Приятный спектакль. Упор сделан на комедийную сторону происходящего, а не на чернушную, и это мне очень понравилось. Не шедевр, конечно, но довольно неплохо, хорошо, что не чернуха.
Два отделения спектакля очень разные. Первая с бОльшим упором в комедийность, тогда, как вторая часть несомненно трагедия. Вторая часть получилась ощутимо сильнее первой, местами запредельно мощно. Достаточно сказать, что когда артисты вышли на финальный поклон, то было видно, что "бабушку" и "мать" реально потрясывает от полного вживания в образы своих героев. Ей богу, это сильно!
"Дед" тоже точное попадание. Именно таким его и представлял, читая книгу. Спектакль - отличный образчик сценического искусства, несмотря на то, что в него удалось втиснуть не более трети от всей книги.
Спасибо за спектакль, особенно за последние пол часа!
Повесть Павла Санаева произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ведь речь шла о людях, чьи имена были известны каждому в нашей стране.
Повесть "Похороните меня за плинтусом" Павел Санаев, по его признанию, посвятил своей бабушке, у которой жил с четырех до одиннадцати лет. Он называл любовь и опеку бабушки "тиранической", "неистовой" "разгромной", именно в память о бабушке и ее тирании, тяжелом характере и безумной атмосфере, царившей в доме и написал произведение.
Запуганный бабушкиными причитаниями и пожеланиями смерти, мальчик был уверен, что вскоре умрет. Смерть виделась ему чем-то ужасающе неотвратимым, жутким. Он страшно боялся ее. И однажды решил, что самим лучшим местом для его захоронения будет не кладбище, а "за плинтусом" в маминой квартире. Чтобы он лежал там и смотрел, как ходит мама, видел ее каждый день.
Особую роль занимает развитие конфликта между бабушкой и мамой за ребенка, и этот конфликт нарастает к концу. Однажды мама приходит и забирает Сашу. Вместе с мужем они дают понять бабушке, что не отдадут ей сына. Саша остается с мамой, а бабушка умирает...
Книга произвела на меня абсолютно гнетущее впечатление, тч идя в театр, я была готова к "ужасам счастливого детства".
Однако спектакль не производит столь удручающего впечатления. Думаю, что режиссер Марк Розовский намеренно сгладил наиболее острые и трагичные моменты, приукрасив комичность многих ситуаций. Первая часть спектакля была "иронично-трагичной", но не отталкивающе-пугающей, как это было с книгой.
"Карлик-кровопийца" выглядит немного жалко вначале, я бы никогда не узнала в нем Ролана Быкова.
Вторая часть, а именно нарастание конфликта бабушки и мамы проявляется гораздо ярче.
Особенно хотелось бы отметить гениальную игру бабушки - Галины Борисовой. Играть любящего тирана нереально сложно, а ее финальный монолог вызывает дрожь.
Книга Санаева произвела на меня колоссальное впечатление, поэтому от постановки Марка Розовского я заранее ожидала очень многого. Возможно поэтому спектакль мне показался провальным.
Весь сюжет книги выстроен на, скажем так, непростом характере бабушки главного героя. Уберите этот персонаж и все рухнет. Так и случилось. Бабушка из монстра стала добродушной городской сумасшедшей, что совершенно не вязалось с событиями пьесы. Возможно это был режиссерских ход, но я его не поняла и не оценила.
Вопросы были и к актерскому составу. На мой взгляд, режиссер, который берет на себя ответственность ставить на сцене произведения такого рода, должен быть уверен, что в его труппе есть актер. который вытянет все действие на себе. Галина Борисова местами не доигрывала, Александр Чернявский местами переигрывал, а Наталья Баронина в одной из самых драматичных по замыслу режиссера сцен откровенно еле сдерживала смех и отворачивалась, чтобы это скрыть. Доходило до того, что актеры путали текст и заговаривались.
На поклоне весь состав был несколько мрачен. Не доволен результатом был, казалось, и сам Марк Розовский, присутствовавший в зале. Справедливости ради стоит отметить, что часть аудитории представляли школьники 8-9 класса, которым, впрочем, все понравилось.
