Драматический |
18+ |
Николай Коляда |
3 часа, 1 антракт |
Коляда-театр приехал в Новосибирск в рамках фестиваля Сибирский транзит, поскольку билеты в Красном факеле уходят на ура, пошли туда где заветные квитки были в наличии. Под известной всем вывеской оказался совсем неоднозначный спектакль.
Начнем с того, что все актеры выряжены в цветастые костюмы под хохлому. Но в наш век космических технологий этим удивить будет сложно, потому и режиссер пошел с открытым забралом на зрителя. Далее вас будут ждать неваляшки и чебурашки, масса песен от В.Цыгановой до Трофима, от Любэ и до т.д. и т.п. Рефреном будет звучать прекрасная песня Горана Бреговича, но спектакль это не спасет. Попытавшись залить в этот самый балалаечный лубок старый смысл, он превратил спектакль непонятно во что. Чичиков в маске зайца пытается купить каких-то душ у странных людей, гоголевскую сатиру за карнавалом не разглядишь. Но и тут режиссер не теряется- ставит Гоголя на стол (у Гоголя в руках бюст Гоголя, как говорится для тех кто в танке). В общем присутствие классика сразу всем говорит- лубок лубком, но тут священнодействие, мол после первого акта не вздумайте домой! А то и к вам приду, с бюстиком!
Ладно, решаем досидеть. Но когда появляется Собакевич в пиджаке без единого следа хохломы, начинаешь предчувствовать беду. И не отошел маэстро от своего почерка ни на йоту. Собакевич заговорил голосом Ельцина, сохраняя все ужимки и мимику почившего в бозе нашего первого и незабвенного перзидента.
Я вот такого шапито-шоу не выдержал. И мы ушли.
Я знаю, что я провинциал и Коляда-театр находится в два раза ближе к Москве и наверняка там знают что за чем. Но не вытерпела моя душонка. И еще. Вся ситуация с этим проектом напоминает мне сюжет из Тупого жирного зайца, когда пришел новый хозяин-бизнесмен и пообещал поднять театр. Но для этого надо немного изменить репертуар и начать торговать колбасой в фойе.
ЗЫ взято из википедии "«Коляда-театр» был создан 4 декабря 2001 года в день рождения своего художественного руководителя Николая Владимировича Коляды.")))
Была в четверг в театре, впервые за долгое время — и одна. Наткнулась в интернете на афишу гастролей «Коляда-театра». Увидела нарезку из «Мертвых душ», где Чичиков, похожий, впрочем, не на Чичикова, а на Хлестакова, пляшет в спортивном костюме в русских узорах под In the Death Car — и поняла, что всё, хочунимагу.
Даже от видео шибало энергией, за которой я лично в театр и хожу, и которую в кино, несмотря ни на какие тридэ, встретить невозможно.
Этой энергии в спектакле (и, очевидно, в Коляда-театре вообще) хоть отбавляй. Правда, методы, которыми она из актеров выжимается, иногда вызывают вопросы — спектакль неровный. Но, во-первых, вопросы возникали у меня не так часто — больше я смеялась. А во-вторых — главное, что в спектакле есть струна, хребет, на котором он держится, и по которому пробегает до финала, где зрителя ждет катарсис (и —спойлер! — переворачивающийся в гробу Гоголь). А там, где катарсис — там спектакль, а не капустник. Хотя капустники тоже дело хорошее.
Струна, на которой все держится — это тот самый (как никогда актуальный) вопрос, который задал Николай Васильевич и который в спектакле повторяется многократно, механически, навязчиво — «Русь, куда ж несешься ты?»
Не дает ответа.
Ни мне, ни режиссеру Николаю Коляде, у которого, судя по интервью, совсем другие представления о том, куда стоит бежать, чем у меня. Что, впрочем, неважно.
«Мертвые души» — это спектакль о том, как русские любят быструю езду, и о том, что непонятно, куда эта любовь Русь заведет. Юные и красивые Чичиков с Селифаном путешествуют по деревням — и на тачке, и бегом, и в плацкартном вагоне поезда — под отвратительные, слишком знакомые, привязчивые песни про водку и дороги. До сих пор Цыганову пою. Отчего всегда самая дрянная песня привяжется?
