Детский |
6+ |
Яна Тумина |
50 минут |
Самостоятельное плавание бывшего режиссера Русского инженерного театра «АХЕ» Яны Туминой началось четыре года назад со спектакля «Солесомбра». Уже тогда стало ясно, что ей ближе привычный «театр художника»: отдельные мизансцены были столь изящны и гармоничны, что надолго впечатывались в память, а кто кого любил и кто кого убил — забывалось на следующий день. Со временем ситуация не то что не изменилась, а усугубилась. Новый спектакль Туминой — по мотивам сказки Андерсена о стойком, влюбленном, одноногом и оловянном солдатике — прекрасен и на глаз, и на слух. Герои возникают из темноты, как из таинственной шкатулки, балансируют на реях, как на волнах изменчивой судьбы, борются за любовь, преображаясь в тореадоров на корриде. Саунд-дизайн Андрея Сизинцева аккомпанирует действию тонко и вкрадчиво. Молодые актеры убедительны. Денис Казачук (солдатик) — романтический стоик, простоватый, но добросердечный. Михаил Ложкин (тролль) — зловещий интриган, но не настолько жуткий, чтобы не напоминать сварливыми эскападами Карлсона. Екатерина Белевич (танцовщица) — грустная девушка, мечтающая о чистой любви. Артисты разыгрывают сказку, ловко переходя от живого плана к кукольному, и тогда маленького солдатика передают с рук на руки, рассказывая о его опасном путешествии. Потом люди снова сменяют кукол — и рослый солдатик уже стоит навытяжку на одной ноге: вторая одета в темную брючину, и ее как бы нет. Эту театральную условность готовы принять все зрители из разношерстной публики — от мала до велика.
А вот кому адресована одновременно витиеватая и простодушная мораль спектакля, ясно не вполне. Артист Казачук временами перевоплощается в мальчика, хозяина игрушек, и напряженно решает дилемму — пострадал ли солдатик по его вине или ответственность можно возложить на тролля? Тролль отпирается. Спор длится долго и монотонно. Танцовщица прекращает дебаты, фактически затолкав бедного солдатика в печку и сиганув за ним. И дети, и взрослые в некотором смущении, но солдатик так красиво поднимается вверх в луче света, а его пламенное сердце так ярко сверкает, что режиссеру Туминой в очередной раз все прощаешь.
Сегодня мы очень боимся серьезных разговоров. Особенно с детьми. Особенно на важные темы. Детей развлекают, занимают, отвлекают, устраивают интерактив, показывают шоу – делают с ними все, что угодно, только бы они, не дай бог, не заскучали или не задумались о чем-то. Ну и дети развлекаются. Ведь они как зеркало – что ты им, то и они тебе в ответ…
Этой весной в Большом театре кукол состоялась очередная премьера. Спектакль «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» (со знаменательным подзаголовком «почти правда в одном действии») поставлен по мотивам детской классики, сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Постановку осуществила режиссер, актриса и педагог Яна Тумина, которая долгое время сотрудничала с русским инженерным театром АХЕ. Это уже второй ее опыт на сцене Большого театра кукол, после спектакля «100 оттенков синего», который был представлен публике год назад.
– Детский зритель парадоксальный, думаю, и театральный язык должен соответствовать этому качеству, - рассказывает Яна Тумина. – Ребенок очень умный и «жесткий» зритель. Завладеть его вниманием даже на полчаса – это уже надо попрыгать выше головы. У меня на самом деле это первый опыт постановки спектакля для детской аудитории. Другие – взрослые спектакли, которые хорошо смотрят дети. «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» тоже получился таким, просто возрастной диапазон расширился.
Ганс Христиан Андерсен – так же парадоксален, как парадоксальны дети. Он подчеркивал, что пишет недетские сказки, хотя детям его сказки читали со времени их появления (первый сборник был опубликован в 1832 году), и даже добился, чтобы на памятнике ему детей не изображали. Его сказки жестки и откровенны. Он не пытается сюсюкать с читателями или смотреть на мир сквозь розовые очки. Девочка со спичками замерзает от холода, оловянный солдатик расплавился в огне камина, калоши счастья не принесли счастья никому, в том числе и своему обладателю. Но это не значит, что они насквозь мрачны. В них немало и счастливых историй: Дюймовочка находит своего принца, гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, а Снежная королева побеждена. Словом, там есть все – как в жизни. Так что неудивительно, что его сказки не устаревают и к ним обращаются снова и снова.