0 баллов. Потому что 5 января 2020 года нас держали в фойе до 19-30, хотя спектакль должен был начаться в 19-00. После чего сообщили, что спектакль отменили. Первая мысль была, что кто-то заболел или не дай б-г, умер, но в кассе нам сказали, что оказался перерезан какой-то провод, который быстро было не восстановить... В очереди говорили, что в этом театре такое происходит часто... Т.е. прийти заранее и все проверить, чтобы работало, в этом театре не могут. Приходят видимо за полчаса... ну как же, новогодние праздники. И плевать на зрителей, у которых пропал зря вечер. Я за два месяца долго выбирал в какой театр пойти в Москве в этот день, у меня было всего 4 вечера в Москве. И я выбрал этот театр, о чем ужасно жалею. Больше его выбирать не буду, и никому не советую. Можно было в этот день пойти в Малый, Современник или Ленком. А еще я бежал в этот театр с выставки Гейнсборо. Если бы знал, что спектакля не будет, то ходил бы еще по музею все это время. Деньги за билет мне вернули в 20-10. А кто мне вернет потерянное время и деньги за дорогущий бутерброд и пирожок в их буфете, на которые я тоже потратил почти 500 рублей, так как я боялся опоздать и у меня не было времени зайти в нормальное кафе. Очень хочется проклясть этот театр и пожелать всем работающим в нем всего самого плохого, или по крайней мере тем, кто отвечает за такие проколы.
В этот раз поход в театр "У Никитских ворот" на «Похороните меня за плинтусом» стал «спусковым крючком», и за эти выходные я прочитала книгу П.Санаева, побывала на спектакле и посмотрела фильм.
Должна сказать, что роман произвел на меня неизгладимое впечатление: это одна из лучших книг, что я читала за последнее время. Это произведение о любви - гипертрофированной, страшной, но любви. О любви бабушки к внуку и немного о любви матери героя к мужчине, которая и становится камнем преткновения.
Для меня идеальным было бы «смешение» книги, фильма и спектакля в одно. Книга передает картину наиболее полно, раскрывает перед нами чувства и мысли 8-милетнего Саши Савельева.
Спектакль поставлен иначе. Уже выросший Саша (Александр Чернявский) пишет сценарий фильма о своем детстве, и вновь перевоплощается в маленького мальчика, причем это кажется совершенно естественным. Бабушка, сыгранная Галиной Борисовой, совсем не показалась мне пугающей. Она почти не кричит, часто ласкова с Сашей, целует его, и даже знаменитое «чтоб ты сдох, урод!» произносит, целуя внука. Тем не менее, очевидно, что это женщина со сломанной психикой, неизвестно, чего ждать от нее в следующий момент: поцелуя или истерики, и это страшно. Но женщина все равно вызывает сочувствие: нереализованные мечты, жизнь в ненавистном городе, война, потеря первенца, сумасшедший дом…. Можно ли ее винить, что она нашла в слабом, больном внуке отдушину? Где проходит грань между любовью и болезненной одержимостью?
Точно так же нельзя винить и ее мужа Сенечку (Александр Лукаш) за то, что он всеми силами старается уйти из дома: то на рыбалку, то в гости, то в Дом кино. У старика нет друзей, кроме алкоголика Леши (Юрий Шайхисламов), зрители его почти забыли, а жена пилит целыми днями. Но свою Нину Антоновну он все равно любит, «сросся» с ней за долгие годы, и не может ее бросить, пусть она и доводит его до мыслей о самоубийстве.
В такой нездоровой атмосфере и растет Саша: хилый, болезненный мальчик. По его собственным словам, редкие встречи с мамой (Наталья Денисова) – это «праздник», а бабушка – это «жизнь». Мама и бабушка делят ребенка, и никто не хочет уступить. Несмотря на то, что мама любит и понимает сына, нельзя отрицать, что должные заботу и лечение получает он у бабушки. Она знает внука не хуже любого врача и предугадывает все его болезни. А натирание яблок на терке каждый день? А выбирание из рыбы мельчайших костей? А поездки через весь город к редчайшим специалистам?
