Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
23 марта 2022

10 страшно захватывающих фильмов-аунтиутопий

Юлия Шампорова, Евгений Ткачёв
В повторный прокат выходит «Сквозь снег» — грандиозная антиутопия южнокорейского режиссера Пона Чжун Хо, лауреата четырех премий «Оскар» и обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. По такому случаю «Афиша» вспомнила наиболее ярких представителей этого жанра — как классических, так и современных.

Первый англоязычный фильм южнокорейского режиссера Пона Чжун Хо основан на французском графическом романе Жака Лоба «Le Transperceneige». Действие фильма происходит в недалеком будущем, где человечество вынуждено справляться с последствиями техногенной катастрофы, произошедшей на планете 17 лет назад. Леса, растения и цветы вымерли, и на их месте остались лишь снег и лед. Спастись сумели лишь люди, находящиеся в огромном поезде, который без остановок мчится по Трансъевразийской магистрали. Но и в этих апокалиптических условиях человечество сохранило иерархию и привычку эксплуатации бедных богатыми. Элита оставшейся в живых горстки людей разместилась в первых вагонах, в то время как простые люди заняли последние. Причем заняли не по своей воле: вагоны с бедняками скорее напоминают концентрационные лагеря: там есть охранники, рабский труд, бедность и болезни. Однако именно в этих условиях появляется человек, который стремится разрушить статус-кво. В 2020 году вышел американский сериал, разработанный Джошем Фридманом для телеканала TNT, который основывается на фильме Пона Чжун Хо и графическом романе.

Фильм немецкого режиссера Фрица Ланга, снятый в 1927 году, стал одним из первых представителей жанра антиутопии, который впоследствии повлиял на современные кинохиты, включая аниме и «Звездные войны». Режиссер поставил картину по роману своей жены и соавтора Теи фон Харбоу. Проект, вместивший в себя самые важные тенденции своего времени, эстетику кубизма и элементы баухауса, архитектуру ар-деко и идеологию коммунизма, с которой Ланг полемизировал. По сюжету, город будущего Метрополис разделен на две части: для богатых и для бедных. В верхнем городе можно увидеть зажиточные кварталы с офисами и садами развлечений, под землей — рабочие гетто и цеха. Магнат Иоганн Фредерсен (Альфред Абель) — полновластный правитель города, у него есть сын Фредер (Густав Фрелих), который узнает о разделении города на бедных и богатых, и, побывав в гетто, приходит в ужас от условий, в которых там живут люди. Фредер начинает борьбу с несправедливостью.

6.8
Зеленый сойлент
1973, Детектив

2022 год. Из-за парникового эффекта облик Земли значительно изменился: города перенаселены — в Нью-Йорке, например, проживают 40 миллионов человек. Не хватает еды и воды. Концерн «Сойлент» губит океан, производя из планктона пищевой концентрат под названием «Сойлент грин». Но и его катастрофически не хватает. Человечество начинает пожирать самое себя. На рубеже 1960–1970-х годов благодаря «Планете обезьян», «Человеку Омеге» и, конечно же, «Зеленому сойленту» звезда пеплумов Чарлтон Хестон («Десять заповедей», «Бен-Гур») превратился в героя антиутопии и фантастического боевика, породив тем самым целый жанр «семидесятнический сайфай с Чарлтоном Хестоном». Тут у него роль полицейского по имени Торн, который берется за расследование убийства влиятельной фигуры, в ходе которого он узнает шокирующую правду: социальное расслоение и перенаселение — ничто по сравнению с тем, из чего на самом деле готовится синтетическая пища (в оригинальном и куда более пессимистичном романе Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», впрочем, все было иначе). В свое время советская кинокритика называла такую злободневную социальную фантастику в духе сериала «Черное зеркало» фильмами-предупреждениями, и, надо признать, с тех пор эта терминология не сильно утратила свою актуальность. Большой брат не смыкает глаз, некоторые равные — равнее прочих, а предостережение «Зеленого сойлента» звучит все так же остро (его подхватили «Матрица», «Облачный атлас», игра Fallout: New Vegas и мультсериал «Футурама»).

