Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
11 июня 2018

«Сердце мира» и «История одного назначения»: триумфаторы «Кинотавра-2018»

Евгений Ткачёв
В Сочи завершился 29-й «Кинотавр» — один из самых политически заряженных в своей истории. На церемонии закрытия со сцены Зимнего театра звучали слова поддержки в адрес Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова, была показана документалка «Дело Собчака». Среди триумфаторов фестиваля: «Сердце мира» (главный приз, приз гильдии киноведов и кинокритиков, приз за лучшую мужскую роль Степану Девонину), «История одного назначения» (лучший сценарий, приз зрительских симпатий), «Русский бес» Григория Константинопольского (лучшая режиссура), «Подбросы» (приз за лучшую женскую роль Анне Слю и операторскую работу Денису Аларкону Рамиресу). Награду за лучший дебют разделили два фильма: «Кислота» и «Глубокие реки». Евгений Ткачев подводит итоги фестиваля и рассказывает о двух его победителях, а также о мелодраме «Ваш репетитор», которую тоже стоит взять на заметку.

На задворках России молодой ветеринар Егор (Степан Девонин) живет в пристройке рядом с тренировочной станцией для охотничьих собак. С собаками он находит общий язык быстрее, чем с людьми, но это не означает, что Егор не хочет стать своим для семьи ворчливого хозяина станции Николая Ивановича (Дмитрий Поднозов): его жены (Екатерина Васильева), дочери (Яна Сексте) и внука (Витя Оводков). Вслед за «Комбинатом «Надежда» Наталия Мещанинова снова погружает нас в гиперреалистическое пространство, снятое как будто бы без кожи. «Сердце мира» — очень тактильное кино, игровое, но с приемами из документального (что не удивительно, Мещанинова начинала как документалист). Это путешествие не в сердце мира, а в сердце главного героя, который сначала весь в себе, а потом потихоньку начинает снимать свой хитиновый покров — и все это на фоне невероятной фактуры и живности: лисы, барсуки, цыплята. Егору придется нелегко с людьми: у него, как и у мальчика из сербского фильма «Ничье дитя», сердце зверя. А известно: тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком (и Егор как никто другой близок к этому). Но тот, кто находит в себе силы остаться человеком, тоже может получить от мира сторицей.

Поручик, генеральский сын и молодой либерал Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов) знакомится с писателем и прогрессивным дворянином Львом Толстым (Евгений Харитонов), а также его женой Софьей Андреевной (Ирина Горбачева). Гостя у них в Ясной поляне, он напитывается там гуманистическими идеями — и поэтому, когда в результате сложносочиненной интриги подставленный военный писарь Василий Шабунин (Филипп Гуревич) ударяет офицера, на его защиту встают поручик, а затем и сам граф Толстой. Основанное на реальных событиях (консультантом выступил историк литературы Павел Басинский) и озвученное музыкой Василия «Басты» Вакуленко авторское высказывание Авдотьи Смирной и ее сценаристки Анны Пармас в защиту несправедливо обвиненных (и потому особенно актуальное на фоне ситуаций с Кириллом Серебренниковым и Олегом Сенцовым). Сразу стоит оговориться: «История одного назначения» не шедевр, но это неглупая, увлекательно написанная (особенно, когда начинаются судебные прения), похожая в своем правозащитном пафосе на сериал «Однажды ночью» костюмная драма — и, что особенно важно, кино как акт подлинного гуманизма, своевременно напоминающее о ценности человеческой жизни.

Родители Саввы (Алексей Сергеев) уезжают в отпуск, оставив сына готовиться к вступительным экзаменам. Чтобы подтянуть свои знания по французской литературе, парень обращается к репетитору. Им оказывается красивая и одинокая Анна Германовна (Наталия Вдовина), которая уже не ищет никаких отношений, но знакомство с юношей помогает ей снова расцвести. Спродюсированный Валерием Тодоровским режиссерский дебют вгиковского выпускника Антона Коломееца — филологическая мелодрама, в которой разговоры о бодлеровской «Госпоже Бовари» занимают столько же времени, сколько нежный шепот любовников. Это чудная (с ударением на второй слог) история любви, главные герои которой — смышленый не по годам юноша и слишком умная, чтобы размениваться на общение на неинтересные темы с неинтересными людьми, женщина. Картина очень точно передает одиночество начитанного человека, которому претит мещанство, но не держит ритм. Где-то на середине этот остроумный фильм, построенный на уходе от шаблонов и клише, начинает в них потихоньку сваливаться. А в конце и вовсе изрядно «мыльнеет», перечеркивая все свои прежние достижения. Тем не менее это крайне любопытное кино, которое (пусть и не всегда удачно) пытается открыть новую страницу в пыльном жанре.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все