Пред героями, как и положено, предстает парад характеров — характеров, в которых, как их ни переиначивай, все равно встает Гоголь в полный рост, раз уж осталось хоть сколько-то гоголевского текста.
Так, например, я была в недоумении, когда Собакевич заговорил голосом Ельцина. Зачем? А низачем, — просто голос Ельцина подходит Собакевичу, и это все равно Собакевич, а не пародия на Бориса Николаевича.
Чем ближе к финалу, тем условнее становятся персонажи. Например, невыносимо гротескны дамы в париках-ирокезах, совсем куклы — я засыпала на их разговорах. Впрочем, их условность удачно оттеняла одну внезапно покинувшую кукольное гоголевское пространство героиню — Коробочку. Если бы у меня был букет, я бы его отдала как раз Тамаре Зиминой, которая ее играла. Сцена покупки душ с ней самая смешная. А затем Коробочкин одинокий вызывающий ватник среди униформы остальных персонажей — то адских хохломских спортивных костюмов, то белых бальных платьев, — и ее трогательная дубинноголовость становятся теми самыми нотами, которые превращают капустник в спектакль.
Все герои механически мелют — «Русь, Русь, куда, куда» — и это означает на самом деле только «Быстрее, быстрее, все равно куда!», и только Коробочка хочет понять, что же происходит, и от того выглядит совершенной дурой. Как все действительно живые люди. И именно с ней говорит грустным тонким голосом юный Гоголь — потому что до остальных не достучаться. И даже Чичиков, вроде бы гибнущий в финале под бременем идиотской клеветы — или засыпающий — у ног Гоголя, все равно до самого конца интересуется в основном быстрой ездой. И какой же русский ее не любит?
вчера мы увидели самый бездарный спектакль в нашей жизни. давно слышали про Коляда-театр и слухи о безмерной к ним любви зрителей и критиков. потому решили пойти. на пятой минуте захотелось уйти, на десятой минуте пришлось отвернуться от сцены и ждать антракта. как же надоел этот псевдотеатр голого режиссерского замысла. "Мертвые души" Коляда-театра (да простят меня его поклонники) - это не театр, это пошлый балаган, цирк, клоунада. Режиссёр считает себя дико оригинальным и остроумным. Когда он придумывает шутиху (например, дети Маниловых оказываются бандитами, или Ноздрев взасос целует мужчин), он её повторяет не два раза, а двадцать раз. Между этим бредом включает Газманова и Любе. Прямо наслаждается своими придумками. Не понимаю, почему эти люди берут текст Гоголя... Почему им так часто нужно свои придумки связать с классикой?.. Мне кажется, они просто не смогут поставить "Дядю Ваню" без своих изысков: не сумеют. И всё своё неумение прикрывают придумками, которым место в школьной самодеятельности. Чичиков любит мужчин - ну, ёлки-палки, зачем, зачем лепить пельмени на сцене - ведь зритель следит только за пельменями. Текст не нужен, только картинка. А вокруг якобы глубокий смысл про Русь и про всех нас. Якобы.
Некоторые зрители смеются. Режиссёр подписывает программки и продаёт свои книги, скромный человек. Возможно, когда-то это было круто и ново, но в 2015 году смотреть на то, как режиссер заставляет старых актрис бегать по сцене и орать под попсу - скучно и мерзко. Такой гаденький спектакль. если вы когда-нибудь видели додинского грустного и одновременно очень смешного "Дядю Ваню" и вам понравилось, не ходите на "Мёртвые души" Коляда-театра. Там не смешно, там грустно от потери своего времени на пустышку, которая прикидывается оригинальной затеей. Я просто не поклонник райка. Здорово, что такое есть и кому-то нравится. Но почему в театре всё чаще выпендриваются и всё реже умеют поставить спектакль, который поразит, изменит тебя?..
Много слышала о театре точнее о необычной подаче которая не всем зрителя заходит но решилась пойти. Гоголь классика тут же невозможно разочароваться? Но нет! Паузы бессмысленные хотелось просто встать и уйти. Может новый актерский состав, но простите, речь основных героев просто невнятная. Во 2 акте главный герой видимо решил что в театре всего 3 первых ряда. Потому что дальше просто не слышно речь. (Заметила не только я). Яркая попсовая музыка всё сбивает. Пожалела что не ушла после 1го акта как некоторые зрители.