Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.6

Спектакль
Маленькие трагедии Пушкина

Постановка - Сатирикон
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
К 100-летию со дня рождения Аркадия Райкина

В композиции Виктора Рыжакова по мотивам пушкинских «Маленьких трагедий» все играют всех — пороки, по мысли режиссера, сосредоточены не в отдельных людях, а присущи каждому. У Константина Райкина в спектакле несколько ролей — и две сквозные: мастера, дающего ученикам урок актерского перевоплощения, и художника, наблюдающего за толпой. Человек, как считает Рыжаков, нынче все тот же, что и раньше, с той разницей, что у общества потребления не будет пира во время чумы: в грандиозном финале чума берет его на подступах к столу. «Маленькие трагедии» на «Золотой маске» борются за звание «Лучший спектакль большой формы».

  • Маленькие трагедии Пушкина – афиша
  • Маленькие трагедии Пушкина – афиша
  • Маленькие трагедии Пушкина – афиша
  • Маленькие трагедии Пушкина – афиша
  • Маленькие трагедии Пушкина – афиша
Драматический
Виктор Рыжаков

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Екатерина Рябова
135 отзывов, 139 оценок, рейтинг 110
10 ноября 2011
Пушкин 2.0

Спектакль Виктора Рыжакова явно не предназначен любителям художественного слова: баюкающую слух гармонию стиха здесь остранили — устранили — разъяли алгеброй, разбавили мультимедиа и превратили классические тексты в остро­современное высказывание. Вместо того чтобы по традиции сыграть набор маленьких пьес, Рыжаков и его команда связали их в один сюжет. Из-за такта звучат строчки «Пира во время чумы» — здесь это не просто название, а предлага­емое обстоятельство, диагноз мира (в проекции над сценой угадывается карта современного города). Сначала разыгрываются все завязки, первая — «Скупой рыцарь». Несколько сыновей (студенты райкинского курса в Школе-студии МХАТ) перехватывают друг у друга текст, повторяя, зажевывая слова молодой гордыни. Барон (Константин Райкин), голый по пояс, стирает в золотом тазу что-то белоснежное, говорит о власти, которую дает спящее в сундуках богатство, воспаряет, полубезумный, — и натягивает свое сокровище, которое оказывается рваной майкой. Отцы и дети — здесь всем есть в чем друг друга обвинить: отцы не дают (жизненное пространство, сцену) принадлежащее по праву, нарушают ход времени; дети же, с точки зрения отцов, все как один — предатели. История о гении и злодействе превращается в историю первого ученика. Вот Сальери (Один Байрон, выпускник американского курса Школы-студии МХАТ с чистейшим русским произношением) стоит на столе в условном баре и заводит свою публику, выкрикивая пушкинский текст в микрофон с интонациями поп-певца. Это идеальный шоумен, легко овладевший классической школой, у которого начисто отсутствуют рецепторы, воспринимающие искусство. Моцарт (снова Константин Райкин) — нелепый старомодный старик в парике и камзоле, так сентиментально говорящий об искусстве и людях, что его остается только отравить в прямом эфире перед зрителями. В финале идет «Сцена из Фауста»: текст про­бегает по экрану, под музыку Карла Орфа накрывается огромный стол для пира, за который садятся механические светские персонажи, гаснет и вспыхивает свет — и все они исчезли, унесенные чумой или временем. Только нетронутый стол блес­тит безжалостным стеклом и белизной.

2
0

Отзывы

7
Kirill Kurashev
13 отзывов, 17 оценок, рейтинг 21
19 октября 2011

Очень долго думал над этим спектаклем. Когда брал билеты на премьеру, думал, что приеду с просмотра и быстро напишу короткую востроженную рецензию (Сатирикон обязывает), но нет, не получилось. Где-то полдня-день необходимо, чтобы осмыслить происходящее на сцене.

Сложно с чем-то сравнивать Маленькие трагедии Сатирикона. Это не затянутые и порой откровенно скучные Деньги, не яркий и вполне неплохой Вечер с Достоевским и тем более не динамичный, эмоциональный и весьма философский Ричард Третий. Нет, это совершенно особенная постановка театра. Выходя со спектакля, кажется, что он слишком абстрактен и ничем не заинтересовывает, но это очень поверхностный взгляд. Уже в дороге начинаешь задумываться о происходящее на сцене, а финальная сцена и вовсе, думаю, самая эффектная в постановке.

Мой итог после первого дня осмысления: постановка очень необычная, сюрреалистичная. Начало не предвещает ничего хорошего - затянутое, оно клонит уставлено зрителя в сон. Однако сцена Моцарта и Сальери прекрасна, вокальные данные актеров потрясают, музыкальное сопровождение очень неплохое. Стиль декораций весьма своеобразный, но, на мой взгляд, весьма привлекательный.

Каждому, кто планирует посетить Маленькие трагедии Пушкина в Сатириконе я советую перечитать пушкинский текст перед просмотром и подготовиться к тому, что это вовсе не увеселительный спектакль. И размышлять.

Да, кстати, этот спектакль ослепляет.

