Новое время требует новых рождественских сказок – мир опасных, но прекрасных соблазнов рождает собственные мифы, пугающие и притягательные одновременно. Сказка Линор Горалик «Агата возвращается домой» лишь на первый взгляд проста, как любая другая поучительная история о том, как чревато бывает не слушаться родителей. Скучающая восьмилетняя девочка поймала в зимнем лесу бесёнка, а тот хитростью привёл её к своему отцу – и взрослый демон затеял с ней игру в ладушки, во время которой она чувствовала себя самой умной, сильной и смелой, а все дурные поступки казались ей хорошими. Оставшись незавершённой, не раскрыв главного секрета – как навсегда остаться самой лучшей, игра будет преследовать её и повторится снова… но, узнав, что эта игра ведёт к гибели, Агата прекратит её, и сразу же секрет раскроется. И заключается он даже не в обманчивом обаянии зла и необходимости отказа от него – матёрый бес не желает девочке ничего плохого, скорее, наоборот, однако и помочь ей не в силах. Секрет в том, чтобы совершить самостоятельный выбор, отринув всё навязанное извне, и осознать свою ответственность за свою же жизнь – жизнь, которую никто не вправе изменить, в которую никто не вправе вмешаться, которая не будет полноценной без трудностей и испытаний, боли и разочарований. В такой ситуации не только бес, но и родители не могут оставаться авторитетами – а это весьма сложное экзистенциальное решение для ребёнка, не правда ли?.. Но Горалик привычно сурова к своей героине: не променяешь сказку на жестокую реальность – умрёшь. Вот такая недесткая, хоть и с хорошим финалом, история – история, рассказанная в театре Практика как впечатляющая световая инсталляция, в которой актриса кажется если не необязательным, то уж точно не главным элементом: перелистываются цветные иллюстрации, простое белое платье превращается в калейдоскоп, гипнотизирующе вращающий спирали, столбы оживают текучими переливами, солнечные лучи пронизывают воздух, потрясающая атмосферная музыка довершает полноту впечатления. Воображение само дорисовывает фантастические детали: лес стеклянный и лес оловянный, тишину ночного неба и холод снежных сугробов, пёстрые «картинки» в сознании девочки и её же горячечный бред, смешных бесенят и добродушного человека в косматой серой шубе. Впрочем, игра Алисы Хазановой также достойна похвал – её пластика и интонации делают из неё не рассказчика, чем нередко грешат моноспектакли, а полноценного исполнителя роли, участника всех тех непростых для передачи событий, которые происходят с Агатой. Такое произведение всех искусств, необычное для театра вообще, интересное во всех отношениях, однозначно стоит ознакомления вне зависимости от чьего-либо отношения к мрачноватой сюрреалистической прозе Линор Горалик. Но, конечно, ознакомления совершеннолетней аудиторией – со всеми её предполагаемыми ассоциациями и рефлексиями, способностью (в идеале) воспринять сказку во всей её философской и психологической глубине, а не только на поверхности сюжета. Меньше чем за час (!) сценического времени эстетическое наслаждение и пища для ума обеспечены в предостаточном количестве.
26.06.2010
Комментировать рецензию
Так сложилось, что буквально через день после просмотра "Агаты" я попал на также маскирующийся под историю для детей, но выходящий в пространство художественных произведений для всех возрастов фильм "Невероятное путешествие мистера Спивета". И поразило меня то, что оба эти творческих экзерсиса повествуют, в принципе, об одном.
В центре каждой из историй - вполне самостоятельный ребенок, который предпринимает путешествие из своего жилища в неведомый ему доселе мир. И Агата, и Т.В. чувствуют, что взяли на себя слишком большую ответственность и порою отчаиваются завершить свой путь. Различает их наличие цели: если у Т.В. вполне определенная цель (коли уж не получить награду, так просто высказаться о наболевшем), то выход в лес Агаты происходит всего лишь от скуки. И отсюда исходит главная противоположность фильма и спектакля: если восьмилетняя девочка, нарушая запрет родителей ходить в лес, попадает в опасную ситуацию и вынуждена из нее выпутываться, то мальчик из фильма Жене, сбегая от родителей, облегчает обстановку в своей семье. И там, и здесь речь идет о важности принятия решения: только в первом случае показано, говоря условно, сопротивление злу, а во втором - содействие добру.