Режиссерский багаж Яны Туминой как нельзя кстати пришелся ко двору Большого театра кукол. Хотя конкретно в этом спектакле куклы играют скорее декоративную роль (это куклы-знаки, появляющиеся в ключевые моменты действия), но сама атмосфера, аромат присущи именно детскому театру, от которого ждешь волшебства, сказки, превращений. Именно этим всегда пленял зрителей театр АХЕ, превращая любого зрителя в забывшего обо всем ребенка с открытым ртом. Мастерски используя игру света и тени, используя ограниченное количество очень точных деталей, режиссер и трое актеров рассказывают вечную историю – о любви и верности, подлости и ответственности, о самых важных на свете вещах и для ребенка, и для взрослого.
Конечно, это спектакль не для самых маленьких – и видя в зале 3-4-летних малышей, было непонятно, почему их родители не посоветовались при покупке билета с кассирами, которые всегда предупреждают о таких моментах. Маленькие дети могут испугаться слишком резких звуков, темноты, спецэффектов. Сюда нужно идти с детьми младшего школьного возраста, с 7 лет и старше – в возрасте, когда дети еще не боятся показать, что они верят в сказки, и когда уже можно с ними обсуждать подобные темы. Самый главный сюжет для обсуждения – тот, что лежит за историей любви одноногого оловянного солдатика и прекрасной балерины. Тот, что вынесен режиссером в заголовок под словами «о человеке». Это история мальчика и тролля. Именно с нее начинается спектакль. Мальчик в темноте ищет своего солдатика, надеясь на чудо, вновь перетряхивая коробку и роясь в пыли, и пытается оправдаться перед троллем – мол, это ты подбил меня выкинуть солдатика. Ну а тролль говорит сущую правду: это ты принял решение, ты и несешь за него ответственность. Нести ответственность за свои решения, поступки и слова – это то, чего нам всем не хватает. Очень легко возложить вину на троллей, Интернет, США, президента – список можно продолжить по желанию. Куда как сложнее признать, что это ты сделал то, за что сейчас тебе очень стыдно и о чем ты сожалеешь. Но сделать уже ничего нельзя. Останется в камине только оловянное маленькое сердечко, которое было самым стойким, самым верным и самым любящим…
Не думайте только, что в спектакле все ходят с серьезными лицами и ведут заумные разговоры. Яна Тумина знает, как заставить зрителей ахнуть и податься вперед, зажмуриться или пошире открыть глаза, когда поманить блестками, а когда напустить дыма. Просто за этой театральной акробатикой есть еще и история, которая останется в голове и в сердце после выхода из зрительного зала.
Я посмотрела запись спектакля Большого Театра Кукол под названием «Оловянный солдатик», поставленного по мотивам одноименного произведения Г. Х. Андерсена. Этот спектакль мне порекомендовал мой знакомый, актер, по его словам, это добрая и трогательная постановка, которая всегда пробуждает в нем любовь к миру. После такого отзыва, конечно, захотелось и мне прикоснуться к прекрасному.
А в этом спектакле прекрасно все: содержание, техническое исполнение, актеры, которых, между прочим всего трое и зрители. Скажу пару слов и о них, они тоже были частью записанного спектакля.
Прежде всего, хочу рассказать о том, как обыгрывались игрушечные персонажи сказки, это меня больше всего привлекает в театре.
