Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
9 марта 2023

«Поехавшая» vs «Эскортница»: комедия про велосипедистку и эротический триллер с Дмитрием Нагиевым

Евгений Ткачёв
8 марта на экраны вышли сразу два фильма про сильных женщин: «Эскортница» Михаила Погосова и «Поехавшая» Антона Маслова. Один — жанровый эксперимент, другой — потенциальный хит. Рассказываем, почему эти картины не стоит пропускать.

Кристина, которую на самом деле зовут Анна (Анна Старшенбаум, креативная продюсерка фильма), устраивает в Дубае трехдневную эскорт-вечеринку с участием русских девушек. Но тут поступает звонок: кто-то сказал ее матери, чем она на самом деле занимается, и та оказалась в больнице. У женщины не выдержало сердце, срочно требуется операция. Анна оставляет за старшую свою подругу Алину (Алина Алексеева) и бросается в Россию, где у нее вообще-то свадьба на носу. Правда, о двойной жизни девушки не знает ни ее будущий муж, чиновник (Петар Зекавица), ни его маленькая дочь (Виталия Корниенко), которая уже называет Анну мамой. Как будто одной проблемы мало, на эскортницу начинает сыпаться град других: ее подопечные оказываются в тюрьме, а серьезные люди грозят расправой за срыв мероприятия. Анна начинает задыхаться как в переносном, так и в прямом смысле (у нее астма).

Трейлер фильма это тщательно скрывал, но «Эскортница» не отечественный ответ польским «Эскортницам» (хотя оба фильма злоупотребляют снятой сверху винтовой лестницей как метафорой грехопадения), а российская версия «Лока» с Томом Харди. Почти все действие картины происходит в автомобиле — главная героиня едет к матери из Москвы в Тулу, только вот все ее разговоры по телефону сводятся к обсуждению не бетонного, а эскорт-бизнеса и к тому, как урегулировать внештатную ситуацию в Дубае, ведь, если она этого не сделает, ее закатают в бетон. Неплохой человек, который стал жертвой обстоятельств, пошел по кривой дорожке и вынужден решать миллион проблем одновременно, — безотказно работающий прием. На основе такой же сюжетной матрицы строился «Breaking Bad» и его российский побратим — «Обычная женщина» с Анной Михалковой.

По тому же принципу строится и «Эскортница», у которой с «Обычной женщиной» много общего. Разница между героинями двух Анн — Михалковой и Старшенбаум — только в возрасте. Если протагонистка Михалковой — иксерка, сформировавшаяся в девяностые, то персонаж Старшенбаум — миллениалка, которая то лихое время застала лишь краем детского глаза. Поэтому календарной точкой формирования ее как личности авторы фильма делают 2008-й — год мирового финансового кризиса, когда сытые нулевые закончились, а желание красиво жить никуда не исчезло. Именно жажда красивой жизни, желание «более лучше одеваться» и привели Анну в эскорт. Из этого понятного консьюмеристского устремления поляки сделали двух с половиной часовую драму (интересно, что главная героиня «Эскортниц» в исполнении Паулины Галонзкой — ровесница Старшенбаум), а русские — полуторачасовой адреналиновый триллер.

В «Эскортнице» предыстория протагонистки дана впроброс, на высокой скорости. В отличие от польского фильма она не так уж и важна: если во время сеанса отлучиться в туалет, то можно и не узнать, как героиня во все это ввязалась. Гораздо важнее, как она выпутается из этой страшной арабской сказки (символично, что главного злодея в картине зовут Джафар Сулейманович, так же как подлого визиря Джафара из диснеевского «Аладдина»). В этом Анне поможет герой Дмитрия Нагиева, службист по имени Сергей, который тоже довольно обманчиво представлен в трейлере. Во-первых, Нагиев появится только в середине фильма. Во-вторых, его появление превратит картину не в «9 1/2 недель», а скорее в «Правдивую ложь» (в финале Анна даже исполнит стриптиз, похожий на незабываемый танец Джейми Ли Кертис). Скажем прямо, «Эскортница» Михаила Погосова (среди прочего режиссера мультсериала «Паровозик Тишка») — удовольствие не на всякого, но те, кто идет не на романтическую драму, а на высокоскоростной эротический триллер, не должны остаться внакладе.