Оля, Сашина мама, променяла сына, по бабушкиным словам, на «карлика-кровопийцу», пьющего художника Толика (Денис Сарайкин) из Сочи. Толик, в начале спектакля несерьезный, ненадежный, злоупотребляющий водкой, к концу превращается в мудрого мужчину, который вполне готов морально жениться на Оле, усыновить Сашу и сглаживать семейные конфликты, о чем свидетельствует его письмо дедушке Саши.
Оля тоже «вырастает», становясь из легкомысленной, ветреной женщины настоящей матерью. Может быть, она не знает, на что у Саши аллергия или когда ему пить гомеопатию, но она обязательно узнает, и сделает для сына все.
В этой истории нет правых и виноватых. Самой проникновенная сцена спектакля – финальный монолог бабушки под Олиной дверью. В нем она полностью раскрывается. И каковы же ее финальные слова? «Будьте вы……» Прокляты? Или счастливы? О бабушке, сыгранной Галиной Борисовой, однозначно судить сложно.
Конечно, есть истории не менее страшные, а есть и гораздо страшнее. Но немногие решаются вынести их на свет как автобиографию, особенно когда речь идет об известных людях. Спасибо большое Павлу Санаеву, Марку Розовскому и всем артистам театра «У Никитских ворот» за то, что доносят до масс весь ужас семейных конфликтов и то, что страдают от них прежде всего дети.
В зале было много молодежи, и на многих сценах зал смеялся. Действительно, иногда было смешно, но это горький смех. Потому что таких отношений в семье быть не должно, это очень страшно и, надеюсь, все сидящие в зале это понимают.
Странный спектакль. Читайте книгу, смотрите одноименный фильм. Пьют и едят очень правдоподобно и смачно- все что запомнилось от игры актеров. Не посоветую.
Спектакли в этом театре я смотрю, увы, не слишком часто.
Причина: далеко от метро и я просто не успеваю к началу…
В данном же случае всё совпало: желание увидеть постановку, возможность прибежать к Никитским воротам, не опоздав, любезное приглашение Театра и ЖЖ-сообщества https://moscultura.livejournal.com/.
Театр сильно смягчил пьесу (помню: когда читала книгу, мне просто физически нехорошо было от тамошних ситуаций).
К тому же было понимание того, что «театр это, театр!» и всё в данном случае происходит лишь на подмостках в исполнении прекрасных артистов.
Тем не менее – в фойе видела горько плачущую девушку, чье зрительское внимание проломило «четвертую стену», впустив в душу страшные чужие переживания.
Для тех, кто не читал и не смотрел фильм (роли дедушки и бабушки там играют Петренко и Крючкова), немного расскажу.
Это – история 8-летнего мальчика, который обстоятельствами оторван от матери и живет в семье ее родителей.
Отношения любовь=ненависть, которые здесь царят, усугублены психической болезнью бабушки. Вот в этой атмосфере ребенок и существует. Точнее – он вынужденно варится в кипящем супе из несовместимых друг с другом компонентов.
Ужасно тяжело, и, главное, нет возможности исправить ситуацию, ибо ребенок – существо слабое и стопроцентно зависимое от других людей и внешних обстоятельств.
Герои произведения – реальные люди. По сути, Павел Санаев написал о своей семье… Наверное, это что-то типа психотерапии: надо сконцентрировать ужасное на кончиках пальцев и сбросить его на бумагу, очистив таким образом душу.
И потом ужасается ситуации тот, кто читает/смотрит. Но это всё же чужая история и она, в свою очередь, сбрасывается по приходу домой. Тем более, что моя семья (далеко не идеальная!) живет скучной жизнью взаимоуважения и почти полного понимания проблем близких людей… Это хорошо, но скучно; по крайней мере, для сцены мы были бы не интересны.
Сценография постановки – элементы интерьера советской квартиры, в которой живут пожилые люди с достатком выше среднего (минимально преображенная, она превращается в жильё мамы и Толи).
Музыка – прекрасная подборка популярных советских мелодий (я не молода, потому мне это вообще – бальзам на сердце).
