Москва

8 красивых костюмных драм

Эдуард Голубев
20 июля в России вышел новый, что уже событие, фильм с Джонни Деппом — интересно вдвойне. Называется «Жанна Дюбарри», и это костюмированная драма в Версале XVIII века. Поэтому мы решили вспомнить о своих любимых нарядных картинах.
  • 8
    Амадей
    Биография

    Эмигрировав от Пражской весны в США, Милош Форман из местечкового, но крепкого автора («Бал пожарных») стал превращаться в звезду Голливуда. Гран-при Канн за «Отрыв», невероятный успех «Пролетая над гнездом кукушки». И конечно, «Амадей». Вольная экранизация жизни Моцарта, основанная на «маленькой трагедии» Пушкина, принесла Форману режиссерский «Оскар» и еще семь, включая за лучший фильм. Секрет успеха оказался прост. Берем известную личность и делаем из него сервантесовского героя, который будет не от мира сего. В противопоставление ему ставим персонажа прилежного, трудолюбивого, но со злом в душе (и желательно некрасивого). Их очевидный конфликт — битву таланта с посредственностью — представляем как противостояние Бога и дьявола, искусства и имитации, жизни и смерти, в конце концов.

    Если говорить серьезно, то «Амадей» — действительно шедевр. У Формана получилось соединить голливудский бюджет: в фильме есть масштабные костюмированные отрывки из опер Моцарта, бал на сотню статистов, съемки во дворце — и европейский психологизм. Поэтому здесь почти нет однозначных персонажей, а на тон повествования влияет, например, даже еда в кадре. Вдобавок в «Амадее» потрясающие артисты, саундтрек, мизансцены, костюмы и парики — куда без них.
     

    Подробнее о фильме
  • 7.4
    Барри Линдон
    Приключение

    Во время многолетней подготовки к так и не снятому байопику про Наполеона режиссер Стэнли Кубрик решил экранизировать роман «Записки Барри Линдона». Там молодой авантюрист всеми способами пытается разбогатеть и получить графский титул, чтобы всю жизнь пить и веселиться. Изначально план был такой: уже ставший звездой Кубрик берет несколько миллионов у Warner Bros., набивает руку в жанре костюмированной драмы и съемок на натуре, а затем студия финансирует «Наполеона». Но все пошло наперекосяк. Увлекшись процессом, Стэнли увеличил бюджет в три раза (12 миллионов долларов тогда, сейчас это было бы чуть больше 70 миллионов), затянул съемки на два года, и после довольно жесткого монтажа релизная версия картины все равно составила 184 минуты.

    Сейчас «Барри Линдон» считается золотой классикой, но тогда все обалдели и не поняли. Нарочито старомодный способ повествования — закадровый голос, деление на главы, — чрезмерная дотошность к деталям вместо остросюжетности и нетривиальное сценарное решение, когда первая и вторая половины фильма зеркалят друг друга. Добавьте сюда типичный кубриковский цинизм, черный юмор и пришедшую будто бы из «Космической одиссеи» не свойственную жанру тему психологической изоляции.

    К слову, с «Барри Линдоном» связана интересная конспирологическая теория. Фильм снят целиком на натуральном освещении (дневной свет и огонь), для чего режиссер попросил — на минуточку! — у НАСА объективы Zeiss Planar 50 мм, которые использовались для наблюдения за обратной стороной Луны. И ему их дали. Конспирологи считают, что связь Кубрика и НАСА тянется с «фейковой» высадки на Луну Нила Армстронга, которую на самом деле и снимал Кубрик в голливудских павильонах.

    С неснятым «Наполеоном» тоже все интересно. В конце 2023 года Ридли Скотт выпустит масштабную драму про французского императора с Хоакином Фениксом. И она — это подчеркивают — никак не связана с версией Кубрика. Однако в 2024-м Стивен Спилберг, вместе с HBO и вдовой Стэнли, приступит к съемкам мини-сериала, который будет основываться как на готовом сценарии покойного режиссера, так и на его дневниках, которые сильно расширяют текст.
     

    Подробнее о фильме
  • Как бы очередная, но очень хорошо сделанная интерпретация книжки Луизы Мэй Олкотт от режиссерки Греты Гервиг («Леди Бёрд», «Барби») с невероятным актерским составом. 

