Латыш Владислав Наставшев — самое бесспорное открытие «Гоголь-центра». Учился у Льва Додина актерскому мастерству, в Лондоне получил образование режиссера, с успехом дебютировал в Риге. В «Гоголь-центре» выпустил трогательную «Митину любовь» по Бунину и пронзительный «Страх» по Фассбиндеру. Сценографию и музыку к своим спектаклям Наставшев сочиняет сам — и это видно: настолько в его работах все на своих местах. В трагедии о женщине, убившей своих детей, главную роль играет актриса Нового рижского театра Гуна Зариня, сыгравшая год назад в «Измене» Серебренникова. Остальные актеры — из России. В этом, собственно, главный замысел: Медея немного чужая всем окружающим. Судя по тизеру, следует ждать тихого и аккуратного спектакля с русскоязычной музыкой в духе композиций Алины Орловой. Спектакль выпустят на малой сцене.
Моноспектакль |
Владислав Наставшев |
Был сегодня в Гороль-центре на спектакле "Медея". Спектакль очень хороший, только не в моём вкусе, сейчас объясню, почему. При минимуме реквизита и актеров, посредством работы со светом и звуком, создается современная версия греческой трагедии. Начало мифа о Медее, которое поют два ребенка, звучит таинственно и немного непонятно, а некоторые спецэффекты вызывают легкий шок. Спектакль точно не оставит никого равнодушным, впрочем, в этом-то и состоит проблема - я не люблю искусство, которое когтистой лапой безумия скребется о хрупкую оболочку моего рассудка. Да, это подлинное погружение в безумие и иррациональность, когда ты веришь во все происходящие на сцене трагедии и смерти. Кому и когда нужны такие спектакли? Представьте, что вы второй месяц подряд отдыхаете на Мальдивах, алкоголь в местных барах уже весь перепробовали, солнце и море уже не радуют так, как сразу после приезда, компания красивых девушек тоже поднадоела. И вы задумываетесь, чем бы ещё вот так пощекотать свои нервы. Вот тогда спектакль "Медея" - то, что нужно. Он быстро напомнит вам о хрупкости разума и мимолетности бытия, так что вкус к жизни у вас снова появится и можно будет отдыхать дальше, радуясь тому, как всё у вас хорошо.
А если вы вдруг сейчас не на Мальдивах - просто посмотрите вокруг. Вокруг вас и так постоянно разворачивается многогранная трагедия в масштабах целой страны. Вам этого мало? Тогда сходите на этот спектакль.
Я видела Медею Гинкаса дважды. Была очарована. Теперь понимаю, что не только постановкой, но и самой трагедией, женщиной, ее личностью, ее силой. Казалось, что новая постановка по определению будет поигрывать: эффект новизны пропал, опыт рождает скуку. Самонадеянная глупость!
Визуально совершенный спектакль, минималистический, ничего лишнего: ни на сцене, ни в пластике движений. Здесь полутона важнее чем яркие краски. Выверенный до сантиметра, от задних ножек качающегося стула Медеи до края сцены.
Чувственный спектакль, где сила ошеломляет некоторых зрителей настолько, что вызывает резкое неприятие: заглушить чувства сразу, ведь намного легче ничего не чувствовать, чем попытаться сопережить, легче сделать вид, легче сказать громко вслух, чтобы убедить в том числе и себя, что все это слишком наигранно, слишком грубо, слишком громко. А может быть всего лишь слишком обнаженно?
Гуна Зариня ... поразительная актриса. Здесь слова оказываются бессильны, любой пересказ и любые хвалебные эпитеты будут банальностью. Роль Медеи уже вызов, уже знак отличия. Влюбить в Медею, очаровать ее мощью и демонической силой, ее страстностью и бескомпромиссностью - это уже чудо и магия.
Отдавая дань уважения актрисе, игравшей заглавную роль, все же замечу, что трагедия звучит и воспринимается гораздо пронзительнее, когда в ней не орут. А если от криков падают софиты (так и было задумано, нас предупреждали о нестандартных шумовых эффектах), то у меня лично это вызывает только недоумение.