Из актеров, хотя нареканий нет ни к кому, особо выделю замечательных бабушку (Галина Борисова), дедушку (Александр Лукаш) и Толю (Денис Сарайкин).
В общем, спектакль очень достойный.
Понравился и – рекомендую.
Мне понравилась игра актеров! И сюжет продуманный. Получила удовольствие. Лучше фильма. Стоит сходить.
Произведение это произвело на меня сильное впечатление. Павел Санаев - почти мой ровесник, хотя, если честно, когда читала книгу, казалось, что он старше минимум на 10 лет. Тем не менее то же время, то же место, много ассоциаций возникло, много эмоций.
Подзаголовок: "Повесть о счастливом детстве". Постановщик Марк Розовский: "Павел Санаев написал веселую и печальную книгу о детстве..." Я не знаю... Мне повесть не показалась веселой, комические ситуации там, может, и были, но они были трагически комичны и лично для меня лишь еще сильнее оттеняли весь ужас. Бабушка показалась мне сущим тираном и психопаткой, и никакие добрые побуждения ее не извиняют. Шизофренично лечить ребенка от всех существующих и несуществующих болезней и постоянно напоминать ему, что он непременно сгниет к 16 годам. А мальчик совершенно спокойно рассуждает, что после этого его стоит похоронить за плинтусом в комнате мамы, чтобы смотреть на нее. Настоящая стерва. Галина Борисова чисто внешне очень подходит на эту роль. Но эта бабушка вышла намного милее и романтичнее, она даже ругалась порой как-то ласково. В спектакль вошло немало комичных моментов, а некоторые очень жестокие, наоборот, не вошли. Наверное, режиссер хотел сделать пьесу более уравновешенной и менее трагичной. А может, это просто я сгущаю краски. Александр Чернявский играл мальчика. Его интерпретация роли оказалась для меня более близкой: он часто выглядел каким-то отстраненным, выключенным из ситуации, как будто срабатывал защитный механизм. То же самое я чувствовала, когда читала книгу.
Конечно, если заглянуть глубже, то можно заметить, что вся эта бабушкина психопатия и насилие вырастают из любви. Любви, которая губит и превращает жизнь в пытку. И сам человек ничего, совсем ничего не чувствует...
Марк Розовский для музыкального оформления использовал популярные песни тех лет. Это очень в его стиле! "Песни нашей коммуналки" и "Песни нашего двора" - музыкальные спектакли, в которые он вложил всю душу. Правда, мне показалось, что не все они из одной эпохи - часть точно из моего детства, а часть более ранние. Но идея мне понравилась, для меня песни из детства всегда работают, как машина времени, создают нужную атмосферу.
А вот самый драматичный монолог бабушки получился блестяще. Там она была такой, какой я ее представляла по книге.
Действительно гениально, как будто переносишься в эту квартиру, обстановку, к тем людям. Отличная игра главного героя, мамы, бабушки, дедушки и всех-всех-всех. 100% аутентичный спектакль, в чём-то даже лучше книги.
Постановка «похороните меня за плинтусом» в «у никитских ворот» это как раз ретроспектива, взрыв из прошлого, полное погружение в атмосферу, даже запах был «из бабушкиного серванта», а может мне показалось.
Очень понравился Саша, живой и юркий «мальчик» и это не смотря на возраст не меньше 30 лет актеру. Бабушка похожа на Вассу Железнову, опять же по субъективному мнению. Сильная и волевая, могучая даже. Она вызвала у соседей чувство сочувствие, у меня вызвала только уважение, монолог удался без спорно, но персонаж далекий для меня. Тут свой опыт видимо сказывается, бабушки меня любили.
Поднята, конечно тема отцов и детей, без Базарова правда, там «своя атмосфера», но я отметил для себя взросление героев, прошло оно всего за 2 часа. Возникло ощущение, что это даже не реальность совсем. «Не страшно, что мы теперь взрослые – страшно, что взрослые теперь это мы»
Спектакль не оставит равнодушным зрителей, это самое основное в театре. Хочется поблагодарить администратора, очень приветливая и улыбчивая женщина.
