После смерти нигилистка Никита (Анна Парийо) спрашивает: «Скажите, мистер, мы в раю?», но это оказывается всего лишь тренировочный лагерь, где из нее будут делать элитного киллера на службе у правительства. Первая большая бессоновская удача — кровавый парафраз «Пигмалиона» Бернарда Шоу, в котором режиссер удачно воспроизвел годаровскую формулу идеального кино, главными составляющими которого являются женщина и пистолет. Через три года у «Никиты» вышел первый (потом были еще два сериала) американский ремейк «Возврата нет» с Бриджет Фондой. Фонда также снялась в спродюсированном Бессоном боевике «Поцелуй дракона» с Джетом Ли, а сам режиссер так и не смог избавиться от навязчивого образа Никиты в своем творчестве.
В середине девяностых Бессон снял подряд два шедевра: боевик «Леон», в котором образ Никиты разделили два персонажа, наемный убийца в исполнении Жана Рено и сиротка Матильда (Натали Портман), и фантастический экшен «Пятый элеме нт», в котором Никита превратилась в совершенную женщину по имени Лилу. Лилу сыграла тогдашняя пассия Бессона Милла Йовович. По сюжету она помогала Брюсу Уиллису спасти (в очередной раз) Землю и заодно постигала азы любви, которая, согласно месседжу фильма, правит миром.
Как любой большой французский режиссер, а также его великий почти однофамилец Робер Брессон, Бессон решил снять фильм про Орлеанскую деву, но не аскетичную судебную драму, а шумную историческую постановку с большим количеством экшена и кинозвезд. Его лирическая героиня Никита в этой картине примерила средневековые доспехи и услышала глас Божий. Сыграла ее снова Милла Йовович, но это была ее последняя коллаборация с Бессоном: в том же году пара рассталась.
Снятая после культового «Танца-вспышки», но до всяких «Шагов вперед» танцевальная драма по сценарию Люка Бесона, где нет пушек и перестрелок, а есть талантливая, но немая чернокожая танцовщица Индия (Миа Фрай), которая идет к своей мечте. Бессон не раз и не два заигрывал с социальщиной (достаточно вспомнить «Ямакаси» и «13-й район»), в той же «Никите» сама Никита была из социальных низов, поэтому в «Дансере» он решил рассказать историю Никиты в спортивном жанре success story — «истории успеха».
В «Ангеле-А» Никита, как и в «Пятом элементе», к слову, сваливается на главного героя, однорукого жулика Андре (Жамель Деббуз), свыше. Только в этот раз это не плод инопланетной генной инженерии, а самый настоящий ангел (Ри Расмуссен), которая берется разрулить за Андре все его темные делишки. Очень эстетское и невероятно глупое кино, в котором уже чувствуется поздний Бессон — успешный французский кинопродюсер, который превратил свою студию EuropaCorp в главную европейскую лавку развлечений, но переживающий кризис идей. Дальше последует автоэкранизация «Артура и минипутов» — и режиссер на какое-то время забудет про Никиту.
Барышня-крестьянка (Пенелопа Крус) и девушка из высшего общества (Сальма Хайек) грабят банки в Мексике на заре XX века. Комический сальса-вестерн с раздеваниями, снятый по сценарию Люка Бессона (и под его же продюсерским присмотром), в котором Никита раздвоилась на двух девушек — комичных ковбоек. Сейчас во всем этом увидели бы постиронию, а тогда это выглядело несколько, эээ, странно.
Один из худших фильмов Люка Бессона — экранизация комиксов про журналистку и авантюристку Адель Блан-Cек (Луиза Бургуэн). Блан-Cек, если что, означает «белое сухое», и это, конечно, была пошлейшая затея: сделать из Никиты персонажа детского фильма.
Устав, очевидно, снимать для детишек, Бессон решил почувствовать себя респектабельным режиссером — и поставил байопик про Аун Сан Су Чжи (Мишель Йео), обладательницу Нобелевской премии мира, которой группа U2 посвятила песню, а французский режиссер — фильм. В «Леди» Никита сильно повзрослела и превратилась в политическую активистку, но надо признать, что какие бы благородные цели ни пресле довал этот байопик, формула «женщина и политика» в бессоновских руках работает не так мощно, как «девушка и пистолет».
Изначально планировалось, что это будет сиквел «Леона» с повзрослевшей Матильдой, однако с годами Натали Портман остыла к этой идеи, а Бессон разругался с правообладателями. Тогда он решил спродюсировать неофициальное продолжение про сиротку Каталею (Зои Салдана), которую воспитал киллер, а за постановку взялся режиссер с именем, как у трансформера-десептикона, — Мегатон («Перевозчик-3», «Заложница-2»). Как и Никита, Каталея встречается с мужчиной, которой ни о чем не подозревает, и ловко убивает людей в туалете. Впрочем, несмотря на то что это достойный экшен, в свирепости ему все-таки не сравниться с корейским мэшапом «Никиты» и «Убить Билла» — грандиозной в своей лихости «Злодейкой».
Какие классные фильмы «Никита» и «Пятый элемент», надо бы их подружить, посчитал Люк Бессон и снял идейный ремейк того и другого. Люси (Скарлетт Йоханссон) — это одновременно и Лилу, и Никита; девушка, которая на все сто использует свой интеллект, поэтому люди вокруг нее падают ниц. Главная удача фильма — идеально выбранная для этой роли Скарлетт Йоханссон, которая играет восьмое чудо света и шестой элемент, а по ходу картины из жертвы убедительно превращается в убийцу.