанную славу, но, возможно, потерять голову.
Отличительные особенности
Фильм представляет собой очень вольный пересказ знаменитой английской поэмы XIV века неизвестного автора «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Классику взялся переосмыслить американец Дэвид Лоури, знакомый зрителю по семейному фэнтези «Пит и его дракон» и медленной постдраме «История призрака», где Кейси Аффлек час стоял перед камерой под простыней с прорезями для глаз. По уровню радикальности и киноязыку «Легенда о Зеленом рыцаре» явно ближе ко второму. Это подчеркнуто не нарративное кино, где история служит лишь поводом для конструирования вокруг героя невероятного мира фэнтезийно-психоделической артурианы — этакой смеси «Мертвеца» Джима Джармуша и киносказок Гильермо дель Торо. При этом Лоури, вдохновленный рыцарскими фильмами восьмидесятых, старается везде, где возможно, обойтись без CGI, заменяя набивший оскомину зеленый экран олдскульными комбинированными эффектами и нарисованными задниками. И если сам фильм можно упрекнуть в излишнем пижонстве и претенциозности, то переизобретаемая Лоури форма, хочется верить, вдохнет новую жизнь в слегка буксующий жанр полнометражного фэнтези. Что касается дайверсити-кастинга: обычно небелые персонажи в современных псевдоисторических и фэнтези-фильмах появляются без объяснений. Но в «Легенде» объяснение скорее есть.
Пател — индиец по происхождению, а мать Гавейна играет Сарита Чудхури, актриса тоже индийских корней. Имя героини в фильме не звучит, но очевидно, что это фея Моргана, коварная сестра короля Артура и главная причина его бедствий в мифе. Моргану побаиваются и в мире «Легенды», называя ведьмой. Колдовская, потусторонняя природа Морганы выделяет ее среди людей, и, в общем, вполне логично, что иной цвет кожи выступает символом духовной инаковости. Именно она подстраивает все так, чтобы Гавейн отправился в мистический квест — и это неслучайно: по словам самого Лоури, это кино о мучительной сепарации от родителей; о том, как режиссер долго не мог съехать от своей мамы.
В фильме мелькают еще один-два небелых персонажа, но нетрадиционный кастинг играет тут незначительную роль (если играет вообще). Лоури словно снимает из будущего, каким мы бы хотели его видеть; он равно далек от ширпотреба и плаката, политически заряженного «Оскара» и холодной отстраненности фестивалей с их самовлюбленным эстетизмом. Главное в фильме — почтение к мифологии.
Другие небелые герои из фильмов про рыцарей Круглого стола
Хотя темнокожие персонажи среди рыцарей Круглого стола появлялись еще в наивном анимационном фэнтези 1990-х «Легенда о принце Валианте» (он же «Рыцарь — отважное сердце»), а дальше начали мелькать все чаще (в сериале «Мерлин», например, уже была черная королева Гвиневра), «Легенда о Зеленом рыцаре» — первый фильм артурианы, в котором небелый актер (Дев Пател) сыграл главного героя.