Москва
7.3

Спектакль в Москве
Маяковский идет за сахаром

Постановка - Театр им. Маяковского
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Участники спектакля стремятся по-новому, из сегодняшнего дня посмотреть на художественный мир и личность Владимира Маяковского. Это попытка «живьем», без почтительной дистанции, но с невероятным вниманием разобраться в том, как существовал художник в атмосфере 1910–1920-х годов. Как тот, кого мы считаем классиком, жил, любил, набирал поэтическую мощь, как его биография пересекалась с биографией других культурных героев эпохи — Чуковского, Хлебникова, Шкловского, Булгакова, Пастернака, как они сами в одночасье становились творцами мира и истории.
Драматический
16+
Алексей Кузмин-Тарасов
27 декабря 2011
2 часа 10 минут

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
25 января 2012
Молодежь в винтажной раме

В Театре имени Маяковского на малой сцене молодежь играет сцены из жизни Владимира Маяковского. Встречаются, к примеру, Бурлюк и Маяковский на концерте Рахманинова. Или Маяковский ведет девушку к Хлебникову. Пьеса созда­ва­лась по ходу дела. Саша Денисова приносила сцену по документальным материалам, актеры репетировали и вечером шли гулять или, я не знаю, читать Маяковского. А Денисова (подобным образом сочинялся доковский хит «Зажги мой огонь») шла писать следующую сцену. Художница Полина Гришина придумала декорацию — белую магическую коробочку с массой дверей. Снаружи дверь открывает, допустим, артист Быстров — внутрь входит Шкловский в шляпе. Однажды в зал из дальней двери, по существу, на сцену прямо с улицы, входит пожилая мадам в белом. Это Лиля Брик незадолго до того, как, закончив мемуары, она выпьет смертельную дозу снотворного (Галина Анисимова). Снаружи двое, Всеволод Макаров и Игорь Мазепа (назовем их ведущими), говорят от своего имени. Макаров пафосно произносит банальности: «Сегодня мы попробуем как-то прикоснуться к творчеству великого поэта». Мазепа все больше о себе: «Они ходили на митинги — и мы ходим, Маяков­ский ходил в желтой кофте — и я хожу в желтой шапке». Когда и они войдут в магическую коробочку, Мазепа станет Мейерхольдом, а Макаров — чекистом Аграновым. Зрительница выскочит на сцену и будет там уже до конца Норой Полонской, пос­ледней любовью Маяковского и свидетельницей его смерти.

Спросите, при чем здесь сахар? На этот счет есть целый манифест. Но, думаю, дело в том, что театр шел от элементарного к сложному. Сперва представить себе, сытому, каково это: голод — и дико хочется сахара. А уж потом, если получится, пред­ставить, как должно было все сложиться, чтобы Маяковскому пришлось «поста­вить точку пули в своем конце». Обустраиваясь в чужом времени, они за­хватили с собой свою музыку (Курехина) и свои платья (винтажные). В пьесе нет экзистенциальных ситуаций, в которых Маяковский повел бы себя молодцом. Зато есть сцена, где он позволяет другу Хлебникову умереть. И где он торгуется с советской властью, чтобы купить Лиле автомобиль «рено». Но сказать, что нам взялись показать его слабость, не умея показать его величие, будет несправедливо: они критичны не к нему, а к самим себе. И — да, легко вообразить, что актер Владимир Гуськов, услышав от своей девушки про ее первого, — как и Маяковский, вырвавший у Лили рас­сказ про первую ночь с Бриком, — в слезах убежит в ночь. Сложнее вообразить, что артист Гуськов напишет: «Любить — это с простынь рваных срываться, рев­нуя к Копернику». Ну так он и не тщится играть великого поэта. Другие правила игры: живому парню влезть в шкуру другого живого парня. Поэтому Маяковский в начале спектакля страшно молод, позже по-прежнему молод и погибает, но так и не взрослеет. По той же причине Маяковский, Лиля, Хлебников и Шкловский, забавный Мейерхольд и дурковатая Зинаида Райх находятся в страдательном залоге: не они создают ситуации, а ситуации создают их. Вот так взявшись играть про Маяковского, молодые сыграли самих себя, заложников безальтернативной действительности. Про себя они не соврали — имеет смысл поверить и в их Маяковского.

