Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
16 октября 2018

7 мультфильмов, которые снимали слишком долго

Евгений Ткачёв
В прокате отечественный мультфильм «Гофманиада», производство которого заняло около двадцати лет. По такому случаю «Афиша» вспомнила другие мультфильмы-долгострои, которые снимались не меньше, а то и больше.
7.1
Шинель
1981, Мультфильм

Юрий Норштейн («Ежик в тумане», «Сказка сказок») начал работать над «Шинелью» в 1981 году. За это время карта мира изменилась до неузнаваемости, на смену рисованной анимации пришла компьютерная и трехмерная, помимо студии «Дисней» появились такие крупные игроки, как Pixar, DreamWorks Animation и Blue Sky Studios, а мастер с завидным упорством (и длительными перерывами) продолжает работать в кукольной и перекладочной технике над экранизацией повести Н.В.Гоголя, которую считает такой же важной частью литературы, как любой отрывок из Библии. Эта рукотворность и авторская бескомпромиссность, конечно, делают «Шинель» уникальным проектом (в игровом кино с ним может сравниться разве что только «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего). За свой перфекционизм Норштейн получил прозвище «Золотая улитка». Будет ли когда-нибудь мультфильм закончен — неясно: на данный момент из запланированного часового хронометража готово чуть больше 20 минут, составить впечатление о которых можно здесь. Несомненно другое: «Шинель» уже вошла в историю мировой анимации как самый долго снимающийся мультфильм, побив тем самым рекорд «Вора и сапожника».

Режиссер: Юрий Норштейн
Вор и сапожник
1993, Мультфильм

Протоверсия диснеевского «Аладдина», работа над которой началась в 1964 году. Изначально режиссер Ричард Уилльямс — автор оскароносной короткометражки «Рождественская песня» — хотел снять мультфильм о герое восточного фольклора Ходже Насреддине, так как обожал арабские сказки. Однако позднее эта идея трансформировалась в историю мальчишки-оборванца, красивой принцессы, недалекого султана и его коварного визиря. То есть в мультфильме есть все типажи из «Аладдина», за исключением удивительного персонажа вора, который живет как будто бы отдельной жизнью и ни с кем не разговаривает (его раскрытие происходит через внутренние умопомрачительные монологи), однако именно он выступает катализатором сюжета.

Уилльямс долгое время не мог найти финансирование под этот проект, однако дело сдвинулось с мертвой точки, когда впечатленный работой аниматора Роберт Земекис в 1980-е не позвал его на съемки «Кто подставил кролика Роджера?». Уилльямс в этом фильме отвечал за спецэффекты — и за них в итоге получил свой второй «Оскар». Следом был подписан контракт на производство «Вора и сапожника» со студией Warner Bros. Однако работа над мультфильмом из-за перфекционизма режиссера затянулась, а права на него в конце концов были отобраны студией. Сценарий был переписан, переозвучены почти все герои, написаны песни и доснято множество сцен, после чего картина, переименованная в «Принцессу и сапожника», в 1993 году наконец вышла на экраны, но только в Австралии и ЮАР. Однако эта версия не стало окончательной: спустя пару лет студия Miramax Family Films, несколько урезав мультфильм, выпустила его в США под названием «Арабский рыцарь» («Arabian Knight», игра слов: night — это ночь, а knight — рыцарь). И только спустя десять лет кинолюбителем из Лос-Анджелеса была смонтирована версия, близкая к режиссерской, — ее последний вариант вышел в 2013 году. Уилльямс затем написал книгу «Набор выживания для аниматора», а «Вор и сапожник» до сих пор остается одним из самых удивительных долгостроев в истории мультипликации.