«Я убежал от жизни, но она осталась внутри меня и не давала счастью занять свое место. А прежнего места у счастья уже не было.»
Я очень боялась этого спектакля, так как до этого читала книгу и смотрела кино. Книга мне понравилась, а вот кино оставило очень тяжелое впечатление. А о спектакле начиталась таких хороших отзывов, что решилась пойти...
Спектакль мне понравился. Я знала заранее, что мальчика будет играть взрослый актер, и все писали, что выглядит это на сцене гармонично, в чем сильно сомневалась. Но действительно высоченный Станислав Федорчук в роли маленького Саши никакого диссонанса не вызывал.
Роль бабушки великолепно сыграла Галина Борисова. Она была настолько гармонична в своем образе, что я хорошо понимала и чувствовала ее больную любовь к внуку и ее мне было жальче всего несмотря на то, что по сюжету она тиран для всех своих близких. И несмотря на то, что я хорошо знала сюжет и думала, что готова буду к концовке, все равно меня пробило на слезу, хотя действительно показано было все очень аккуратно. Но меня настолько затронуло, что я проревела все поклоны и даже не смогла актерам похлопать. И так было не удобно — ведь сидела я в первом ряду прямо перед ними.
Душевный спектакль, затрагивающий многие аспекты в человеческих отношениях. И грустный, и на удивление смешной и светлый. Актеры прекрасны все. Старые песни и фотографии на экране гармонично дополняют сюжет. И не знаю, на чьей стороне правда в этой истории — все правы и не правы одновременно, всех жалко и для всех хочется счастья. И как жалко, что далеко не всегда такое возможно и зачастую счастье одного может перечеркнуть счастье другого. Но давайте быть внимательнее друг к другу, хотя бы к самым-самым близким...
«Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева. Трогательная и печальная история, расказанная от лица ребенка. Этот спектакль может оказаться близким и понятным многим, так как повесть написана недавно и относится к нашей современности. Эхом накладываются страхи прошлого, когда можно было арестовать человека за анекдот, или попасть в лапы советской психиатрии, и выйти оттуда уже совсем больным человеком. Что и происходит. И никто не может помочь этой бабушке, ни члены семьи, так как сами отравлены ее болезнью, ни общество, которому нечего предложить в плане помощи. Так и маются, пока мама не находит в себе силы забрать ребенка.
Детская тема и проблемы ребенка в семьях со сложными перипетиями довольно редко встречаются в нашей драматургии. Отчасти это связано с еще советской отсталостью в науке психология, неспособностью наших соотечественников, да и нежеланию делиться печальным опытом, обнажать семейные трагедии. Смелый, но необходимый поступок написать о своем насчастном детстве, смелый – потому что тяжело снова это переживать и вспоминать, но это позволяет самому освободиться от призраков прошлого, и заодно помочь другим, кто сам не может изжить все обиды на родителей и бабушек с дедушками. Понятно, что семья это сложный симбиоз, и если кто-то один оказывается больным, то и все остальные вместо того, чтобы разрубить этот Гордиев узел, втягиваются в отношения зависимости и созависимости такой любви. Больны в итоге все. И мама, которая не позаботилась о ребенке, так как быт ее не устроен, и все, что она может - это появляться изредка с подарками, и бабушка, которая гиперзаботой окончательно лишает внука нормальной жизни.
Что может дать такой спектакль? Посмотреть на себя самого, на свои претензии к тем, кто любил как мог, понять, простить и принять. Чтобы в конце стало легче особенно тем, кто сам часто возвращается в своих мыслях к прошлому. Счастье вдруг из призрачной цели становится реальным, достижимым и простым. А это бесценный подарок.
«Похороните меня за плинтусом». Трогательная и печальная история, расказанная от лица ребенка. Этот спектакль может оказаться близким и понятным многим, так как повесть написана недавно и относится к нашей современности. Эхом накладываются страхи прошлого, когда можно было арестовать человека за анекдот, или попасть в лапы советской психиатрии, и выйти оттуда уже совсем больным человеком.