    США, Гражданская война, дом семьи Марч. Отец (Боб Оденкерк) пропал на фронте, мать (Лора Дерн) ударилась в хорошие дела, а их четыре дочери (Сирша Ронан, Флоренс Пью, Элиза Сканлен, Эмма Уотсон) заводят дружбу с внуком (Тимоти Шаламе) богатого соседа. В эпизодах также мелькают Крис Купер, Луи Гаррель и Мерил Стрип. И эти имена — повод посмотреть вообще любой фильм. А «Маленькие женщины» вдобавок вышли отличными! С одной стороны, очень складная, с другой — в деталях, постмодернистская экранизация, где в центре внимания женская эмансипация, открыточные виды и повальное ощущение спокойствия.  Гервиг не сделала Джо — одну из сестер, от лица которой и происходит повествование — лесбиянкой. Но очень упорно на это намекает весь фильм! Видимо, еще одна, более радикальная экранизация «Маленьких женщин» не за горами!

    Подробнее о фильме
  • 7.2
    Фаворитка
    Биография

    Йоргос Лантимос — известный любитель превратить каждый свой фильм («Клык», «Лобстер», «Убийство священного оленя») в древнегреческую трагедию. Но «Фаворитка» — чужой сценарий, и слава богу, что здесь Софоклом и не пахнет. Наоборот, теперь все предельно в лоб (даже центральная метафора с кроликами), а взамен заумности зритель получает едкое сатирическое драмеди. Сюжет строится вокруг лесбийского треугольника. Больная королева (Оливия Колман) находит единственное утешение в своей любовнице — герцогине Мальборо (Рейчел Вайс), — а та из тени спокойно правит Англией. Однако приехавшая ко двору разорившаяся аристократка (Эмма Стоун) быстро путает все карты.

    Что будет дальше, понятно с первых минут. С другой стороны — «Все о Еве» (или «Удовольствие», если угодно) в декорациях дворца — та же локация, что и поместье Уэйнов в «Бэтмене» с Китоном, да еще и снятое на пленку. Короче, вообще не худшие два часа жизни.

    Подробнее о фильме
  • 6.9
    Отверженные
    Мелодрама

    1815 год. Франция. Озлобленный на мир каторжник Жан Вальжан (Лиам Нисон) после освобождения тут же грабит священника, но это меняет его к лучшему. И вот мужчина уже основывает фабрику, с которой, не разобравшись, увольняет Фантину (Ума Турман). Причина — рожденная не в браке дочь. И пока Жан богатеет, становится мэром, Фантина вынуждена продавать свои волосы, зубы и тело. А затем умирает от чахотки. Узнав об этом и наконец вникнув в ситуацию, Вальжан 
    решает воспитать девочку как свою.

    Это лишь часть истории. Вторая связана с принципиальным инспектором Жавером (Джеффри Раш), Парижем и революцией. В целом мытарства Вальжана охватят 17 важных для Франции лет. И в оригинальном — гигантском — романе Гюго именно историческая часть играла куда большую роль, чем любые персоналии. Многочисленные интерпретации (несколько фильмов, включая ужасный мюзикл-блокбастер 2012 года, опера, бродвейское шоу) «Отверженных» за пределами литературы, напротив, концентрируются на людях. И ни у кого не получилось лучше, чем у датского режиссера Билле Аугуста («Благие намерения», «Дом духов»). В этом плане картина 1998 года похожа на «Амадея» — голливудский размах встречает европейский подход к драматургии. А значит, будет панорамная съемка, гром орудий во время боев в Париже, восклицания к Богу. Но в самые важные моменты камера дает крупный план, чтобы зритель дотошно мог рассмотреть глаза и мимику героев, дабы понять все без слов.
     

    Подробнее о фильме
  • Мадмуазель Паради
    Исторический

    Помимо Моцарта, в Вене XVIII века жила не менее талантливая пианистка. Звали ее Мария Терезия, и невероятный музыкальный дар девушки был связан с ее незрячестью. Однако после выступления при дворе Марии дарят возможность получить дорогое экспериментальное лечение. И зрение начинает восстанавливаться! Правда, платит за него пианистка своим даром.

