Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8

Спектакль
Братья

Постановка - Гоголь-центр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Первая премьера в большом зале обновленного театра

Сценарий «Рокко и его братья» Висконти адаптирован к реалиям современной Москвы так, что оригинал едва проглядывается. Пронзительная драма четырех братьев, приехавших из глубинки, разыгрывается на ринге, окруженном с двух сторон зрителями. Мизгирев не брезгует киношными штампами — например, классической сценой судьбоносного боксерского поединка. Кинорежиссура как будто пробудила что-то спящее в привыкших к другому художественному языку актерах, и это главное достижение спектакля: в «Братьях» каждый играет как в последний раз и, кажется, лучшую свою роль.

  • Братья – афиша
  • Братья – афиша
  • Братья – афиша
  • Братья – афиша
Драматический
18+
Алексей Мизгирев
2 часа, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
21 июня 2013
Жесткий блокбастер Мизгирева по Висконти

Главный проект первого сезона «Гоголь-центра» — трилогия по шедеврам мирового кино. Вроде бы сомнительная авантюра: зачем адаптировать к сцене киноязык Висконти, Триера и Фассбиндера, когда можно просто пересмотреть их лучшие работы на большом экране? Первая же премьера сняла все вопросы — когда пропитанный Достоевским сценарий Висконти «Рокко и его братья» превратился в динамичный экшен с постановочными боями: в театре ничего подобного до этого просто не было.

Драматург Михаил Дурненков выделил в первоисточнике 1960 года ключевые моменты, оставил только опорных персонажей и переписал историю так, будто она произошла в современной Москве. Братьев в его версии не пятеро, а четверо, их мать не приезжает вместе с ними из глубинки в город, оставаясь за кадром, и вместо бокса самый непутевый брат попадает прямиком на ринг подпольных боев без правил, где царит непобедимый великан Татарин.

Дебютирующий в театре кинорежиссер Алексей Мизгирев рассадил зрителей по обе стороны от мрачного ринга, вмещающего все места действия, и гипертрофировал качества персонажей: бритоголовый зверь Тюха (переименованный Симоне) буквально не чувствует боли, красавец Обмылок (Рокко) абсолютно идеален во всем, разнузданная Надя отдается каждому встречному за копейки. Мизгирев не брезгует киношными штампами — например, классической сценой судьбоносного боксерского поединка. Кинорежиссура как будто пробудила что-то спящее в привыкших к другому художественному языку актерах, и это главное достижение спектакля: в «Братьях» каждый играет как в последний раз и, кажется, лучшую свою роль. За два часа без антракта актеры вместе со своими персонажами проходят болезненную инициацию, выматываются физически, чтобы совсем другими людьми встретиться в финале. И в этой инициации, происходящей здесь и сейчас на глазах зрителей (чего в кино добиться практически невозможно), и заключается суть эксперимента по переложению киносценариев на театральный язык. И если с самодостаточным Триером впоследствии провернуть подобное не удалось, то Висконти, цитирующий Томаса Манна и Достоевского и опирающийся на документальные источники, оказался впору как актерам, так и современной российской действительности вообще.

7
0

Отзывы

5
Vlad Mitrichev
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
27 апреля 2013

«Назад в будущее».

Был такой бородатый советский анекдот: «Вот какие запчасти ни тащишь с завода - как начинаешь дома собирать, всё равно выходит автомат Калашникова».

Посмотрев премьерный показ спектакля «БРАТЬЯ» хочу рассказать о своих впечатлениях.

В истории про братьев Rоcсo есть огромное пространство для психологической драмы. Сюжет близок к жизни. Молодые парни, приезжие и бедные. Они вынуждены заниматься уличными боями без правил. Каждый из них сталкивается с агрессией большого города по-своему. Каждый из них пропускает эту драму через свои страхи и свою мудрость или свою слабость. Одно и то же условие, бедность и враждебный город, приводят к разным поступкам братьев. От благородства до преступления.

Город жесток своей слабостью. Город глуп своими легкомысленными людьми. Люди превращаются в толпу, в силу стальных механизмов, сминающих тебя в кровавый «йогурт». Люди безразличны, как стадо бизонов, идущих на водопой. Они просто идут на тебя и давят. Словно флаг, в их руках зажат махито, а вместо голов вычурное, Эго, в виде огромного фаллоса, покрытого фиалками и с запахом ванили.

