Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
3 октября 2023

«Особняки с привидениями»: обзор диснеевских страшилок, предназначенных для всей семьи

Евгений Ткачёв
На стриминге Disney+ выходит «Особняк с привидениями» — комедийная страшилка, снятая по мотивам диснеевского аттракциона. Рассказываем, каким получился фильм, а также вспоминаем предыдущую экранизацию двадцатилетней давности (спойлер: она лучше).
6.3
Дом с приколами
2003, Комедия

Не самая топовая, но громкая семейная комедия, сделанная по лекалам «Бодрости духов» Нила Джордана и «Башни ужаса» со Стивом Гуттенбергом и Кирстен Данст. В основе фильма — известный диснеевский темный аттракцион «Особняк с привидениями», жуткая вещь. По сюжету риелтор Джим Эверс (Эдди Мерфи) больше увлечен продажей домов, чем своей семьей, поэтому когда он опаздывает на празднование годовщины свадьбы, то обещает жене (тоже риелторке) Саре (Марша Томасон) и маленьким детям (Ари Дэвис и Марк Джон Джефферис) на выходные отправиться отдохнуть за город. Только по пути им предстоит заскочить в один перспективный, но зловещий особняк, предназначенный для продажи. Дверь им открывает бледный как смерть дворецкий (Теренс Стамп), а хозяин дома, мистер Грейси (Натаниел Паркер), недвусмысленно заглядывается на супругу Эверса, которая похожа на покойную миссис Грейси.

Нулевые (да и десятые) годы были безжалостны к Эдди Мерфи. Из комедийной звезды он превратился в номинанта пяти «Золотых малин» и Осла из «Шрэка». А «Дом с приколами» с его участием не стал хитом: фильм ни шатко ни валко прошел в прокате 2004 года и был разгромлен критиками. По большей части заслуженно, но сейчас (в эпоху кризиса комедий) он выглядит более собранно и сносно, чем другие его собратья по жанру, включая новый «Особняк с привидениями». В фундаменте картины — семейная драма про папу, который вечно пропадает на работе, но который задумывается о своем поведении, когда встречается с высшими силами: духами проклятого места.

Несмотря на то что завязка «Дома с приколами» страшно напоминает «Мы» Джордана Пила и «Логово дьявола» Роберта Уайза, фильм куда ближе к какому-нибудь «Папочке-привидению» Сидни Пуатье. Духи оказываются бесплотными, но ужасно милыми существами, если не брать в расчет гнусного дворецкого. Персонажи-мужчины меняются (Эверс побеждает свой эгоизм, его сын — боязнь пауков, а мистер Грейси — тоску по утраченной возлюбленной), а вот женщины-героини — не очень, потому что им, как часто бывало в нулевые, не придумали внятных сюжетных арок.

По-настоящему смешных сцен в фильме немного: вспоминаются разве что эпизоды с потайной дверью, погоня в склепе и, конечно, все моменты с мадам Леотой, головой-медиумом в хрустальном шаре, которую играет Дженнифер Тилли. Если бы за «Дом с приколами» взялся Питер Джексон, могли бы получиться новые «Страшилы». Если бы Брэд Силберлинг — «Каспер». Но фильм в итоге поставил Роб Минкофф — один из режиссеров легендарного «Короля Льва» (мультфильма, а не фильма), который ни до, ни после этого шедевра не снял ничего стоящего. Хотя у его семейной дилогии «Стюарт Литтл» про умного антропоморфного мышонка, кунг-фу -боевика «Запретное царство» с Джеки Чаном и Джетом Ли, а также свежего мультика «Пес-самурай и город кошек» найдутся свои поклонники.

Особняк с привидениями
2023, Трагикомедия

Завязка нового «Особняка с привидениями» несколько отличается от старого. Вместо семьи риелторов — женщина (Росарио Доусон) с сыном (Чейз Диллон), которые, столкнувшись с призраками, обращаются за помощью к овдовевшему астрофизику Бену (Лейкит Стэнфилд), ведь тот после смерти супруги всерьез интересуется всякими паранормальными явлениями, когда, конечно, не топит печаль в алкоголе. Не сразу, но мужчина соглашается помочь. А затем привлекает в качестве помощников пастора (Оуэн Уилсон), историка (Дэнни ДеВито) и ясновидящую (Тиффани Хэддиш).

Изначально ремейк «Дома с приколами» должен был снять Гильермо дель Торо, но студия «Дисней» посчитала его сценарий слишком страшным. Тогда за написание истории взялась Кэти Дипполд (авторка «Копов в юбке» и фем-ребута «Охотников за привидениями»), а за режиссуру — афроамериканский хоррормейкер Джастин Симиен («Уважаемые белые люди», «Мои волосы хотят убивать»). То, что у них получилось, — настолько типичный контент стриминга Disney+, что даже удивительно, что студия решила выпустить фильм в широкий прокат: ловить ему там особо нечего. Для хоррора он недостаточно страшный, а для семейной комедии — недостаточно смешной. При этом нельзя сказать, что картина совсем уж безнадежна. Иногда в ней случаются проблески настоящего кино — и от этого раздражаешься еще больше. Кажется, что внутри этой неповоротливой двухчасовой ленты спрятана классная комедия. Просто ей не дали появиться на свет.

Главная проблема фильма — сценарий. Шоустопперы Дипполд не веселые, а кринжовые. Ее истории не помешала бы парочка-другая дополнительных драфтов. Другая проблема — исполнитель ключевой роли Лейкит Стэнфилд. Это явный мисткаст: Стэнфилд категорически несмешной артист. Для такой антикапиталистической сатиры, как «Простите за беспокойство», это нормально, а вот для комедии — фатально. В итоге за комедию приходится отдуваться ДеВито (держится молодцом) и Уилсону (который, кстати, уже играл в фильме про особняк с привидениями — ремейке «Призрака дома на холме»). Но они все равно лишь подтанцовка, которая не может ничего сделать, если ведущий главной партии хромает на обе ноги.

И, наконец, финальная проблема заключается в том, что в фильме остро чувствуется холодный расчет. Если вам покажется, что это кино родом из детства, то знайте: вам не показалось. Авторы делают все, чтобы заманить выросших на таких картинах миллениалов и их детей в кинотеатры. Однако, несмотря на то что в «Особняке с привидениями» есть роскошная Джейми Ли Кертис в кокошнике, несмотря на то что в фильме есть узнаваемый вайб и приятная ностальгия, это не самодостаточное произведение, а копия копии.

Не покидает ощущение, что на месте злодея в исполнении Джареда Лето должен быть Джим Кэрри (желательно времен «Гринча, похитителя Рождества»), а на месте Симиена — более компетентный сказочник. И хотя понятно, это дело вкуса, но между «Мои волосы убивают» на хоррор-стриминге Shudder и фильмами, которые появляются на Disney+, я выбираю Shudder, потому что на этой платформе больше свободы и азарта, чем на скованной корпоративными узами, конформистской «мышиной студии».

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все