4
0

Отзывы

9
Галина Владимировна
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
29 января 2017

После того как эмоции чуть улеглись, захотелось поделиться впечатлением от спектакля. Зритель, всё же, должен быть несколько подготовлен. Ведь за два с небольшим часа крупинками показана жизнь В.В.М. с 1912 до 1930 года. Поэтому фразы типа «Ося у Женечки. В нем, наконец-то проснулась чувственность» не комментируются. Сказано и дальше, дальше… Не нужно искать несоответсвий календарным событиям (читается кусочек из «Крокодила» Чуковского при встрече Маяковского с Бурлюком на концерте Рахманинова в феврале 1912 года, тогда как «Крокодил» написан несколькими годами позже). И внешним сходствам (А почему Маяк не бритый?!). Всё это не так важно. По моему мнению, важно, что мы видим, как за неполные два часа (с 1912года) дерзкий, даже наглый, не признающий авторитетов, не желающий ничьего покровительства , очень живой и подвижный, задорный Маяковский (Гуськов) к 1930 году становится унылым, неуверенным, даже заискивающим, полуживым человеком. Сначала он в яркой желтой кофте даже на стул прыгает - так ему не хватает места, по ходу спектакля он уже чаще сидит, даже на полу, а в конце лежит, как бы придавленный несущимися со всех сторон обвинениями «исписался…» И лепет о любви к нему Полонской он не слышит. Не воспринимает. Человечище, который, поворачивая голову, видел весь Земной шар, спорил с Солнцем и Небом, разговаривал запросто с Богом теперь, как затравленный, лежит на полу. Вселенная для него сжалась до одной комнаты, до «какой-то» Норочки. Всё стало таким мелким.. Выстрел в спектакле не раздаётся, всё понятно и без него. Гуськов всё это передал своей игрой.
Замечательная находка создателей спектакля сцена, где Лили Юрьевна и четыре Маяковских озвучивают свою переписку.
Игра актёров меня просто потрясла. Я не великий театрал, но как они все играли!!...
Такая искренность. Думаю, что играть прямо перед рядами зрителей, где «рампы свет не разлучает» достаточно тяжело само по себе. Зал невелик, актер и зритель «глаза в глаза».
Абсолютно не согласна с рецензией, что все на одно лицо. Это Хлебников-то с Осей на одно лицо? Или со Шкловским? А когда наш современник, эдакий массовик-затейник, – один из двоих ведущих, открывающих спектакль, превращается в хамоватого развязного Арганова, другой из современника-студента становится Петром Митуричем, опекавшим Хлебникова в последние дни Председателя Вселенной… А потом они оба будут В.В.М.! Никакого «одного лица»
Хлебникова в исполнении Быстрова хотелось просто обнять и не дать ему умереть, пусть даже и за кулисами… Чтение стихов Хлебникова – это требует отдельного восхищения. Вы пробовали их читать?
А монолог Шкловского о сахаре!! Просто поразительно.
Из минусов назову излишне агрессивные выпады Шкловского против Лили… Это моё мнение, конечно.
Прошу прощения, если упустила и не сказала еще много добрых слов об игре актеров и актрис и постановке. Если очень коротко, мне понравилось очень, просто как побывала в том времени.

0
0
9
Марго Chernopyatova
14 отзывов, 81 оценка, рейтинг 17
23 января 2016

Шикарно! Свежо, искренне, надрывно.
Билеты брать на первый ряд - так вы окажетесь будто внутри спектакля, в небольшом зале Малой сцены театра Маяковского.
Если "Облако в штанах" однажды не оставило вас равнодушным - это ваш спектакль. Смотреть однозначно!

0
0
9
Мила
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
31 января 2015
Маяковский ли идёт за сахаром?

24 января были с сестрой на спектакле "Маяковский идёт за сахаром». Ожидали увидеть жизнеописание великого «транжиры и мота», а в результате попали на спектакль-рефлексию молодого поколения о своём месте в мире, о силе таланта и любви. Поразительный у ребят получился Маяковский... Если условно разделить талантливых людей на два типа, то выйдет, что есть таланты, которые сияют, и таланты, которые освещают. Маяковский, знакомый нам всем по урокам литературы, - поэт-фейерверк, направо и налево раздающий хлёсткие пощёчины общественному вкусу и затмевающий собой всё вокруг. Маяковский в спектакле молодых актёров Маяковки (Гуськов) - совсем иной. Он как лампочка, внутри которой - раскалённое сердце-спираль, и смотреть-то на неё практически невозможно, настолько слепит глаза, зато всё вокруг предстаёт в ясном, незамутнённом свете. Любовь и недолюбовь, безответственность и предательство, одиночество...

С самого начала спектакля Бурлюк в исполнении артиста Быстрова провозглашает Маяковского гениальным. А у гениальности особая сила. Всё, что находится рядом, она делает живым и значительным. Вдохновляясь окружающими предметами, придаёт им цену. Так и любовь гениального Маяковского оцветляет и возвеличивает независимую, умную, но всеми корнями вросшую в материальный мир Лилию Брик (которую играют сразу две актрисы, молодую - Мария Фортунатова, а взрослую - бесподобная Галина Анисимова), придаёт ей сверхчеловеческую величину, делая своей роковой музой, создавая богиню из хаоса бытия. Со временем гениальность Маяковского тускнеет, сходит до одарённости, а потом и вовсе лишь до таланта... И так же, увы, выцветает и их любовь с Лилией Брик: от двух морковинок, трогательно подаренных в неотапливаемом помещении, где они создают окна «РОСТА», всё сводится к авто и тряпкам, посланным из-за границы... Маяковский и Брик отдаляются друг от друга, но это отдаление кажется хоть и болезненным, но неминуемым.