«…а ты вчера на ринге убил брата. И у тебя звенит в ушах. Ты требуешь от города похвалы за свою преданность его глупости. За жертву, которую ты отдал,
в желании ласки не полученной ранее. Тебе не важно, как и кто тебе ее даст. Тебе просто нужно ее получить. Любым способом».

Они кричат со всех сторон: «еще, еще». Эти люди вокруг, с горящими глазами и красными лицами. Момент столкновения страха и силы. Опыта и хитрости. Терпение боли, ради изматывания врага. Выжидание момента слабости. Словно вспышки кинокадров - воспоминания из юности. Преодоление своей нерешительности. Звериный взгляд. Превращение страха в агрессию. Мимолетные взгляды публики. Доказать им! После десятого изматывающего раунда, вы с врагом, уже братья. Теперь каждый видит, сколько чудовищных усилий прилагает соперник. Сколько боли он терпит, чтобы убить тебя. Ты начинаешь уважать его за стойкость. Через мгновение уважать уже будет некого...

Звон в ушах продолжается, когда ты идешь по городу, безразличному к твоему сегодняшнему взрослению ].

Через минуту после начала действа, я примерно так представлял себе дальнейшую историю. И еще, я очень надеялся на мудрость режиссера.

Эксплуатация современных визуальных средств, заменила человеческий ум, на человеческий инстинкт. Она не сделала произведение авангардным, и тем более, прогрессивным. Во время спектакля ты не думаешь, а только реагируешь. Реагируешь инстинктивно на резкие звуки, грязную брань, сексуальное женское тело, жесткую музыку, удары бейсбольной биты по декорациям. Возникает желание пойти уе**ть «гопнику» (прошу прощения за мой французский), а не разобраться в человеческой драме.
Я хочу думать, а не реагировать!

Очень жалко, что не заметна единственная спасительная для сценария линия любви «Обмылка» и Нади. Линии, которая могла превратить историю о почти «уголовниках» в психологическую драму. Показать борьбу души за свет. Создать у зрителя ощущение надежды. Показать, скрытую, благородную сторону души героев оказавшихся на самом «дне». Вместо этого, грязный караоке бар, с такой же пошлой «серенадой», лишь усиливает ощущение безысходности. Проститутка видится не «Магдаленой», а ушлой шлюхой, которой «туда и дорога». И вся сцена видится продолжением общего «декаданса».
И наступает, так любимое в русском современном кино, «раскрашивание черного холста черными красками».

Я понимаю желание режиссера сделать сцену максимально близкой к жизни. Но Искусство, это не «идеальное воспроизведение реальности». Искусство, это подчеркивание ключевых моментов, ради воплощения идеи. А «шокировать» зрителя, для того, что бы его запутать, отвлечь от идеи это дурной прием. И дурной вкус.

Возвращаясь к советскому анекдоту, хочу сказать, о форме «повествования». К сожалению, у нас опять получился «автомат Калашникова». В девяностые годы бандитские сериалы разыгрывали на улицах, потом ещё десять лет по телевидению. А теперь наша старая «кляча» была tune’нгована в ателье Aston Martin! И Ура! Даешь субсидии на вторую серию!

Автор мог сказать: «Я так вижу, потому что я так чувствую». А я скажу, фраза: «Не мы такие, жизнь такая» - низкого происхождения и большой глупости. Пока мы не перестанем размышлять, как пятнадцатилетняя шпана, пока мы не научимся ответственности за свои действия с малолетства, мы будем не личностью, а быдлом. И главной мыслью пьесы, я бы сделал идею о том, как «не допустить совершения глупостей из-за слабости» и о том, что «силен человек духом, а не мускулами».


В конце спектакля режиссерская ошибка. Монолог о том, что «ЗАКОН, ЭТО ЗАКОН И ОН ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ» (прошу прощения за неточность цитаты), вовсе не является главной мыслью, этой пьесы. Я понимаю желание наделить спектакль сильной идеей. Но двухчасовое действо, направлено на рассмотрение совсем других тонкостей человеческих отношений (см. выше), и пьесу нельзя наделять смыслом, который «тебе» очень нравится, идя против логики повествования.

Качество спектакля определяется тем, насколько точно режиссер смог реализовать идею. Все просто. Тема раскрыта – отлично. Все остальное (игра актеров, внутренние переживание автора, предпосылки создания, свет, костюмы, звук и т.д.) потом.

В спектакле «БРАТЬЯ» тема не раскрыта. Смысл повествования до конца не определен автором. Видно желание использовать «все сразу», в результате чего происходит идеологическое «метание» в стороны. Художественные средства работают на отвлечение, а не на поддержку идеи. Попытка эксплуатации внимания зрителя.