Спектакль, поставленный Бояковым, несмотря на скромный хронометраж, очень насыщен: здесь и цветные картинки из проектора, и платье-снежинка главной героини, и ее пластика, и электрический лес, и волшебная музыка (что, конечно, весьма хорошо держит внимание ребенка) - и всем этим должна жонглировать единственная актриса, занятая в постановке. Так вышло, что в моем случае это была не Алиса Хазанова. И несмотря на все старания актрисы, которую прислали ей на замену, между деталями спектакля то и дело проглядывал непросохший клей. Главная же находка "Невероятного путешествия" - 3D-формат: он совершенно не портит картину и поистине делает ее живой. Визуальный ряд дополняют прекрасные американские пейзажи. Несмотря на гипертрофию характеров персонажей, они не смотрятся плоскими.
Ни то, ни другое произведение не оставило у меня феерических восторгов, но каждое из них рождает вопрос: "А есть ли во мне то упорство, с которым Агата противостояла Бесу, а Т.В.Спивет шел к своей цели?"
Отличный спектакль. С детьми идти просто обязательно. Это словно легкая непринужденная феерия, после которой остаются только самые положительные эмоции. В общем - рекомендую!
«Агата возвращается домой» – спектакль Эдуарда Боякова и Филиппа Григорьяна по тексту Линор Горалик – особая постановка не только в репертуаре «Практики», но и вообще для современного театра. Оригинальность её – в многослойности. Дети видят в спектакле своё: сказку, которую не найдёшь дома в книжке, оживающие картинки, историю о том, как маленькая Агата стала взрослее, научившись делать выбор. Для взрослых же спектакль шире: это произведение искусства, открытое для интерпретаций, полное недетских по глубине тем.
Основная тема «сказки для взрослых от 8 лет» – искушение. Агате строго настрого запрещено ходить в лес, но родителей нет дома, она уже 3 часа слоняется из угла в угол и ей так «СКУ-ЧНО», что маленькая прогулка по зимнему лесу начинает казаться не такой запретной. Всего-то 100 шагов туда и обратно – оправдывается перед собой девочка в начале сказки, и аргумент кажется весомым. Но с каждым следующим витком истории (знакомство с бесёнком, игра в ладоши с его Отцом, принятие от Дьявола страшного подарка – магического кольца…) Агата всё больше чувствует, что принимает неправильные решения. Вместе с нравственным законом внутри неё появляется и настоящее желание нарушать правила, уже не от скуки, а повинуясь неведомой дьявольской силе. По мере познания добра и зла в восьмилетней девочке нарастает как страстное желание поиграть в ладоши с Дьяволом, так и чувство вины, выражающееся даже физически - болезнью. Но, к счастью, между двумя противоположными полюсами, Агата в результате выбирает путь «ДО-МОЙ», туда, где «СКУ-ЧНО» и нет ни летающих бесят, ни их таинственного Отца, от игры в ладоши с которым чувствуешь себя самой «умной, сильной, смелой, удивительной». Решение это вырастает не на пустом месте, и взрослый зритель легко может догадаться по внутренней символике, через что приходится пройти девочке. Агата выбирается из трёх лесов: стеклянного, оловянного и обычного – после того, как отвергает с большим усилием все три кольца, предложенных Дьяволом: деревянное, охраняющее от боли, оловянное, дарящее чью угодно любовь, и стеклянное, позволяющее вызвать Отца бесёнка в любой момент. Что характерно для всего текста сказки, после того, как Агата вернула волшебное кольцо обладателю, она вырывается из магического оловянного леса, но её не покидает чувство совершённой величайшей ошибки, раскаяния. И вот – она снова натыкается на бесёнка, уже другого. Только тогда выбор её становится окончательным, когда действительно «умная, сильная, смелая, удивительная» Агата кричит бесу: «Пошёл вон! Пошёл вон! Пошёл вон!». И эти постоянные контрасты, начинающиеся ещё с первой, домашней, игры Агаты, когда она поочерёдно прикасалась лбом то к холодному окну, то к горячей батарее, - неотъёмлемая часть внутреннего психологизма девочки.