Один из самых трогающих за душу моментов в спектакле - то, как Маяковский даёт умереть своему другу Велимиру Хлебникову (невероятно тонко сыгранному всё тем же Быстровом). Он не то чтобы впрямую отрекается от него, а как-то отмахивается, даже не осознавая всей силы своего поступка. И когда Пётр Митурич (Запорожский) вслух зачитывает письмо, в котором рассказывает о последних днях и смерти Хлебникова, Маяковского даже нет на сцене…

Маяковский мечется и теряет себя. "От меня друзей моих отрывают с мясом!" - беспомощно кричит он посреди не дружеского вечера, но сущей вакханалии. И никто его не слышит. Тот, кто был всем, в один миг становится ничем, падая с вершины своей гениальности и разбиваясь о скалы равнодушия.

«Маяковский идёт за сахаром» - дерзкая в чём-то попытка за два с небольшим часа показать не какой-то аспект из жизни легендарного поэта, а охватить всю его творческую и трагическую судьбу, коснуться самого важного в ней, при этом не делая ставку на стихи Маяковского, что было бы ожидаемо беспроигрышным вариантом. Молодое поколение драматургов и актёров создало спектакль-диалог со зрителем, где всем одинаково отведена и роль Маяковского и роль того, кто в прекрасную его душу пришёл с грязными сапогами, подсмотрел, полюбопытствовал и всё в ней затоптал.

Так о чём всё же спектакль? О Маяковском, о сахаре? Скорее о всех нас. О таланте как даре и проклятие… О том, что даже самый мощный и харизматичных человек уязвим перед жерновами своего времени, и что любой, даже самый необузданный талант, не может быть один…

0
0
3
сергей коновалов
1018 отзывов, 1317 оценок, рейтинг 669
26 сентября 2013
Захудалый любитель сладкого

В юбилейный год 120-летия со дня рождения Владимира Владимировича от спектакля его имени в театре его имени имеешь определённые позитивные ожидания. К сожалению, ожидания не оправдались. На сцене заняты молодые актёры, молодцы, но мало кто из них "попадает" в те образы, которые мы сидят в наших головах ещё со школьной скамьи. Нет тут того главаря, хулигана, бунтовщика, транжиры и мота! Нет атмосферы гениальности. Биографическая справка жизни поэта подана сухо, в виде обыкновенной семейной драмы землянина: женщины, друзья, работа... Словно смотришь срежиссированное реалити шоу под названиями "Дом-1916", "Дом-1929" и т.д. Жёлтый свитер присутствует, но морковка, которая появляется на сцене, попадает не в петлицу, а в рот женщины Маяковского. Катастрофически мало стихов. Поэт Хлебников выглядит как полный аутист, Ося Брик - додик, из окружающих ВВМ людей доверие внушает только экзальтированный Мейерхольд. В какой-то момент со сцены разбрасывают что-то вроде кокаина, врубается электронный трэш - и ты понимаешь, что это имеет ровно столько же общего с той эпохой, что окна РОСТА - с пластиковыми пакетами театра им. Маяковского.

В силу того, что музей на Лубянке недавно закрылся, я предложил бы администрации театра как-то переговорить с музейщиками - может, сделать небольшую выставку в фойе, обыграть авангардную стилистику и общую юбилейность происходящего. Продавать в сувенирном магазинчике статуэтки и магнитики многочисленных "жирафов" Маяковского, плакаты и шоколадные конфеты в обёртках, нарисованных поэтом вместе с Родченко. В кафе театра поить кофе "по рецепту Лилии Брик. Неужели так трудно развить свой собственный шарм, "изюм"?

0
0
9
Мария М
38 отзывов, 43 оценки, рейтинг 34
23 мая 2012

мне все больше и больше нравятся постановки на малых сценах… во первых, камерный спектакль дает ощущение сопричастности… думаешь, что публика подобралась не просто так… во вторых, если сыгран спектакль хорошо, а на малой сцене его сложнее играть, то эффект от игры в разы больше, чем на большой сцене…

мы смотрели историю одного из моих любимых поэтом… историю любви… лейт мотив — любовь… все остальное вдогонку… играла молодежь… и только пожилую Брик играла Анисимова… играли хорошо… под конец так разошлись, что нам не хватило дыхания… хотя… может быть это обворожительный Гуськов был слишком хорош… слишком Маяковский… слишком напоминал в некоторых моментах того, кого я некогда любила :)

единственное, мне было мало стихов… я шла услышать любимые и некогда заученные… зато мне было достаточно фактов…

поставлен спектакль был интересно… не скажу, что сильно оригинально, но были забавные моменты…

два часа десять минут без антракта — тоже приятное дополнение… я не рекомендовала бы спектакль всем… скорее тем, кто любит в творчестве Маяковского самого Маяковского… ну и тем, кто хочет "чего то еще"…

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все