Поехавшая
2023, Комедия

Другое дело — «Поехавшая» Антона Маслова, режиссера первого сезона «Вампиров средней полосы» и социального триллера «Многоэтажка». Это стопроцентный краудплизер — зрительский хит, так что ждите его скоро в топ-250 «Кинопоиска». По сюжету у эсэмэмщицы Ани Смолиной (Ольга Лерман) на тридцатилетие случается экзистенциальный кризис. Она посылает куда подальше своего парня-изменщика Рому (Дмитрий Чеботарев), отдает ключи от своей квартиры доставщику еды Алику (Аскар Ильясов), оставляет в недоумении свою подружку-соседку Марину (Алина Алексеева), берет таксу, садится на велосипед и едет в Нижний Новгород к своей матери (Елена Яковлева), которую не видела 13 лет. А затем, когда узнает, что та переехала в Магадан, едет уже через всю Россию. По дороге Ане встречается другой велосипедист — Валера (Виктор Хориняк), который не сразу, но становится ее спутником в этом путешествии.

В это трудно поверить, но «Поехавшая» основана на реальной истории путешественницы Анны Смолиной, которая в 2017 году отправилась в велопутешествие по России на полгода. Трудно — потому что авторы фильма разбавили картину щедрой порцией магического реализма и игр разума. Не всегда понятно, что случилось с героиней на самом деле, а что — плод ее расшалившегося, буйного воображения. О том, что у экранной Ани богатая фантазия, мы узнаем уже в начале картины, когда она в своей голове ведет бесконечный диалог с мамой и представляет, как ее собственный хладный и одинокий труп поедает собака (к слову, похожий эпизод был в «Дневнике Бриджит Джонс» — правда в книге, а не в фильме; перенести его на экран в 2001 году киношникам не хватило мужества). Вообще, «Поехавшая» — феминистское кино. Несмотря на то что режиссером выступил мужчина, среди пяти сценаристов значатся четыре женщины — тут и супруга Маслова Мария, и соавторка бычковской «Чего хочет Слава?» Светлана Штеба, и Татьяна Гончарова, и Фридерике Брин, писавшая волошинскую «Одержимую».

Что касается исполнительницы главной роли Ольги Лерман, то ей не впервой играть реальных людей: до этого она уже воплотила на экране образ олимпийской чемпионки Елены Вяльбе в «Белом снеге» Николая Хомерики. Но вот роль Ани Смолиной легла на нее как влитая. Поскольку мы большую часть времени проводим с главной героиней, очень важно было не ошибиться с выбором актрисы — и Лерман справилась выше всяких похвал. Она блистательно играет интровертку, да что там — социофобку, которая сторонится людей, но вместе с тем тянется к ним. Тому, разумеется, найдется объяснение, связанное с непроработанной детской травмой.

В «Поехавшей» хватает драматических моментов, но главное достоинство фильма заключается в том, что он ни разу не скатывается в слезливую сентиментальность и два часа мастерски балансирует между трагедией, комедией и даже экшеном. Аня так и не повстречает на своем пути медведя, зато пару раз столкнется с отморозками и консьержкой из отеля «Медведь», которая окажется грознее любого косолапого мишки. Поскольку одним из создателей «Поехавшей» выступил Start, не обойдется без меташуток про другие проекты этой платформы: «Содержанок» и «Последнего богатыря» (из последнего в фильме Маслова снялись аж два артиста — Хориняк и Яковлева). Еще смешно, что «Эскортница» и «Поехавшая» делят между собой актрису Алину Алексееву. Только если в первой картине мы видим ее в основном на экране смартфона, то во второй она развиртуализируется. Собственно, сама «Поехавшая» топит за то, чтобы сесть на велик, оглянуться по сторонам, вдохнуть полной грудью и развируализироваться. В этом смысле фильм Маслова такое же fell good и road movie, как и «Далекие близкие» Ивана Соснина (у них даже один макгаффин в лице Елены Яковлевой). Встречайте велосипедистов средней полосы.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все