У взрослого зрителя такая сложность психологии, проблем, которые встают перед восьмилетней девочкой, могут вызвать недоверие: а есть ли что-то общее между персонажем Алисы Хазановой и моим ребёнком? Не слишком ли всё это наворочено для маленького человека? И эти вопросы обуславливают, как мне кажется, выбор именно взрослой актрисы, а не девочки, на роль Агаты. Сказку рассказывает повзрослевшая Агата. Конечно, и детям бывает скучно, конечно, они чаще, чем взрослые, задумываются над тем, что такое хорошо и что такое плохо, но они не рефлектируют так на эту тему, как героиня, а совершают выбор неосознанно. И только с высоты прожитых лет Агата может осознать, что творилось в её голове во время игры в ладоши с «человеком в серой шубе». Описание этих сложных, недетских мыслей зритель слышит из задних динамиков, будто это не чужая, а его душа общается с Люцефером, изнывая от противоречий.
Интересный звук из динамиков за спиной – отнюдь не единственный оригинальный приём в «Агате…». Кажется, художник по свету (Сергей Васильев) в этом спектакле использует все технологии и прожекторы, находящиеся в арсенале театра. Тут есть и светящийся задник сцены (небо), и деревья, бьющие в глаза дневным светом, и рассыпающиеся по сцене отблески будто от кристалла, и тонкие лучи в тумане, словно от утреннего солнца, и даже цветное изображение из прожектора, которое раскрашивает чёрно-белые картинки в сказке Агаты. Словом, чего только нет. Под стать технологическому изобилию и игра Алисы Хазановой. Как в театре Мейерхольда, она строится на пластике и интонации, логике жеста и звука, проза Горалик великолепно выстроены ритмически, в то время как духовного единства актрисы с текстом не ощущается. Сложно, конечно, живому человеку не потухнуть в окружении такого количества цветных прожекторов, но вряд ли манера игры была выбрана режиссёром случайно. Возможно, кто-то скажет, что, как живой смолистый лес лучше сказочного стеклянного, так и эмоционально переживаемая актёром игра лучше любых фонариков, теней и картинок. Но кто-то, наверно, и заметит ещё один смысловой слой сказки, который вскрывает почти футуристическая оснащённость спектакля. Ведь стремление Агаты к интересной, фантастической жизни в итоге никуда не исчезает, а только прячется очень глубоко. Туда, откуда зритель и наблюдает за её историей через многогранные призмы и цветные стёклышки. И ему в этот момент совсем не «СКУ-ЧНО».
Обожаю этот театр и все, что создается в этих стенах. Тут особая атмосфера и подача, разговор со зрителем.
Была наслышана об Агате много, часто и уж очень вкусно и положительно. Долгие попытки заполучить билет также добавляли огромного желания увидеть этот спектакль.
Но попав на него, я ничегошеньки не вынесла для себя. Хорошая игра актрисы, великолепные спецэффекты, текст, но я вышла пустая. Был только один вопрос - "что это было?". И возможно ожидая только свои ожидания, я не смогла заглянуть дальше них.
Не стала бы рекомендовать. Не для всех! И уж тем более не для маленьких деток
Понравились решения по декорациям и эффектам. По всей видимости, все малобюджетное, но очень оригинальное - видно, что придумано и воплощено увлеченными людьми. Само действо смотрел тоже с интересом, хотя, конечно, очевидно, что написано женщиной и для женщин. К стати, это - моноспектакль, играет только одна актриса. Сюжет истории прост и сказочен, но вот идея понятна не совсем. Типа, не следует хватать в лесу маленьких бесят и тащить их домой, и, тем более, общаться и играть потом со взрослыми бесами? Не следует принимать от бесов подарки? А, раз уж приняла, не следует ими пользоваться? Но финал истории не утверждает эти постулаты - Агата, с трудом отказавшись от бесовских "искушений", идет домой, но понимает, что больна еще больше, чем до этого, и неизвестно еще, что ее ждет дома. Может быть, та сказочная поимка бесенка и была ее шансом в жизни, и зря она от него отказалась?.. Не этого ли она и хотела, побежав в лес через все запреты? А если нет, то нефига было тогда и вобще думать о лесе, и морочить родителям, себе и бесу головы!
И еще, детским спектакль я бы не назвал, хотя в зале были дети лет 6-9, впрочем, старшему (и возможно, среднему, лет с 12-ти) школьному возрасту - в самый раз.
Спектакль создан для детей (если точнее, в афише указано - "Сказка для взрослых от 7 лет"), хотя, по-моему, и сама сказка Линор Горалик, по которой сделана постановка, и ее сценическое воплощение для детей слишком страшно и сложно.
На сцене одна актриса (Алиса Хазанова), минимум декораций.
