Москва
7.2

Спектакль
Гаргантюа и Пантагрюэль

Постановка - Театр Наций
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Богомолов про какашки

Шумно выругавшись об обществе, его болезнях и страхах («Идеальный муж. Комедия», «Карамазовы»), Константин Богомолов переключился на спокойный разговор о человеческой физиологии. Вчитываясь в 700-страничного Рабле, он нашел в нем и играющего с пропорциями Хармса, и изучение человеком собственной телесности с детской непосредственностью.

  • Гаргантюа и Пантагрюэль – афиша
  • Гаргантюа и Пантагрюэль – афиша
  • Гаргантюа и Пантагрюэль – афиша
  • Гаргантюа и Пантагрюэль – афиша
  • Гаргантюа и Пантагрюэль – афиша
Драматический
18+
Константин Богомолов
2 часа 50 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
21 мая 2014
Ностальгическое кабаре про какашки

Так сложилось: Константин Богомолов, создающий в Европе аккуратные интеллектуальные шедевры, на родине известен главным образом как производитель беспардонного трэша и китча. Так вот, теперь в Москве можно посмотреть нечто совершенно непохожее не только на «Идеального мужа» и «Карамазовых», но и на варшавские и литовские опыты главного возмутителя спокойствия отечественной сцены. Теперь он поставил спектакль без экранов, без титров, без прозрачных пластиковых стен и даже без мата. Своей теплой и бесконфликтной премьерой по Рабле Богомолов ведет разговор не про постсоветский ад, не про морально разложившуюся элиту, не про пороки ТВ, РПЦ и прочие язвы общества — вообще про другое. В эпическом бестселлере Ренессанса режиссер углядел непредвзятое исследование телесности, логику Хармса и ностальгический флер. На чем, не имея, по обыкновению, готовых ответов на все вопросы, и сфокусировался.

Красный потолок, красные стены с прожилками (фирменная симметрия Ларисы Ломакиной) — персонажи бытуют внутри то ли утробы, то ли желудка, уютно обставившись торшерчиками, столиками, диванчиками. Фоном едва заметно звучит что-то необременительное, навроде подложки какой-нибудь разговорной передачи радио «Маяк». Ассоциацию закрепляет обстоятельная интонация Сергея Епишева: «Здравствуйте, дети. Меня зовут Гомер Иванович, сейчас я расскажу вам сказку». Дальше он будет комментировать и дополнять в микрофон все происходящее: явление первой какашки, беседы Игоря Сергеевича Гаргантюа-Иванищева с сыном Пантагрюэлем о подтирании, экспедицию в кишечник, вагинальное исполнение «Casta Diva» — и, фактически заменяя титры, сообщать, когда «тоска» в исполнении Розы Хайруллиной пришла, а когда ушла.

Конечно, никаких великанов тут нет, как нет и младенцев, стариков, что уж говорить про гульфики и обилие какашек. Есть двое расслабленных немолодых мужчин в вальяжном исполнении Сергея Чонишвили и Виктора Вержбицкого. Они нехотя ведут стариковскую беседу, незаметно обмениваются ролями, а вокруг оживают сюжеты их диалога, в которых межстрочную ностальгию бетонируют цитаты из «Ласкового мая», Наташи Королевой и Натали. И вся история про знаменитых великанов, от безделья путешествующих в страну Фонарию к оракулу Божественной бутылки, оборачивается досужей фантазией обитателей дома престарелых. Для них в самом деле раньше деревья были большими, а теперь даже страна — маленькая и «великаны вымерли». И тут как-то само собой думается, будто вымерли они оттого, что в стране этой в какой-то момент на всякое физиологическое разнообразие было наложено табу.

Никаких аллюзий и эвфемизмов — в этом, пожалуй, и сила. Обычно выкручивающий ручку громкости до предела то в одну, то в другую сторону Богомолов на этот раз предпочел середину. Конферансная, дикторская манера Епишева, кажется, служит здесь камертоном для всех появляющихся на сцене. Получается, что вот такое плавное и равномерное существование артистов, отвлекающихся от чтения текста на хоровое исполнение шлягеров или малоподвижные танцы, как бы передает привет спектаклям Юрия Погребничко — настолько взятая здесь нота, одна на всех, победно о ничем. Выбивается разве что взвинченный Павел Чинарев, без броских выпадов которого, впрочем, спектакль в 800-местном зале имел бы все шансы стать колыбельной.

Неверно было бы сказать, что спектаклю по Рабле победу обеспечила именно выверенная интонация — в конце концов, артисты «Мастерской Фоменко», ШДИ и того же театра «Около» дадут сто очков вперед команде Богомолова в работе над любым материалом. Тут важно обратить внимание на безукоризненную среду: на то, как грамотно залито светом алое пространство при полностью перекрытых кулисах и колосниках; на то, как гармонирует гамма спектакля с фактурой зрительного зала Театра наций; редчайшее качество при незаметной сложносочиненности. И если сдержанность, помноженная на добротность, — не передышка между атаками на сознание обывателя, а результат эволюции метода, то этот спектакль про какашки запомнят как момент безоговорочного становления великого мастера.

