Это идеальный повод убедиться, что недавнее приглашение Анжелена Прельжокажа на постановку «Апокалипсиса» не было маркетинговой ошибкой Большого театра. В 1994 году, когда был поставлен изящнейший «Парк» на музыку Моцарта, Прельжокаж был козырным тузом, а уже несколько лет спустя превратился из самородка в самоучку, ибо нутряного рыка, который проносил Прельжокажа там, где отсутствовали профессиональные навыки, хватает надолго, но не навсегда. Но «Парк» феноменален, безупречен, поразителен. Почему Большой просто не купил «Парк», если хотел Прельжокажа, — загадка.
Балет |
Хилэр Герин |
Это идеальный повод убедиться, что недавнее приглашение французского албанца Анжелена Прельжокажа на постановку «Апокалипсиса» не было маркетинговой ошибкой или провалом вкуса Большого театра. В 1994 году, когда собственно и поставлен изящнейший «Парк» на музыку Моцарта, Прельжокаж умел выглядеть козырным тузом, который бьет все и наверняка. Незадолго до того Прельжокаж стал главной надеждой французского балета — чтобы несколько лет спустя превратиться из самородка в самоучку. Ибо как оказалось, нутряного рыка, который проносил Прельжокажа там, где у него слепое пятно вместо профессиональных навыков, хватает надолго, но не навсегда. Но «Парк», отлично известный в России по эталонной кинозаписи все того же балета Парижской оперы, «Парк» феноменален, безупречен, поразителен. Почему Большой просто не купил «Парк», если хотел «кусочек Прельжокажа», загадка, над которой бессмысленно биться: идите на «Парк» и просто получите удовольствие.
Очевидно, что французам не было никакого смысла привозить в Москву классический балет в чистом его виде, а поэтому, в первом случае ограничились неоклассикой, а в другом решили показать нам свою эталонную современную хореографию в виде полномасштабного балета.
Имя хореографа, впрочем, для нашего зрителя, вполне уже известно: осенью господин Прельжокаж вынес на суд свой Creation 2010. Результаты, правда, оказались весьма противоречивы. И, если на программе из одноактных балетов яблоку негде было упасть: люди стояли, полусидели и чуть ли не лежали в проходах, то здесь всё было ровным счетом наоборот. Конечно, очевидными пустотами зал не зиял, но я, допустим, вполне мог себе позволить посадить на соседнее кресло собственную сумку.
Сам же "Парк" - это такая вещь в себе, которую вроде и ругать не хочется, да и похвалить не за что. Лично во мне балет Прельжокажа не нашел никакого эмоционального отклика и ничем меня не зацепил. Поэтому, когда говорят, что это одна из лучших его работ, я как-то не с большой охотой теперь хочу видеть остальные.
Три действия безо всякого антракта проходят под музыку Моцарта. Впрочем, к собственно Моцарту умело подмешивается фонограмма какого-то недоиндастриала, под который всякий новый акт открывают садовники. Да-да, именно садовники, хотя не прочитай об этом в программке, догадаться было бы весьма проблематично. Но дело-таки происходит в саду, отдаленно напоминающем Версаль в причудливых геометрических формах, поэтому и эти странные существа здесь вполне уместны. Тем более по замыслу хореографа играют они роль не кого-нибудь, а купидонов. Сам же балет несёт в себе довольно конкретный посыл, а именно показать взаимоотношения мужчины и женщины, так сказать, отразить этапы взаимодействия полов: от самой первой встречи и до сладостного финала. Поэтому, понятно, каждое действие венчает лирический дуэт. И если самый последний по своему драматизму ещё куда ни шло, годится, то первые оба выглядят просто вымученными и высосанными из пальца. Как, впрочем, и всё остальное, что происходит эти полтора часа на сцене. Да, очень красивые костюмы. Да, есть какие-то интересные находки, интересные решения, но всего этого настолько мало, просто невыносимо мало, что оставшееся время становится нестерпимо скучно от созерцания происходящего. И как-то начинаешь замечать, что рядом девушка уже довольно продолжительное время пишет смс и не отрывается от телефона, а кое-кто и того хуже, чуть ли не лег вздремнуть, если не ерзает громко на своем кресле.
Иными словами, будь программа гастролей несколько более обширной, то, может быть, и "Парк" пришелся бы ко двору. А так, с твёрдой уверенностью могу сказать, что вместо него я бы с большим удовольствием посмотрел произведение более выдающееся. Такое, знаете, чтобы раскрывало потенциал приехавшей труппы во всём масштабе. А то двигать стулья да бегать друг за другом по сцене можно и любой другой провинциальный наш театр пригласить. Не обязательно же для этих целей балет Парижской оперы к нам привозить.