4
0
5
Анна Г.
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 4
18 февраля 2012

Только что вернулись с этого спектакля... Ощущения, мягко говоря, сумбурные... На протяжении многих лет называла этот театр безоговорочно любимым своим театром, хотя в целом являюсь сторонником классической драматургии. Однако прелесть тонкого, изящного, завораживающего гротеска, которая так выгодно и неповторимо отличала для меня Сатирикон, сегодня мне показалась разрушенной. Да, дать неожиданное, новое и актуальное прочтение пьесе, каждую строчку из которой зрители с детства знают наизусть, сложно. И, надо признаться, в нескольких моментах режиссеру спектакля это удалось. Но в целом очень многое оказалось настолько спорно, настолько слабо увязываемо с фактурой пушкинского произведения (которая, на мой взгляд намного богаче, глубже, чем ее представил режиссер), что поймала себя на страшной мысли, никогда прежде в этих стенах не посещавшей: "Когда же это закончится...".
Безусловно, сложная вещь... Очень экстравагантные сценические решения, прекрасный вокал, временами просто завораживающий (отдельно хочется отметить в этом отношении сюжетную линию "Моцарт и Сольери"), безусловно, очень талантливые молодые актеры... Но вот режиссерские решения очень спорные (особенно сложно дались ключевые сцены "Каменного гостя" и "Пира во время чумы"). На мой взгляд, гротеска было слишком много, в отдельных сценах он просто забивал текст, суть, идею.
Хочется надеяться, что все таки театру и, в первую очередь, его художественному руководителю удастся сохранить тот баланс между классической драматургией и авангардом, который так блестяще был достигнут в "Ромео и Джульете", "Ричарде III" и др. спектаклях театра.

3
0
9
Veronika Galyamova
2 отзыва, 5 оценок, рейтинг 4
24 декабря 2011

Просто невозможно сказать, что спектакль понравился и невозможно сказать, что спектакль не понравился совсем. Но это первый спектакль, после которого мне захотелось написать рецензию. Каждый, кто решит сходить и посмотреть «Маленькие трагедии» должен быть готов увидеть что-то очень сильно отличающееся от классики. Если хочется классики, то просто перечитайте Пушкина или посмотрите гениальный фильм Швейцера.

Итак, первые 15-20 минут спектакля ты вообще не понимаешь, что происходит. Где же Пушкин? Где же Маленькие трагедии? В зале кто-то начинает зевать и ерзать в кресле, кто-то еще через полчаса начинает вставать и уходить из зала. Кстати, я впервые видела столь массовый исход из зала зрителей, тем паче, что театр такой маститый.

Эмоции во время спектакля – Пушкин в гробу переворачивается от сего действа… и Гениальность на грани с шизофренией…

Нет акцентов на тексте и репликах, диалоги произносятся быстро и монотонно, как школьник троечник заучивающий стишок. Трагедии не следуют одна за другой, а перемешаны. Вот начало и завязка сюжетов каждой, а вот последовательно разыгрываются финалы. Связаны они меж собой игрой Райкина. Он то в главной роли, то вдруг наблюдатель происходящего как на репетиции то ли капустника, то ли театра. Акценты с текстов перенесены на движение по сцене, пластику, пение и музыку. Движения странные, иногда абсурдные. В какой-то момент дуэльной сцены, массовой гибели героев и оживших мертвецов, превращения в вампиров подумалось – ну вот еще чуть чуть, и появится Джедай со световым мечом. Однако пронесло…
Финальная сцена эффектно поставлена - массовка накрывает стол, появляются гости, яркая вспышка света ослепляющая зрителей и все исчезает.

Труппа театра очень талантлива, Один Байрон в особенности.

p.s. И еще один эффект от спектакля - спустя сутки я меняю оценку с "ужасно" на "гениально".

3
0
1
Margo II
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
23 января 2012

Такого убожества на сцене я еще не видела! Герои Пушкина внезапно начинают картавить, неуместно кривляться, говорить с акцентом, характерным для гастарбайтеров с постсоветского пространства. Сцены с «раздеванием мужчин» понять и принять невозможно. Все это под аккомпанемент раздражающе громкого непрофессионального пения. Абсурд принимает в данной постановке самые неожиданные формы: Dies irae Моцарта внезапно превращается в «непонятно что» с армянскими/еврейскими мотивами.
Авторы, очевидно, просто надругались над классикой. А публика просто уходила, не дожидаясь окончания спектакля, вконец измученная современным прочтением…

2
0
1
Маша Горина
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
27 октября 2011

Сказать, что я была разочарована - это ничего не сказать. Действо было больше похоже на сумасшедший дом, чем на Маленькие Трагедии. Может, конечно, это очередное "новое" прочтение режиссером классики, но... Пушкин так блестяще владел словом, что надрывные вопли на сцене казались неоправданными, ненужными, неадекватными. Может режиссер пытался таким манером донести какую-то важную мысль... но не донес.
В результате удивление, утомление, раздражение глумлением над генеальным произведением.
Я уважаю Константина Райкина, считаю его очень талантливым человеком и поэтому в особенности меня удивило его участие в этой бесталанной постановке, да и вообще непонятно, как он допустил подобное на стене "Сатирикона".
Если бы он один вышел на сцену и прочитал маленькие трагедии, было бы куда лучше!

Вывод: очень не советую. По-крайней мере людям, любящим Пушкина.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все