Москва

6 отличных спектаклей, которые не номинируют на «Золотую маску»

Виктор Вилисов
Совсем недавно стало известно о том, что Министерство культуры вышло из состава учредителей национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». От Минкульта ничего хорошего ждать не приходится, но говоря про «ЗМ» надо помнить, что эта премия, которая, в сущности, оккупировала право на единственно верное высказывание о театральном процессе в России, имеет массу внутренних ограничений, которые не позволяют ей об этом процессе адекватно высказываться. Одним из самых показательных кейсов в этом смысле стал ежегодный сериал театра post «как *название спектакля* не получил маску»: четыре года подряд один из главных инноваторов российского театра снимает мини-серию о том, как в и без того абсурдной номинации «Эксперимент» выигрывает другой, заведомо менее выразительный спектакль. «Афиша» вспоминает спектакли, которые даже не номинировали или гарантированно не будут номинировать на эту премию, несмотря на их значительный вклад в театральный язык.
  • 7.1
    Генеральная репетиция
    закончилась 16 сентября 2018 Видео

    Формально это выставка, и проходила она в музее ММОМА. Однако сразу же было заявлено, что проект формируется с использованием театрального языка. Одну из частей выставки по сценарию на базе чеховской пьесы «Чайка» сделал независимый коллектив художников «Театр взаимных действий». Это был опыт театра без людей, в котором через эмансипацию предметов и драматургическое напряжение, возникающее между ними, появляется перформативность и спектакулярность. 

    Подробнее о выставке
  • Хранить вечно
    закончилась 8 октября 2018 Видео

    Еще одна выставка, на этот раз значительно более театральная. Сделали ее художница Вера Мартынов и режиссер Андрей Могучий. Перед открытием помощница режиссера и завлит БДТ Светлана Щагина (и, как сообщается, при участии самого Могучего) поколотила журналистов телеканала СПб, но это ничего не говорит о выставке, хотя много говорит о тех, кто ее сделал. «Хранить вечно» — еще один важнейший пример того, как из предметов, расположенных в пространстве (правда, при сопровождении довольно топорного нарратива, зачитываемого Алисой Фрейндлих в наушниках у зрителя) появляется настоящий современный театр. 

    Подробнее о выставке
  • 8.1

    Как сообщалось, экспертный совет «Золотой маски» не смог включить в афишу спектакль Бориса Юхананова «Золотой осёл», потому что это принципиально незавершенный проект, который постоянно меняется. Между тем, опыт Юхананова — важнейший для российского и не только российского театра последних нет, уникальное упражнение в так называемой новопроцессуальности, с развитием и синтезом ролей режиссеров, актеров и зрителей внутри спектакля. К слову, с такой же вероятностью можно предположить, что и «Орфические игры», новый проект Юхананова, номинирован на эту премию не будет. 

    Подробнее о спектакле
  • 8.3

    Панк-променад Всеволода Лисовского — еще один проект, базой для которого является хаос и случайность. Каждый показ этого спектакля в принципе не может быть похож на предыдущий. Актеры залазят на лестницы и оттуда декламируют Платона. Вдруг зритель не поймет?

    Подробнее о спектакле
  • 9
    Топливо
    Драматический

    Спектакль в жанре лекции, важнейший пример того, как театр рождается из предельно нетеатрального материала. 

    Подробнее о спектакле
  • 8.1
    Questioning/Кто ты?
    Перформанс

    Зрителя сидят друг напротив друга и заполняют анкеты. Потом разговаривают. Ну разве это театр?

    Подробнее о спектакле