Зритель погружается в историю постепенно, вместе с мальчиком и злым троллем, они как бы читают сказку вместе и хотят выяснить, почему же солдатик оказался в печи. Здесь есть небольшое расхождение с оригинальным сюжетом, где солдатик случайно упал в камин. В спектакле солдатика отправил в печь именно мальчик. Вернемся к декорациям: на протяжении всего спектакля важным рабочим инструментом была простая коробка, мне очень понравилось это решение, так как коробка была и капканом, и корабликом, и темным тоннелем. Таким образом, локации плавно перетекали одна в другую, как кадры песочного театра. Также я сделала предположение, что коробка могла появиться в спектакле как отсылка к первой экранизации сказки 1934 года, где злобный тролль был заменен на игрушку «Джек в коробке», такого жуткого Петрушку на пружине.
В спектакле действия происходят в двух планах: актерский и кукольный, так как это все-таки театр кукол. Некоторые эпизоды проигрываются фигурками, у каждого актера есть сой маленький кукольный дублер. Это прием мне также очень понравился; кроме того, что кукольная проекция интересна детям, она еще и дает актерам отыграть эмоции особо драматичных сцен. Пока куколки изображают реальность, актеры изображают внутренние переживания. Кстати, фигурка тролля как раз прикреплена к пружине, что также отсылает нас к Джеку в коробке.
На протяжении всего спектакля нас сопровождает символ вечной любви – оловянное искрящееся сердце, которое в спектакле было подвешено на тонкой леске, оно как бы парило в воздухе, а благодаря направленному на него лучу зеленого света создавались необычные оптические иллюзии. Иллюзии занимают важное место в картине: каждый раз, когда Тролль слышит, что прекрасная Балерина гадает на цветочке «любит – не любит», Тролль вынимает иглы из своего тела, что очень ярко выражает чувства героя. Нельзя не отметить и акробатические трюки актеров, особенно актрисы, чей образ балерины, по моему мнению, должен быть сложен в исполнении, и другие элементы, которые были необходимы для изображения падения из окна, плавания по тоннелю, взаимодействия с рыбой и других.
Что касается самих персонажей, то образ солдатика меня очень порадовал. Это настоящий добрый и смелый герой, он немного наивен, но самоотвержен. И безусловно достоин такой же сильной и скромной балерины.
Как я уже писала, в спектакле задействованы всего три актера и целый зал завороженных маленьких зрителей. На сцене использованы буквально несколько элементов декораций. Я очень ценю лаконичность в спектаклях, потому что так остается больше пространства для воображения. Ведь цель спектакля не скопировать последовательность событий, а передать суть, изобразить и научить эмоциям и чувствам.
Спектакль очень динамичен, что также хорошо для детского восприятия, в нем есть «магия» и глубина, поэтому и взрослым очень интересно его смотреть.
Порадовало нетипичное завершение представления, без привычных оваций, поклонов и шума. В момент, когда актеры выходят на поклон, актриса достает оловянное сердце и оно вновь разгорается сверкающим светом, в зале воцаряется волшебная атмосфера и на такой спокойной красивой ноте действие заканчивается. Мы остаемся в этом настроении и можем еще какое-то время жить в сказочной истории.
Возможно, моя рецензия не совсем объективна, ведь я не внесла никаких критикующих замечаний. Оставлю это для профессиональных театральных критиков, актеров и режиссеров. Я смотрела эту постановку как один из зрителей зала – как ребенок, и получила большое удовольствие.
Красивый спектакль о самом главном. 50 минут не оторваться от сцены, потому что на наших глазах происходят чудеса. Самым маленьким и самым взрослым рассказывают сказку о любви. Для этого театра не составляет труда показать, как солдатик летит вниз головой из окна или как он томится в желудке у огромной рыбы.
Нас учат быть стойкими. Чтобы увидеть красавицу, солдатик должен выкарабкаться из коробки и помахать ей рукой. Она обязательно помашет ему в ответ. Мальчики должны быть стойкими, как солдаты. Девочки должны быть красавицами. И в какой огонь не понёс бы их ветер, огонь не будет страшным. Лепестки розы должны выпадать только на слове "любит".
Она похожа на него - он стоит на одной ножке, она - танцует. Они нашли друг друга и никакие злые тролли их не разлучат. Мальчик в финале не хочет бросать солдатика в огонь. Потому что солдатик должен стоять на одной полке с танцовщицей.
Спасибо - как всегда - за возвращённое детство и за разговор о самом главном.