Бегство Логана
1976, Приключение

XXIII век, после ядерной войны поверхность Земли поражена радиацией, поэтому люди живут в подкупольном городе, где проводят время в развлечениях (полиамория, спорт, зрелища, даже детей выращивают в пробирках), однако время у них ограничено: по достижению 30-летнего (в книге Уильяма Нолана и Джорджа Клейтона Джонсона — 21-летнего) возраста жителей отправляют для «преображения в огненную карусель»: говоря без эвфемизмов, уничтожают с помощью лазера. Многим это не по нраву, и они пускаются в бега. За беглецами охотится спецподразделение «Песочные люди», в которое входит Логан (Майкл Йорк). Однажды управляющий подкупольным городом компьютер дает Логану задание: внедриться в группу беглецов и выяснить, где находится их мифическое убежище. Логан оказывается вне закона и вместе со своей подругой Джессикой (Дженни Агаттер) выбирается на поверхность. Из фильма Майкла Андерсона вырос одноименный сериал, «Остров» Майкла Бэя (обильно, впрочем, смешанный с утопическим хоррором «Части: Ужас клонов»), «Время» Эндрю Никкола, финал бертоновской «Планеты обезьян» (сцена с мемориалом Линкольну) и что только не. В начале десятых ходили даже разговоры о том, что Николас Виндинг Рефн снимет ремейк с Райаном Гослингом, но затем Гослинг выпал из проекта, и речь зашла о том, чтобы сделать Логана женщиной (очень кстати). Пока воз, как говорится, и ныне там, хотя самое время его сдвинуть с места: экологические вопросы стоят как никогда остро, фейк-ньюс распространяются быстрее пандемии, а жизнь после тридцати и правда не сахар.

Детектив лос-анджелесской полиции Рик Декард (Харрисон Форд) под руководством Роя Батти (Рутгер Хауэр) должен найти группу киборгов, которые сбежали из космической колонии на Землю. Легендарный фильм Ридли Скотта снят по мотивам романа Филипа К.Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Кстати, творчество Дика 40 лет спустя вдохновило создателей еще одной антиутопии: сериала «Черное зеркало» о влиянии новейших технологий на современное общество. Неонуар «Бегущий по лезвию» стал первым фильмом в жанре киберпанка, в котором новейшие технологии и достижения XXI века сопряжены с проблемами индустриального общества, где царит социальное бесправие, антигуманизм, бандитизм и несправедливость. В 2017 году вышел сиквел фильма «Бегущий по лезвию 2049», где события разворачиваются спустя 30 лет после сюжета оригинального фильма. Режиссером продолжения стал Дени Вильнев, в то время как Ридли Скотт выступил продюсером проекта.

6.8
Страна отцов
1994, Драма

Снятая для телеканала HBO экранизация романа Томаса Харриса (по его книгам также поставлены «Призрак» и «Офицер и шпион» Романа Полански), в которой предполагается, что было бы, если бы нацисты победили во Второй мировой войне. Геополитическая карта этого мира отличается от нашего. Германия захватила советскую территорию вплоть до Урала, на которой создала рейхскомиссариаты Остлянд, Украина, Московия, Кавказ, а также Таврида. Операция союзников под названием «Оверлорд» закончилось провалом, правительство Великобритании бежало в Канаду, а США сбросило на Японию атомные бомбы. В итоге США и Германия стали сверхдержавами, обладающими атомным оружием (для принуждения Америки к миру нацисты демонстративно взорвали над Нью-Йорком в 1946 году межконтинентальную ракету A-9/A-10 «Фау-3» без боеголовки).

Идет 1964 год. Германия готовится к празднованию 75-летия Адольфа Гитлера и визиту президента США Джозефа Кеннеди, в ходе которого страны должны подписать мирный договор. Но вдруг кто-то начинает ликвидировать одного высокопоставленного нацистского чиновника за другим. За расследование берется штурмбаннфюрер СС Ксавьер Марш (Рутгер Хауэр), который выясняет страшную правду. Вся нехитрая интрига «Страны отцов» (в оригинале «Фатерлянда») строится на том, что мир не знает про холокост (по легенде, евреев сослали на Восток), а как только эта информация вскрывается, нацистскому режиму наступает конец. Не сразу, но тем не менее. Таким образом, Томас Харрис и режиссер фильма Кристофер Менол наглядно демонстрируют, что режим, построенный на лжи, обречен.

8.6
Матрица
1999, Боевик

Персонаж Киану Ривза программист Томас Андерсон живет двойной жизнью — днем он работает в офисе и ничем не отличается от своих коллег, а ночью становится хакером Нео, который может взломать любой сайт. Однако очень скоро он узнает, насколько иллюзорна окружающая его реальность. Обладательница четырех «Оскаров» и двух призов Британской киноакадемии «Матрица» — первая часть легендарной франшизы, изменившей культурный код по всему миру и напрямую воздействовавшей на развитие кино. Во многих фильмах, выходящих в США после 1999 года, содержатся те или иные отсылки к картине. Так, спустя три года после выхода «Матрицы» эффект медленно летящей пули, использованный в фильме, можно было увидеть в 20 различных лентах. В «Матрице» содержится немало отсылок к произведениям Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», философии дзен-буддизма, а также к трудам Маркса, Кафки и Гомера. Вторая и третья части франшизы вышли в 2003 году, а в конце прошлого года, почти двадцать лет спустя, Лана Вачовски представила публике свой новый фильм «Матрица: Воскрешение».