Вывод: посмотрите лучше фильм «ДОГВИЛЬ» (Dogville - Lars von Trier ), не пожалеете.


3
0
9
Александр Храпин
1 отзыв, 17 оценок, рейтинг 1
12 апреля 2014

Ну вот и посмотрел наконец, куда движется современный российский театр. На месте точно не стоит. Но не скажу, что в полной мере порадовался за эти подвижки. За гениальными актерскими работами, за выстроенным режиссером бешеным темпом спектакля все-таки стоит странный драматический материал. Спишу это на инертность в своем культурном развитии. Может, он и звучит резонансно сейчас, но [и тут я нашел то светлое, которого так и не выцепил в самом спектакле] очень хочется верить, что когда-то эта постановка перестанет быть злободневной.
Актеры 2 часа жили в эстетике злой реальности, несколько раз позволив зрителям улыбнуться и даже проиграть душе пару скупых слез. Я смотрел, следил, наматывал, а потом, выйдя из зала на улицу, подумал, а что изменилось?

1
0
9
Masha Kuzmina
28 отзывов, 54 оценки, рейтинг 45
1 июня 2013

"Братья"
Гоголь-Центр. Режиссер. А.Мизгирев.

Братья гораздо сильнее на сцене, чем в кино. Ни в коем случае не стану сравнивать Рокко-Алена Делона с Хуянгелом-Обмылком-Риналем Мухаметовым, но стоит отдать должное режиссёру, который, да, переделал сценарий, и, как следствие, изменил смысл, но сделал это великолепно. Надеюсь его слова о том, что он пока не собирается (или вообще не собирается) делать другие спектакли – скоро изменятся и частичка «не» пропадёт.

Динамичный, захватывающий внимание, проникающий внутрь тела до дрожи! Проникающий в разум до головокружения.

Четыре брата из провинции пытаются покорить Москву. Один женится и вся его жизнь направлена на добычу денег, чтобы оплатить ипотеку, прокормить жену и двоих детей. Тридцатилетний парень, оказавшийся в денежной каббале ещё вынужден спасать своих горе-братьев, чуть не поубивавших друг друга из-за любви к проститутке, бегающей от сутенёра. Италия 60-х такого и не видела! А нам многое, уверенна, знакомо! Четвёртый же преспокойно работает себе помощником электрика и вообще, в принципе, может не появляться на сцене.

Браво Никите Кукушкину, животная страсть, мощь и энергетика которого, по моему скромному ощущению, может запустить какую-нибудь подстанцию, если перевести её в электроэнергию! Казалось, что он мог бы один, без передышки, все два часа за всех героев отыграть: откричать, отдраться, отпереживать, отлюбить, отненавидеть и убить! «Кукушкин - животное» - прочла я в интернете. И в этой роли, в этом спектакле и не придумать лучшего определения. Но всё его животное бешенство сопровождалось взглядом, полным прощения, мольбы и любви…. Он всех любил, но странною любовью.

"Братья" – цельный спектакль, с которого вполне можно начать любить современный театр. А можно продолжить. Можно просто посмотреть. Можно.

1
0
9
sveta orlova
191 отзыв, 305 оценок, рейтинг 133
3 апреля 2015

Спектакль актерских открытий в лице Виктории Исаковой и Никиты Кукушкина. Чем жестче и откровений пресловутые предлагаемые обстоятельства, тем насыщенней и ярче раскрывается актерский талант. Лысое чудо Никиты Кукушкина, который одновременно пронзает к доверию чистой оголенной нежностью и концентрация клубка колючек одуряющей, нечеловеческой, жадной энергией. Потрясающий у них вышел дуэт.

0
0
7
Дмитрий Жуков
27 отзывов, 28 оценок, рейтинг 21
25 марта 2015

Помнится, это был мой самый первый визит в открывшийся два года назад Гоголь-центр. Если бы не прочитал программку перед началом, с лёгкостью поверил бы, что режиссёра данного спектакля сам Кирилл Семёнович.
Именно после этой постановки в прессе заговорили о новом интересном сценическом дуэте - Н. Кукушкин/В. Исакова. Даже нельзя сказать, что они играют какие-то роли. Они проживают на сцене жизнь. Жизнь, наполненную палитрой самых разнообразных эмоций. Эта история ещё раз доказывает, что даже у людей, которые по жизни и не очень напоминают людей, может быть ранимая душа, и каждому нужна любовь и тепло.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все