    Наивысшего накала фильм достигает в сцене, когда прозревшая героиня понимает, что не может играть, ловит паническую атаку и начинает бормотать что-то в духе: «Я вижу, но не хочу». Здесь-то и станет понятно, что эта довольно милая, пусть и скупая на краски (по понятным причинам) костюмированная драма — намного больше, чем виньетка про жертву во имя искусства. Космическое одиночество всегда в голове, связь с реальностью — лишь форма восприятия, быть собой не равно быть как все. Возможно, на бумаге это звучит как банальности. Но на деле, когда Мария начнет биться головой о стену, потому что все то же: «Я вижу, но не хочу», — ее целиком понимаешь.
     

              

    Подробнее о фильме
  • 7.3
    Дракула
    Ужасы

    Сняв подряд четыре важнейших для 1970-х фильма: «Крестный отец», «Разговор», «Крестный отец-2», «Апокалипсис сегодня», Коппола как будто бы потерял себя. Возможно, всему виной сложнейший процесс создания «Апокалипсиса», или великий режиссер творчески иссох. В любом случае 80-е стали для него чередой провалов, в первую очередь финансовых. Но в 1990-м вышел «Крестный отец-3» — уже не культовый, но в целом успешный фильм. Тогда Columbia Pictures решила дать Копполе шанс экранизировать его любимый роман «Дракула», а разномастные артисты (Олдман, Хопкинс, Ривз, Райдер, Беллуччи) согласились на минимальные гонорары, чтобы вернуть Фрэнсиса в строй.

    И чуда не случилось. «Дракула» — схематичный, перегруженный, но в то же время довольно сумбурный фильм. Фактически дословная экранизация Стокера с минимальной творческой самодеятельностью. Но зачем тогда его смотреть? Ответ: как минимум костюмы. Все наряды были сшиты вручную и подогнаны лично под актеров. При этом референсами к внешнему виду персонажей стали оригинальные иллюстрации к «Дракуле» и картины эпохи Возрождения. А образ Олдмана был подсмотрен у «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна. Также фильм наглядно доказывает, что годы могли похитить у Копполы вкус, но не ловкость рук. «Дракула» пестрит уникальными техническими решениями. Некоторые сцены сняты винтажной ручной камерой, двойной экспозицией, «обратным реверсом», с помощью комбинирования кадров. Понятно, что людей, которые решатся смотреть не фильм, а детально разглядывать его на паузах, чтобы понять, как он работает, найдется не так много. Но если вы, например, начинающий режиссер или просто хотите разобрать магию кино на кирпичики — «Дракула» окажется полезным.
     

    Подробнее о фильме
  • 7.1
    Лев зимой
    Исторический

    Начали список с классики, ею же и закончим. Еще одна экранизация, в этот раз легендарной бродвейской пьесы, которая вышла двумя годами ранее. Как и в случае с «Дракулой», это не пошло фильму на пользу. Ибо местами он ощущается калькой с постановки. Например, тут нет плавного перехода от эпизода к эпизоду. Экран затухает, персонажи оказываются в новой локации и тут же начинают произносить текст.

    Но почему тогда «Лев зимой» — классика? Во-первых, стоит признать, что текст действительно великий. XII век, Англия, канун Рождества. Генрих II должен встретиться с королем Франции в своем замке, куда по случаю праздника также привозят — под конвоем, потому что однажды она уже пыталась устроить переворот — жену монарха Алиенору. Параллельно по окрестностям носятся дети Генриха, каждый из которых мечтает забрать себе папино королевство. Во-вторых, актеры. В центре внимания — Питер О’Тул и Кэтрин Хепберн. Можно, конечно, сказать, что на их химии кино и держится. Но это будет кощунством. Обе роли — прыжок в вечность. Тень хепберновской Алиеноры, например, вот уже полвека висит над большинством женских персонажей в Голливуде: Мерил Стрип в «Дьявол носит Prada», Лена Хеди в «Игре престолов», Кейт Бланшетт в «Тар». При этом во «Льве» также есть молодые Тимоти Далтон и Энтони Хопкинс (с одной совместной умопомрачительной сценой). Даже если вас воротит от самой сути театра — это слишком хорошее представление с антрактом, который наступит после нажатия всего одной кнопки.

    Подробнее о фильме