Драматический |
16+ |
Владимир Туманов |
5 декабря 2009 |
2 часа 55 минут, 1 антракт |
Бывает такое: посмотришь спектакль, и режиссеру хочется пожать руку. Не за то, что открыл тебе новые космические горизонты или угадал нечто близкое и сокровенное. За то, как крепко и надежно сработано: точно отмерено (семь раз), аккуратно отрезано (один раз), части соразмерны, швы не выпирают. После «Поздней любви» хочется жать руку режиссера Владимира Туманова. В его спектакле текст Островского со всеми присущими архаизмами, жаргонизмами и инверсиями членов предложения звучит легко и ненатужно, естественно, как современная речь. В «Поздней любви» Туманова нет ни одного сырого, провисающего по темпу куска. Не знающий пьесы тут ни за что не запутается — ни на минуту: повороты фабулы аккуратно выделены, будто курсивом, персонажи обрисованы четко и внятно; про главных быстро становится понятно, что они главные, второстепенные не мешают — они тоже интересны. Наконец, в спектакле нет ни одной актерской неудачи.
Пьеса о жертвенной любви старой девы Людмилы к кутежнику и игроку Николаю не превращена режиссером ни в жгучую мелодраму, ни в глубокомысленное моралите. Туманов явно шел не от идей, а от людей, прежде всего стремясь создать убедительные, живые и обаятельные образы. Людмила (Эмилия Спивак) — интересная чудачка, стеснительная, заторможенно-замороженная (этакая «зимняя вишня»). Сгорбленная фигурка «гадкого утенка», неловкая походка, глупая улыбка до ушей. Но вдруг какой-нибудь один точный, резкий, размашистый жест — и за манерами смешной девчонки обнаруживается сильная и страстная влюбленная женщина. Николай в исполнении Андрея Кузнецова сначала удивляет — взвинченный, по малейшему поводу повышает голос. Но ларчик быстро открывается: Коля устал от кутежей и разгулов, вот и истерикует, как все мужчины, недовольные собой. Влюбленная Людмила протягивает ему руку помощи, а он смотрит с благодарностью — на глазах к герою возвращается чувство собственного достоинства, уверенность и благородная стать.
Эта «Поздняя любовь» мила, чуть сентиментальна и имеет отчетливый привкус рождественской сказки. Разгорающемуся на глазах семейному очагу двух влюбленных не хватает только сверчка. Колоритные домочадцы — вполне в духе Диккенса — имеются: рассеянный благородный старик Маргаритов, отец Людмилы (Петр Журавлев), всем на свете недовольная Шаблова, мамаша Николая (Ирина Полянская), и ее младший сын, уморительный недоросль Дормедоша (Евгений Титов). На славу удались и захожие чужаки: опасный тип, «хозяин жизни» Дороднов (Леонид Осокин), лживая Лебедкина (актриса Светлана Строгова многое сообщает о своей героине уже одним только смехом: холодным, звонким, с ноткой угрозы). Но по большому счету счастью Людмилы и Николая здесь ничто не способно помешать. Зло в этом пасторальном мирке бессильно перед добром — и в финале все, конечно, будут пить чай. Чашку чая не назовешь магистральной целью мирового театрального искусства. А руку режиссеру все равно хочется пожать.
Судя по работам Туманова в МДТ и в Молодёжном, режиссер этот - режиссёр вдумчивый, добрый и уважающий зрителя. Спешите видеть - "Поздняя любовь" - на редкость академический спектакль, в лучшем смысле слова "академический". Туманов изредка радует режиссерскими находками, но в основном отдает всё на откуп замечательным актёрам Молодёжного. Вместе им удаётся избежать ненужного пафоса текста Островского и без всякого морализаторства рассказать о таких редкостях, как честь и благородство, почти забытых современным театром.
Впервые увидел на сцене Эмилию Спивак. Если она в других своих ролях иная, то это замечательная актриса. Она идеально ведёт роль, ни на минуту не забывая об эпохе тургеневских девушек. Идеальные паузы, движения, внешность.
Это спектакль, в котором заметен актерский ансамбль. И главные герои, и второстепенные удерживают внимание на протяжении всего спектакля. К ним начинаешь привязываться, как к родным, над кем-то незлобно смеёшься, кому-то хочешь счастья, кем-то возмущаешься.
Очень понравилась хореография и костюмы.
С удовольствием схожу ещё раз
СЛАВНО! Какая чистая (в смысле ничего лишнего, сорного, что могло бы и не быть), профессиональная режиссерская работа (Вл. Туманов)! Душа в такой гармонии и бепричинной радости, даже не знаю почему, откуда что взялось: мелочи, тонкости, намеки, взгляды (отдельное спасибо за них :)) всего так понемногу, не в лоб, не под натиском нравоучительного в сущности текста Островского, с таким "отцовским" пониманием и эмпатией к героям. Отличные актерские работы: Э. Спивак (Людмила), Е.Титов (Дормедонт), интересные костюмы, заметная хореография (такое впечатление, что в театрах все больше и больше этому уделяют внимание, правда, не у всех получается, здесь получилось - уместно, даже эротично), музыкальная тема отличная, только с громкостью (зачем же так) и качеством звука все плохо. Но в общем СЛАВНО: получила надежду на справедливость и любовь (без нравоучений, по заслугам или от щедрости в качестве шанса) ... и всего-то - по цене театрального билета.
Здорово!
Понравилось все: красивые актеры, законченные образы, прекрасная постановка.
Роли сыграны так чисто и натурально.
Смотрели этот спектакль в непрерывном удовольствии в каждой сцене, от начала и до конца. Под впечатлением до сих пор.
Спасибо за ваше творчество и труд!
В целом спектакль понравился, но, если 10 лет назад актёры соответствовали по возрасту персонажам Островского, то теперь смотрятся достаточно странно. Иногда как-то странно улыбаются совершенно не по делу. Больше всего понравилась игра актёров Строговой ( Лебедкина) и Конева (Дормедонт). У Кузнецова ( Николай) очень хороший голос, не зря его озвучивать мультфильмы приглашают, чем-то напомнил Олега Даля ( не внешне, а по мане ре играть), но со своей матерью( Ирина Полянская) на сцене они выглядят погодками. Полянская играет очень хорошо.