Дмитрий Крымов производит зачистку культурного поля. Лихо и с хохотком он разделывается с тройкой важных советских пьес, встраивает их в перспективу от пушкинского «Бориса Годунова» до масскультных Чебурашки и Барта Симпсона — и в финале расстреливает всех. Художник и режиссер Крымов уже долго значится в списке новаторов, но с годами новизна его метода утратила свою былую остроту. Похоже, в «Горках-10» он разбирается с собственным сознанием, чтобы сделать следующий шаг — содержательный.
Драматический |
16+ |
Дмитрий Крымов |
2 часа 30 минут |
Дмитрий Крымов весело разбирается с прошлым. Поскольку сам он — художник, педагог и режиссер — плоть от плоти советского театра (сын выдающегося критика Натальи Крымовой и великого режиссера Анатолия Эфроса, рядом с которым сын дебютировал как сценограф), то и счеты к прошлому у него театральные. В первой части спектакля он демонстрирует захватывающий трюк: на наших глазах сперва оживает картина Бродского «В.И.Ленин в Смольном», в нее инсталлируется сюжет пьесы Погодина «Кремлевские куранты», затем они вместе — сюжет, картина и герои — трижды претерпевают метаморфозы. Ленин из канонического картавого в кепке превращается в забитое дитя, Дзержинский — в кентавра, Крупская — в домомучительницу, инженер, отказавшийся участвовать в ГОЭЛРО, недосчитается зубов, а другой со страху готов строить электростанции где угодно, хоть бы и на Волге. Дальше разворачивается потешный и бесцеремонный соц-артовский комикс по мотивам главных пьес советского театра. В одной из них, «Оптимистической трагедии» Вишневского, есть эпизод: старушка, у которой украли кошелек, указывает на одного из матросов — и его кидают за борт. Потом старушка находит у себя кошелек, и ее тоже бросают за борт. Вот и Крымов весело топит и идеологически выдержанную «Оптимистическую трагедию», и пронзительные «А зори здесь тихие», и оттепельную розовскую пьесу «В поисках радости», которую, на минуточку, ставил сам Эфрос. В финале на сцену выбегает, смешавшись с героями Розова, толпа разных Симпсонов и Чебурашек. И взбесившийся «розовский мальчик», который в пьесе рубил мещанскую мебель, расстреливает их всех на радость тетке, выскочившей, образно говоря, из «Оптимистической трагедии», а буквально — из зрительного зала, с воплем, что у нее украли кошелек. «Жизнь невозможно повернуть назад», — поет подвыпившая тетка, пробираясь к выходу через трупы.
Казалось бы, тоже мне новость. Советская идеология, которой служил театр, демонтирована вместе с пролетарским государством двадцать лет назад. Между тем глядите же: мумия лежит на видном месте, история остается неотрефлексированной, прошлое пролезло в настоящее и крутит третий срок, а театр, законсервированный в форме советского учреждения, продолжает излучать советское сознание, как Чернобыль — радиацию. Так что операция по зачистке сцены, проделанная Крымовым, только кажется легкомысленной и запоздалой. Советскому человечеству еще смеяться и смеяться, прежде чем оно простится со своим прошлым.
Крайне сложно сформулировать однозначное мнение по поводу увиденного. Это был некий микс из смеха сквозь слезы и слез от смеха. Как и было заявлено, сюжета про любовь Пети к Маше а Маши к Васе не было, было действо в ускоряющемся времени...
Позитивно, драйвово, непонятно, что будет через секунду. Надо видеть. Надо переживать.
Спектакль реально сильный. Вторая часть сыровата, но местами берет даже она. Первая часть феерична - как правильно здесь написали - смех и слезы и наоборот. И опять же соглашусь - это только первые шаги по вытравливанию всего этого говна (некоторые говорят, что давно уже неактуально, но в том-то и проблема, что это говно лежит в мавзолее до сих пор и дети до сих пор не получили однозначно отрицательных оценок на его счет). Отрадно, что некоторые приходили с детьми - но им все это вряд ли понятно. Спектакль рассчитан, как минимум, на тех, кому за 30, а реально - еще старше.
Одна из идей - если про Сталина еще более или менее мы имеем правду, то по поводу Ленина, а тем более, про войну еще очень много лжи, и Крымов громит все это. Ленина сравнивают со самозванцем, только как же он много натворил по сравнению с ним, и как же кровав был царь, пришедший вместо смуты.
Только редкий моральный урод мог так издеваться над историей своей Родины и устраивать низкосортное шоу на великих произведениях тех авторов, которые, к сожалению, не могут набить ему рожу!
Как стыдно издеваться над подвигом героинь «А зори здесь тихие» Б.Васильева и т.п.!
Крымов упорно гнет свою творческую линию. Виден стиль и мастерство.
Хотите посмеяться до слез - приходите и смейтесь, билеты стоят недорого и видно из любой точки очень хорошо - все для вас
Действие на сцене как всегда за гранью простого, понятного и темболее возможного. Для меня - очередной "взрыв мозга" в хорошем смысле этого слова. Исходя из опыта, обязательно стоит прочитать аннотацию к спектаклю на сайте театра, иначе ничего не поймете. Очень сильный, запоминающийся спектакль, как и все крымовские. Шедевр, традиционно состоящий из таких фишек-мелочей, которые другим театрам и не снились! Сюжет пересказывать, думаю, нет смысла, ЭТО должен увидеть каждый! Всем советую!