+7 (863) 240 29 07 |
Ростов-на-Дону, Пушкинская, 115 |
Вход 40–120 р. |
romii.ru |
пн, ср-вс 10.00–18.00, касса закрывается на полчаса раньше |
Откроется завтра в 10.00 |
Для ценителей искусства место очень подходящие!Я конечно не фанат всего этого, но порадовала, чистота, ухоженность самого здания да и цены там не высокие
Автор текста Анастасия Цой
Выставка "Разные" в Музее Изобразительных Искусств.
В Ростовском областном музее изобразительных искусств (РОМИИ) открылась выставка «Разные». На ней представлены картины пяти молодых художниц: Елены Лесной, Ольги Менжилий, Екатерины Меньковой, Маргариты Семергей и Ольги Семченко.
Есть такие выставки (а выставка – это, как и картина, своеобразное произведение искусства, мозаика, составить которую непросто, для этого нужен и талант, и опыт), на которых приятно находиться: они не кричат о себе, не пошлят, на них чувствуешь себя спокойно, умиротворенно, будто сидишь на старой скамейке во дворе, где цветет черемуха и малыши играют в мяч. Выставка «Разные» производит именно такое впечатление: женственность, спокойствие, гармония.
Название «Разные», по словам куратора выставки Рязанова Валерия Васильевича, довольно многогранное: обычному человеку, обывателю, окружающий его мир кажется знакомым, привычным, возможно, не лишённым обаяния, но не более того. В то время как восприятие действительности человеком творческим, будь то поэт, художник или кинорежиссер, всегда образное: один и тот же дом или сад два разных живописца напишут по-разному. Они сумеют эстетически прочувствовать предмет, как сделал это великий Сезанн, изображая обыденные и неприметные яблоки. Но в яблоках Сезанна будто бы заключена взрывная необычная сила, которую отмечают зоркие зрители.
В работах художниц, о которых мы говорим, тоже изображены обычные предметы, привычные пейзажи и будто бы знакомые лица, но все это дышит, движется. Картины, представленные на выставке, это, скорее, поэзия, чем проза, если бы нам нужно было сравнивать. В поэзии больше чувства, интуиции, в прозе — интеллекта. Вырисовывающиеся на темном фоне «Ирисы» воспроизводят запахи, написанная сушеная рыба («Глянец» Елена Лесная) напоминает вкус – и все это сопрягается для зрителя с определенными эмоциями, как в романе Марселя Пруста вкус печенья «Мадлен» вызывает у героя воспоминание о детстве.
Проходишь мимо «зимних» картин Екатерины Меньковой («Прогулка», «Ледостав») и вспоминаешь строки Б.Л. Пастернака:
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Картина «Ледостав» выглядит очень хрупкой: кажется, тонкие ветви деревьев сломаются или исчезнут вовсе от малейшего прикосновения. Цветовое решение на первый взгляд удивляет, оно как будто нереалистичное, сказочное: красновато-синие обнаженные стоят деревья. А мы ожидаем увидеть их серыми: такими, какими привыкли видеть. Как привыкли лондонцы к тому, что туман сер, а Клод Моне увидел и изобразил его розовым. Оказалось, художник был прав: в Лондоне красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок.
На картине Ольги Менжилий «Клематисы» довольно нестандартная композиция. Ребенок, девочка, спрятана вглубь разросшейся лианы, она выглядывает оттуда и как будто наблюдает за нами, а мы за ней. Много на выставке и портретов: «Поляков П.С.» и «Туроверов Н.Н.» Ольги Семченко, яркий автопортрет Елены Лесной «На даче». Кажется, что этот автопортрет довольно прост: неидеализированные черты самой художницы, косы, грубая полосатая кофта, но у Елены получилось создать определенное настроение, которое улавливает внимательный зритель.
Есть на выставке картины, изображающие улочки Ростова-на-Дону и области (например, «Дом в Старочеркасске» Ольги Семченко или «Донской хуторок» Екатерины Меньковой). Но подробнее хочется остановиться на картине Маргариты Семергей «Утро. Улица Горького». Кроме довольно скучного (в жизни) белого здания, нескольких неприметных деревьев и дороги на картине ничего нет, но она притягивает внимание. Она как будто состоит из маленьких стеклышек, которые собрали воедино и склеили, при этом хочется рассмотреть каждое из этих «стеклышек»; и вот ты уже замечаешь очертания идущего человека, трамвайные пути – улица оживает у тебя на глазах!
Вообще, от картины к картине понимаешь, насколько важны для искусства вечные темы: главные из них, наверное, природа и любовь. И если для поэзии или прозы больше характерна тема любви, то для живописи – тема природы. Стоит только посмотреть на названия:«Весна вдали от города», «Запах детства», «Тополя», «Клематисы»Ольги Менжилий; «Сирень», «Флоксы», «Старый ясень»Маргариты Семергей; «Донской хуторок», «Прогулка», «Ледостав» Екатерины Меньковой; «Гнезда», «Дом в Старочеркасске» Ольги Семченко; «Яблоня», «На даче», «Колесо обозрения» Елены Лесной. Столько цветов – распускающих бутоны, пахнущих – и деревьев, разбросавших ветви тут и там. Непроизвольно вспоминаешь классику: вазы с цветами Ван Гога или водяные лилии Клода Моне. Или вот в прошлом году в том же РОМИИ была выставка Игоря Петрова «Моя Таврида», на которой были представлены в основном яркие, колоритные пейзажи. Кажется, изображать природу всегда будет актуально, как и писать о любви. И пусть все уже сказано: Татьяна давно написала письмо Онегину, и всевозможные пейзажи и натюрморты были нарисованы, но каждому художнику и поэту хочется добавить свое, показать себя, а читателю и зрителю хочется вникать в это.
Но важно не просто изобразить, достоверно передать те же ирисы или подсолнухи – для этого не нужно быть Художником, достаточно просто уметь рисовать. Настоящий Художник тот, кто отнимает аромат у цветка, как говорил русский поэт А. А. Блок.
Удалось ли пяти молодым ростовским художницам отнять аромат у цветка, решать зрителю, то есть вам.
Посетить выставку можно до 26 июля по адресу Пушкинская, 115.
Анастасия ЦОЙ
Удивительное место. Здесь даже от мрамора ступенек веет прохладой и историей. В гардеробе заботливо улыбается женщина, которая явно знает больше тебя. Касса – это лишь преграда на пути к прекрасному. Здесь нельзя пользоваться мобильными телефонами (их нужно выключать на входе), высокие залы обычно пустуют и только бдительные сотрудники музея замечаниями о соблюдении тишины и запрете сотовой связи напоминают о реальной жизни. В музее на Пушкинской выставляются древнерусские иконы, портреты правителей разных веков, Верещагин, Рубенс в гравюрах и оригинале и даже Айвазовский. Каждый мазок приковывает к себе внимание, картина – это веха в истории – она требует понимания и времени. Залы с этими работами можно проходить часами. А вот 20 век, как последний нестройный аккорд, выглядит хорошо, но на фоне предыдущих веков как-то слабовато.