7
Лобстер
2015, Фантастика

Обладатель приза жюри Каннского фестиваля и номинант на «Оскар» «Лобстер» стал англоязычным дебютом греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. «Лобстер» — ироничная насмешка над обществом, где каждый его представитель должен найти себе пару, независимо от того, нуждается ли он в этом на самом деле, или это необходимость, навязанная обществом. Место действия — ближайшее будущее, в котором одиноких людей просто нет, вернее они есть, но их существование под угрозой: их ссылают в отель, где за 45 дней они должны влюбиться, иначе их превратят в животное, которое сами они и выберут, и отпустят в лес. Главный герой по имени Дэвид (Колин Фаррелл) не верит, что сможет заинтересовать кого-то своей персоной, и морально готов превратиться в лобстера. Однако события начинают раскручиваться с бешеной скоростью и в совершенно неожиданном для него ключе, когда он встречает героиню Рейчел Вайс.

5.9
Высотка
2016, Триллер

Один из крупнейших британских писателей второй половины XX века и мрачный фантаст Джеймс Баллард известен российскому зрителю благодаря двум нашумевшим экранизациям: «Империи солнца» Стивена Спилберга и «Автокатастрофе» Дэвида Кроненберга. Поставить его «Высотку» взялся британский режиссер Бен Уитли («Список смертников», «Перестрелка») вместе со своим постоянным соавтором и женой Эми Джамп. Это типичная семидесятническая антиутопия о жизни в идеальной на первый взгляд многоэтажке. Но, конечно, все окажется гораздо сложнее, а высотка выступит моделью социума, где в крохотных клетушках ютится простой народ, в то время как по лугу на крыше дома жена архитектора разъезжает на лошади. Рай довольно быстро обернется кромешным адом, и это не спойлер: моральное падение жителей высотки очевидно с первых минут. Как почти во всей семидесятнической фантастике наподобие «Степфордских жен», в фильме Уитли нет ярко очерченных характеров, зато есть богатый бестиарий эксцентричных шаржей, который режиссеру отлично удалось перенести на экран. Эпизодические персонажи здесь вообще подчас интереснее главных, которые с большим трудом тащат на себе громоздкий сюжет. Именно сюжет, пожалуй, является самой слабой стороной картины. История часто сбивается с ритма и дробится на сюжетные виньетки и этюды. Но сами эти этюды дьявольски хороши. Куда важнее сюжета здесь душная атмосфера эстетически выверенной антиутопии, сопровождающаяся яркой авторской иронией. На нее также хорошо работает и мрачно-торжественная музыка Клинта Мэнселла плюс два кавера на песню «SOS» группы ABBA — сначала в исполнении барочного оркестра, а затем коллектива Portishead. Под завораживающий голос Бет Гиббонс живописные ужасы «Высотки» смотрятся особенно колоритно.

Земле, как мы помним из предыдущего фильма, настал конец. В 2047 году часть выживших во главе с постаревшей белокурой Ренатой Рихтер (Юлия Дитце) и ее повзрослевшей дочерью-мулаткой Оби (Лара Росси) базируются в бывшей колонии нацистов на обратной стороне Луны. Однако вскоре Оби с помощью лунного фюрера Вольфганга Корцфляйша (Удо Кир) выяснит, что Земля на самом деле полая, а под ней живет раса рептилоидов врилов, которые всегда стояли за спиной у человечества, а главный среди них Адольф Гитлер (тоже Удо Кир). В поисках святого Грааля девушка решает наведаться к этим созданиям. Еще безумнее — так можно коротко охарактеризовать сиквел финской комедии Тимо Вуоренсолы, съемки которого затянулись из-за краудфанднговой кампании, но, право слово, стоило подождать. Полая Земля! Рептилоиды! Тайная вечеря с Гитлером! Нацисты на динозаврах! Погоня на огромных рептилиях! Такой концентрации вдохновенного абсурда экран не видел давно. Из плюсов: в сиквеле побольше выдумки, чем в первой части. Из минусов: такой же затянутый финал. И да: местами это скорее дико, глупо и нелепо, чем смешно. Но все же это штучный товар. Мимо проходить нельзя.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все