Это должно было случиться. Рейтинги телетрансляции «Оскара» ежегодно падают, лауреатов (особенно таких, как «Лунный свет») никто не смотрит, поэтому киноакадемия не могла не пойти навстречу массовому кино и обычным зрителям. На этот раз решено было присудить статуэтку народному фильму, а поскольку награда для «Черной Пантеры» это все-таки слишком радикальный шаг (кинокомиксы еще дождутся своего часа, как и Netflix), под руку удачно подвернулась рождественская сказка «Зеленая книга». Это очень оскаровский фильм, который к тому же еще можно увидеть в кинотеатрах. Таким образом, консервативная киноакадемия как бы говорит онлайн-кинотеатрам, что стриминг не пройдет. По крайней мере, пока.
Сама я неожиданная награда на довольно скучной церемонии. Все ставили на Гленн Клоуз (которая за роль в «Жене» номинировалась аж в седьмой раз!), а победила королева из «Фаворитки». Для Оливии Колман это, кажется, стало большим сюрпризом. Она выглядела обескураженной и произнесла довольно трогательную речь. Остается только посочувствовать Клоуз, но, если говорить объективно, «Фаворитка» в миллион раз круче «Жены», так что награда Колман выглядит заслуженной.
Собравший все деньги мира музыкальный байопик не мог остаться без наград. Приз за лучшую мужскую роль прогнозируемо получи л Рами Малек (что справедливо: именно звезда «Мистера Робота» и сценарий Питера Моргана тащат на себе махину под названием «Богемская рапсодия» при отсутствии режиссера Брайана Сингера). Не обошлось и без парочки монтажных и саунд-наград за грандиозный музыкальный финал на «Уэмбли».
Так проходит мирская слава: еще пару лет назад Барри Дженкинс («Лунный свет») и Дэмиен Шазелл («Ла-Ла Ленд») боролись за главную награду, а теперь фильм одн ого премирован за лучшую женскую роль второго плана, а другого — за спецэффекты. Но если в случае Дженкинса это справедливо («Бил-стрит» хоть и красиво снятое, но на деле жутко пафосное и до безобразия поверхностное кино), то в случае Шазелла — нет. «Человек на Луне» — лучшая на сегодня картина режиссера, но этого никто не заметил.
Спайк Ли снимал черное кино, когда Райан Куглер («Черная Пантера») и Барри Дженкинс («Если Бил-стрит могла бы заговорить») еще в школу и колледж ходили. Так что тут награда заслуженно нашла героя. «Клановец» — остросоциальное, злое, насмешливое и крайне актуальное (несмо тря на то, что действие происходит в 70-е) кино, а точнее киноманифест, который за счет документальных шок-кадров из Шарлоттсвилля в финале перерастает еще и в мощное авторское высказывание.
Гегемония «Диснея» и Pixar должна была рано или поздно закончиться. Спору нет, «Ральф против интернета» и вторая «Суперсемейка» — замечательные мультфильмы, но метамодернистский «Паучок» творит невероятные вещи на уровне сюжета, драматургии, музыки и анимации. Это не часто встречающееся слово в киноязыке, а именно: гезамкунстверк.
Первый кинокомикс, номинированный на главный «Оскар» (изначально планировался специальный загончик для популярных фильмов, но от него быстро отказались), получил в итоге несколько статуэток за свою афротуристическую эстетику. На большее он вряд ли мог рассчитывать. «Черная Пантера» не лучший, но точно на данный момент самый важный фильм «Марвел», социокультурный феномен — и он был признан и зафиксирован киноакадемией в 2019 году.
Пошлая (это не уничижительный эпитет, а всего лишь констатация факта) мелодрама Брэдли Купера тоже получила свою минуту славы. Точнее ее получила Леди Гага за вездесущую песню «Shallow». У самой Гаги, впрочем, были песни и получше, но эта композиция — часть ее душераздирающего перформанса, на который, как ни старайся, не получится закрыть глаза.