Во время часового действия актриса читает текст сказки практически без сокращений, довольно быстро, не делая пауз между длинными фразами, которые в сказке прекрасны, но на слух вопринять их сразу, тем более ребенку, трудно. Она со странной, иногда полумеханической, пластикой показывает расцвеченные цветными огнями картинки к ее рассказу, танцует, делает сказку видимой и реальной. Других персонажей на сцене и не нужно - ведь почти все действие сказки происходит или в потустороннем мире, или в воображении героини.
"Агата возвращается домой" - это сказка о том, как однажды поддавшись злу, невозможно остановиться. Невинная игра, затеянная от скуки, одно маленькое нарушение запрета, одна маленькая ложь, одна маленькая жестокость, один маленький страх наказания за сделанное, приводят маленькую героиню сказки, серьезную и ответственную восьмилетнюю девочку Агату, к встрече с абсолютным злом, к игре с дьяволом в ладоши, в которой нельзя остановиться и нельзя выиграть.
Во время этой игры Агата видит чудесные истории, истории о себе: вот ее плохой поступок - соврала, списала в школе, поставила подножку неуклюжей девчонке. А вот ударишь дьявола в ладоши и станешь гордиться этим плохим поступком: ты умная, ловкая, хорошая, ты всех обставишь, обыграешь, ты всегда выкрутишься!
Но выиграть у дьявола нельзя - рано или поздно рука провалится в пустоту, и ты снова окажешься только самой обыкновенной Агатой, самой обыкновенной. И это отчаяние однажды разорвет твое сердце.
Цветные огни составляют на необычном платье актрисы (юбка которого иногда превращается в экран) узоры, иероглифы, молнии, это очень интересно и талантливо сделано. Как иначе передать не только вид, но и ощущения от потустороннего мира - стеклянного и оловянного леса, полета, игры с дьяволом? А когда магия неожиданно заканчивается, вспыхивает ослепительно белый свет, и мгновенно исчезает все волшебное, загадочное. В медицинском белом свете все видишь только так, как оно есть.
Агата откажется от подарков дьявола и после тяжелого испытания вернется домой. Тем Агата и докажет, что она умная, сильная, смелая, удивительная девочка - на самом деле, в настоящем лесу, пахнущем смолой и мокрым деревом.
Нам постановка понравилась, но, повторюсь, конечно это совсем не детский спектакль, ну, может быть, для подростков от 13 лет.
Мы были на спектакле 7 января 2010 года.
Влюбилась, в театр, атмосферу, людей. И надолго.
Хорошо, что знакомство с театром началось именно с этого спектакля. Такие спектакли отлично смотреть под Новый Год или Рождество. Святочная мистерия с нечистой силой, исполнением желаний и соблазнами. Аллегория уместная для новогоднего желания начать все с нуля и по правильному. Добрый и светлый. Визуальное оформление только усиливает создаваемый настрой: заснеженный лес, яркие окошки рисованного многоквартирного дома подобны елочной гирлянде, юбка главной героини одновременно и снежинка и крылья ангела.
Детский спектакль - лакмусовая бумажка для актера. Дети лишенные всего наносного мгновенно чувствуют фальшь. Их внимание уже не удержишь ничем. Алису Хазанову и взрослые и дети смотрели на одном дыхании и в абсолютной тишине. Скучающий дома игривый ребенок, маленький бесенок перед лицом взрослых соблазнов и жизненного выбора, расчетливый манипулятор, мятущаяся и тоскующая душа. Женщина, играющая девочку. Но взрослая ли, ведь банальность есть жизненная мудрость, а она гласит, что каждый из нас в душе ребенок. И спектакль этот не только и не столько для детей.
И обязательно посмотрю его снова!
Гениально, оригинально и потрясающе! Впрочем, как и все у Практики. В этот театр, если понравилась хотя бы одна постановка, можно смело идти в любой день, на любой спектакль, выбирая с закрытыми глазами. Лишний раз убедилась с этом на "Агате". Что ни спектакль, то душа, то жизнь, то полное включение в действие, которое пролетает на одном дыхании. Я даже про свой кашель забыла... открыв рот, смотрела... Выходя из дверей театра, не смогли пройти мимо кассы и купили билеты на Коммуникантов :) А дальше будем брать просто подряд, чтобы ничего не пропустить. Еще раз спасибо всем, кто создал, создает и будет создавать Практику!
Потрясающе! Дух захватывает! В спектакль погружаешься буквально с первых минут и проживаешь на одном дыхании! Взрослые, идите - не пожалеете :-)
Про этот спектакль хочется разговаривать, обсуждать...