11
1

Отзывы

7
Masha
15 отзывов, 55 оценок, рейтинг 38
15 мая 2014

Пошлость — это когда всерьез

Творчество Богомолова явно не для ханжей и консерваторов. Точно так же, как нелепо критиковать небо за голубой цвет ранней весной, странно вменять Богомолову "недоискусство". Неоправденные ожидания неудовлетворенных зрителей можно списать на недостаточную эрудированность и осведомленность о творчестве Рабле, чье произведение было взято в основу постановки. Излюбленные приемы французского романиста - гротеск и гипербола. Рабле использует грубоватый черный юмор, связанный с человеческим телом, много говорит об одежде, вине, еде и венерических заболеваниях, что совершенно нетипично для средневековой романистики, считавшей перечисленные темы низкими и не достойными упоминания. Таким образом, оба - и Рабле, и Богомолов - разрывают шаблоны своего времени. Богомолов предлагает посмеяться и принять собственное тело как некую жизненную константу, как естественную часть себя, чтобы освободиться от взрощенного современным обществом ошибочного восприятия, при котором малейшие несовершенства получают клеймо персонального кошмара.

В завершение хочется признаться в любви Константину Богомолову. Костя, Вы мой любимейший театральный режиссер! Спасибо за Ваш талант, за Вашу внутреннюю свободу.

10
0
1
Георгий -
5 отзывов, 30 оценок, рейтинг 10
15 июня 2014

Это не спектакль. Это дерьмо.
Можно было бы сказать, что он надежно занял 1-ю строчку с конца,
Но немного придя в себя после увиденного и услышанного - могу твёрдо сказать, что это дерьмо вне списка моих оценок. "Это" даже не может и не должно называться спектаклем.
Это дерьмо "в квадрате"!

P.S. Рецензии не пишу. Зарегистрировался только чтоб предупредить возможных зрителей - НЕ ХОДИТЕ!
Касается всех. И Тем кому нравится " Идеальный муж " и " Карамазовы " и уж тем более тем кто привык к классическим театральным постановкам.

6
0
1
Наталья Кинщак
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 5
17 июня 2014

Была на этом спектакле 16.06. К сожалению, не прочитала заранее отзывы. Спектаклем это назвать никак нельзя, это просто издевательство над зрителем и полное к нему неуважение. Очень хотелось уйти уже в середине первого действия, что многие и делали. Но решила досмотреть до конца. Смысла не вижу вообще. Нормальным людям ходить не советую, после спектакля хочется пойти и тщательно вымыться. В антракте половина партера освободилась, людей пересаживали с задних рядов. Многие смеялись, над чем -непонятно. Но некоторым людям достаточно сказать слово какашка, и они будут хохотать, а здесь таких слов было ну очень много. Скажите, кому может быть интерес рассказ об испражнениях, пуканье, подтирании и т.д., и т.п.? Здесь даже не эпатаж, а отношение к зрителю- ничего, схавает.

6
1
1
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1197
16 сентября 2017

Правила модерации не позволяют мне перечислить слова, произносимые именитыми актерами со сцены во время представления. Это описание естественных низменных процессов жизнедеятельности человека включенных в первую ступень пирамиды Маслоу. Не мой режиссер, не моя постановка. Осознанное публичное унижение Зрительного зала мне не интересно. Впредь на спектакли Богомолова не хожу, второй шанс данный мной режиссёру окончился полным провалом (не взирая на то что в первом акте зал был полон). Глубоко уважаю Сергея Епишева превосходно играющего в театре Вахтангова в Бутусовском "Беге", Виктора Вержбицкого и Сергея Чонишвили играющих в театре Наций в "Иванове" и в "Метод Гренхольма".

4
0
5
Elena Viktorovna
1 отзыв, 5 оценок, рейтинг 4
15 мая 2014

отмечу сразу, что роман к своему стыду не читала...
А как скажите еще высмеивать пороки? Наверно только в такой омерзительной форме, – какими они и являются, чтоб люди вставали и уходили. Спектакль можно и нужно смотреть всем кто понимает фильмы типа Дитя Макона, Свинарник или Сатирикон великого Феллини и конечно тем, кто любит творчество Шемякина.
Это то куда мы катимся – великая Римская империя, была разрушена, тем чем сейчас заняты желания и умы большей части населения (бородатая женщина накануне была в тему).
Но мир спасет дружба и любовь.
Не уверена, что Богомолову дадут за ЭТО золотую маску, на которую он когда-то претендовал. Хотя актеры бесподобны. Монологи шикарные, но длинноваты (теряешь нить). А двое молодых ребят-какашек - космос! Ну и Хайруллина – ушла тьма, ушло уныние! – зачет
И мой любимый финал – ВСЕ УМЕРЛИ!!!

4
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все