Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Гала-концерт в честь юбилея Юрия Григоровича

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Именины хореографа

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
21 декабря 2011
Именины хореографа

Образчик жанра, традиционно презираемого интеллектуальными балетоманами и трепетно любимого всеми остальными: юбилейный оливье с мелко накрошенными лакомствами — дуэтами, соло, а в данном случае — Большой театр празднует юбилей хореографа Юрия Григоровича — еще и кордебалетными ансамблями. Григорович, мягко говоря, фигура в истории советского балета неоднозначная, но чего не отнять, того не отнять: только он из всех советских хореографов умел так великолепно швырять по сцене толпы народа, нагнетать человеческие массы, сметать их со сцены одним ударом музыки. У него на то была поистине стальная воля к самоутверждению. По одну сторону сцены, развернутую к публике, эта воля сделала его отменным постановщиком массовых сцен, а по другую сторону, от публики скрытую, — директором-диктатором, «карликовым Сталиным» (как всегда, все самые смелые дефиниции принадлежат Майе Плисецкой), чьи простертые совиные крыла накрыли мрачной тенью довольно значительный кусок истории Большого.

Это вовсе не значит, что в балете так уж связаны эти две вещи — умение расставлять людей по сцене и в жизни, нет, магнитное искривление дала пресловутая и неизбывная близость Большого к престолу: вхожесть в правительственные приемные, а также — по рассказам той же Плисецкой — сауны. Сложно ведь себе ­представить, как Баланчин решает вопросы в кабинете Ричарда Никсона, а кордебалетные ансамбли у Баланчина все же великие. Но парадокс нынешнего юбилейного концерта не в этом. Советский балет кончился и в Москве, и в Питере одинаково: оба балетных диктатора ушли со скандалом — Григоровичу бывшие советские рабы устроили забастовку, а Олега Виноградова в Мариинке всем напоказ поймали на взятке (хотя раньше жмурили глаза). И где сейчас тот Виноградов? То-то и оно. А Юрий Григорович тихой сапой снова в Большом, снова у него пре­мьера (даже если это и совсем не новая, к тому же и вовсе переделка спектакля ­Мариуса Петипа), снова его чествуют. Только не надо, пожалуйста, выдавать это за умение широко смотреть на вещи и справедливо отделять крупного художника от нехорошего человека.

На нынешнем концерте, собирающем всех солистов-звезд, будет не хватать только Натальи Осиповой и Ивана Васильева, их уход восприняли болезненно и с обидой. Но не беспокойтесь: это ненадолго. У Большого театра феноменально короткая память.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все