Что и происходит. И никто не может помочь этой бабушке, ни члены семьи, так как сами отравлены ее болезнью, ни общество, которому нечего предложить в плане помощи. Так и маются, пока мама не находит в себе силы забрать ребенка.
Детская тема и проблемы ребенка в семьях со сложными перипетиями довольно редко встречаются в нашей драматургии. Отчасти это связано с еще советской отсталостью в науке психология, неспособностью наших соотечественников, да и нежеланию делиться печальным опытом, обнажать семейные трагедии. Смелый, но необходимый поступок написать о своем несчастном детстве, смелый – потому что тяжело снова это переживать и вспоминать, но это позволяет самому освободиться от призраков прошлого, и заодно помочь другим, кто сам не может изжить все обиды на родителей и бабушек с дедушками. Понятно, что семья это сложный симбиоз, и если кто-то один оказывается больным, то и все остальные вместо того, чтобы разрубить этот Гордиев узел, втягиваются в отношения зависимости и созависимости такой любви. Больны в итоге все. И мама, которая не позаботилась о ребенке, так как быт ее не устроен, и все, что она может - это появляться изредка с подарками, и бабушка, которая гиперзаботой окончательно лишает внука нормальной жизни.
Что может дать такой спектакль? Посмотреть на себя самого, на свои претензии к тем, кто любил как мог, понять, простить и принять. Чтобы в конце стало легче особенно тем, кто сам часто возвращается в своих мыслях к прошлому. Счастье вдруг из призрачной цели становится реальным, достижимым и простым. А это бесценный подарок
Хороший спектакль, но для меня - тяжеловат. По роду своей профессии я знакома с понятием психических заболеваний, это, конечно, влияет на мое восприятие. Очищающей высокой трагедии здесь нет, комедией тоже не назовешь. Заметила, что производит сильное впечатление на людей с определенным жизненным опытом, но если у вас нет такого опыта, может "не пронять". Я осталась несколько равнодушна, но все же потратила время на написание отзыва, значит - произвел впечатление, сыграно было хорошо. Для меня это грустная история в первую очередь не о ребенке (как видите он прекрасно вырос и стал писателем, дети вообще в этом плане уникальны), а о тех несчастных, чья психика нестабильна. Они действительно несчастны, и не так уж сильно окружающие от них страдают, сколько они сами. Разве что у детей может и нет выбора (однако у взрослых рядом есть), но и то только до определенного возраста. Весь спектакль держится, по сути, на роли бабушки, на мой взгляд, именно от того как она сыграна во многом и будет зависеть ваше впечатление. В целом спектакль может показаться тягостным, прежде чем идти, подумайте подходит ли вам этот жанр в принципе. Книгу не читала, говорят спектакль более "адаптированный", "мягче". На мой взгляд это оправдано, суть не в интенсивности эмоций, а в степени безумия происходящего, в неоднозначности главного персонажа. Одно дело донести до зрителя какую-то идею, и другое - показывать реалии чьей-то жизни.
Мы с женой посетили спектакль вчера вечером и, к сожалению, были вынуждены уйти после первого акта из-за глубокого разочарования. На наш взгляд, подбор актеров оставляет желать лучшего: игра бабушки казалась механической и неискренней, словно она читала текст, а не жила его. Актер, исполнявший роль Саши Савельева, вовсе не вписывался в образ из-за своего крупного телосложения и часто неуместных эмоций.
Фоновые изображения, предназначенные для дополнения сцены, казались неуместными и нелепыми, что лишь усиливало общее чувство дискомфорта. В какой-то момент спектакль оказался настолько неинтересным, что я буквально заснул, и, проснувшись, обнаружил, что я был не одинок в своей скуке, потому что рядом тоже люди сидели с закрытыми глазами.
Я не буду касаться других мелочей в виде китайских пластиковых инерционных игрушек и современной одежды, но то, что я описал, это лишь часть. Не хочу много писать плохого.
Сожалею, но я не могу рекомендовать данный спектакль как зрелище, достойное внимания. На наш взгляд, это была потеря времени и денег. Надеемся, что наше мнение будет полезным для потенциальных зрителей и организаторов спектакля в качестве обратной связи для будущих улучшений. Сейчас это провал.