Гофманиада
2018, Мультфильм

Еще один отечественный долгострой: полнометражная кукольная анимация про великого немецкого сказочника Э.-Т.-А.Гофмана, который живет сразу в двух мирах (реальном и своих фантазий), снималась на протяжении почти двадцати лет. Работа над мультфильмом Станислава Соколова началась в 2001 году, однако из-за многочисленных трудностей на студии «Союзмультфильм» она все время стопорилась. Не облегчали себе задачу и аниматоры, которые отказались от компьютерной графики в пользу традиционной кукольной анимации. За это время из проекта успел уйти, разочаровавшись в нем, художник Михаил Шемякин, а сам мультфильм стал притчей во языцех. Тем не менее «Гофманиада» все-таки выходит — и работа над ней была проделана колоссальная: в итоговом варианте участвует более 150 кукол, некоторые из них появляются на экране всего лишь на несколько секунд. Это самый большой мультфильм студии «Союзмультфильм» со времени распада Советского Союза.

7.1
Симпсоны в кино
2007, Мультфильм

Конечно же, создатели мультсериала (которому в следующем году стукнет 30 лет) задумались о полнометражной картине давно, но выпустить ее они смогли только в 2007 году. Тому предшествовали почти десять лет изнурительной работы, которая шла над фильмом параллельно со съемками сериала. Как итог — 160 версий сценария, одиннадцать имен сценаристов на титрах и феноменальный кассовый успех. При бюджете в $57 000 000 картина собрала более полумиллиарда долларов в прокате.

6.8
Спящая красавица
1959, Мультфильм

Работа над «Спящей красавицей» в студии «Дисней» началась в 1950 году, но к написанию сценария приступили только через год — кстати, первоначальный вариант сильно отличался от итогового. Принцесса Аврора, как и Жасмин, томилась в замке и никуда из него не выходила, а добрые феи обладали скиллом, соответствующим их именам: Флора управляла природой, Фауна — животным миром, а Мэривеза — погодой. Перед сценаристами стояла задача, чтобы Аврора не была похожа на Белоснежку и Золушку, а перед аниматорами — чтобы «Спящая красавица» визуально отличалась от предыдущих мультфильмов «Диснея». Поэтому ее оформление и дизайн персонажей (которых тогда срисовывали с живых актеров) не такие, как в других работах студии. Картина вышла в 1959 году и для своего времени стала прорывной.

Рапунцель стала первой трехмерной принцессой студии «Дисней» — и первой принцессой со столь богатой шевелюрой (длина ее волос больше 20 метров). Стоит ли говорить, что при работе над сотней тысяч локонов девушки даже пришлось создать специальную программу Dynamic Wires, — а один из компьютерных инженеров Келли Уорд затем защитила диссертацию по анимации волос. Помимо прически также немало сил ушло на сцену с фонариками и на массовку на городской площади — так что неудивительно, что производство мультфильма заняло столько времени.

Режиссер: Натан Грено
8
Головоломка
2015, Мультфильм

Пит Доктер начал работать над «Головоломкой» в 2010 году, когда его дочери исполнилось одиннадцать и она, по словам режиссера, вступила на путь взросления. Чтобы рассказать историю девочки Райли, с которой в фильме происходит то же самое, команде сотрудников студии Pixar пришлось изрядно поломать голову. В первых версиях сценария за разум Райли боролись Надежда, Зависть, Скука, Злорадство и Гордость (их в итоге сменили Страх, Радость, Печаль, Гнев и Отвращение), а Радость отправлялась в путешествие по нижним уровням сознания девочки в компании Страха, а не Печали. Но главным достижением Доктера стало решение все переиграть — и сделать так, чтобы Радость разыграла душевный броманс с Печалью. Киноакадемики (и не только они) этот жест оценили. Мультфильм вышел в 2015 году и получил премию «Оскар».

Режиссер: Пит Доктер
Время взаймы
2015, Короткометражный

Короткометражка про трагедию пожилого шерифа, которую сотрудники студии Pixar Эндрю Коутс и Лу Хаму-Лхадж снимали в течение пяти лет в свободное от работы и других удручающих обстоятельств время. Именно поэтому ее производство так затянулось, но результат стоил того: за шесть минут зрители успевают пережить с главным героем все его эмоции.

Режиссер: Эндрю Коутс

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все