Нескромно. Для меня это спектакль - прорыв. Сразу по нескольким причинам. Во-первых, это главное событие в области российского театра для детей. Исключительно современный спектакль, must-see для подростков и их родителей, которые способны и хотят поглощать актуальное искусство.
Во-вторых, потрясающая, необыкновенная сценография. Не знаю, с чем можно было бы сравнить... Например, с представлением Дэвида Копперфильда;)
И в-третьих, факт того, что текст Горалик теперь можно услышать в театре. До увиденного я могла представить себе это сказку, философскую притчу скорее, только мультфильмом, крайне высоко-художественным, для показа на фестивалях и все...
Не стоит пытаться вести в "Практику" на этот спектакль детей младше 8 лет. Но вот подросткам и их родителям точно будет интересно. Алиса Хазанова -- хорошая драматическая актриса.
Пьеса про то, как говорить "нет". Для меня так. Про безопасность. Красивая сценография Филиппа Григорьяна и Гали Солодовниковой, прекрасная Алиса Хазанова. Текст - Линор Горалик, я очень ею восхищаюсь, она очень талантливая. Загадочная история, жуткая в своей сказочности и реальности. Моя шестилетняя дочь не боялась, ей понравился весь визуальный ряд, а смыслы мы проговорили с ней, ну и непроговорённые они останутся с ней, конечно. Всё-таки как много в Москве совершенно потрясающих детских спектаклей, которые так много могут дать взрослым тоже.
Я получила эстетское удовольствие. От актрисы в том числе (у нас была Алена Котова). Поставила бы "5 звезд" за сценографию - умная, завораживающая, вкусовая, разная, удивляет, работает и на главную героиню, и прекрасна сама по себе как отдельное действо. Интересен контраст: с одной стороны, спектакль минималистичен, с другой - много насыщенных красок и типов освещения. Эти эффекты делают спектакль современным и легким в восприятии, развлекательным и ОЧЕНЬ красивым.
Много текста. Слог несложный, но в таком количестве и темпе (почти скороговоркой) не всеми детьми легко воспринимается. Со мной была группа 9 детей 12-ти лет - половина не поняли, о чем спектакль. Не поняли, почему Агата говорит о себе в третьем лице, кто был человек в серой шубе, и в чем вообще смысл. В итоге ставлю "4 звезды". Не только из-за восприятия детей. На некоторых спектаклях бывает - выходишь с ощущением восторга и полета, так у меня было в той же Практике с "Историей одного чуда", и это для меня основной показатель, равный "гениально". Здесь на выходе было именно "хорошо".
Вчера ходила с детьми(7 и 8 лет ) на "Агата возвращается домой".Что сказать..На билете было указано возрастные ограничения от 8 лет.НО,моя младшая дочь вечером не могла долго уснуть после такого мероприятия.Считаю,нужно сделать поправку от 10 лет к просмотру!!!Спектакль идет 1 час,считаю,2000 за это-слишком дорого.Понравилась сама идея и музыкальное сопровождение.Все.
Изумительный спектакль! Потрясающий текст, потрясающая постановка, потрясающая Алиса Хазанова! Спектакль смотрится с одинаковым восхищением взрослыми и детьми,
на одном дыхании. Зачаровывающее зрелище.
Ну вполне приличное представление и спектакль.Очень красивые актёры и актрисы. Понравилась главная героиня. Её характер (в пьесе), да и сама роль... О всём спектакле в трёх словах- "Постановка невероятной красоты".
Детский (+8) моноспектакль для взрослых по сказке Линор Горалик затрагивает совсем не детские вопросы. О наших желаниях, искушениях и страхах, приводящих нас к такому пугающе притягательному, сказочному, но все же злу. О выборе, силе воли и результате наших принятых решений.
Замечательная сказка-притча, глубокая, меланхоличная и своевременная. Потрясающее визуальное оформление: лучи света, проекции, музыка и конечно платье Агаты.
Были на с спектакле с дочерью - мы в восторге.
Первое впечатление — чистый сатанизм. Очень жуткая и злая сказка, аллегория наркотической зависимости. Детям в зале было по-настоящему страшно (рядом сидела маленькая девочка, молящая маму уйти из зала). Я и сама не была готова к такому зрелищу! Но надо признать, что при этом очень эффектная и впечатляющая игра, визуальные эффекты, костюмы и детали. Я бы не рекомендовала к просмотру детям.