Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Опера
Любовь к трем апельсинам

Постановка - Геликон-опера
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
«Любовь к трем апельсинам» — «легко-веселое» творение молодого Сергея Прокофьева, аллегорическая опера-сказка, опера-шутка по мотивам чудесной сказки Карло Гоцци. Музыку композитор сочинял буквально с часами в руках: «Надо жать, жать, а то в этой опере столько всяких событий, что мой знаменитый лаконизм грозит превратиться в бесконечную болтовню». В итоге в опере — ни одной лишней ноты. Опера сочинялась молниеносно, либретто было написано самим Прокофьевым в скоростных поездах при перемещениях из Нью-Йорка в Чикаго и обратно. Премьера состоялась 30 декабря 1921 года в Чикаго. Прокофьева беспокоило, что в революционные годы, «во время борьбы и судорог всего мира» он пишет бесконечно оптимистичное произведение на «беспечный» сюжет. Но сказка всегда восхищает. Независимо от того, верите вы в чудеса или нет. Возможно, в этом и кроется секрет притягательности «Трех апельсинов» для режиссеров, которые неутомимо ставят эту оперу по всему миру. В «Геликоне» прокофьевская сказка была поставлена в 2009 году. Постановка удивительно подошла театру: легкая ироничность, игривый эпатаж, безудержный драйв отлично вписались в «геликоновский» стиль (даже звуки знаменитого Марша из «Любви к трем апельсинам» использовались как звонки во временном помещении театра на Новом Арбате). Веселое прокофьевское хулиганство, остроумно перенесенное режиссером и его коллегами в «Геликон», на сцене зала «Стравинский» расцвело яркими красками. Несмотря на солидный возраст, озорная опера «Любовь к трем апельсинам» живее всех живых и по-прежнему обожаема публикой.
Опера
12+
Дмитрий Бертман
23 октября 2009
1 час 50 минут

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Ника Таковая
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
24 октября 2009
Апельсиновый фреш от Бертмана

.


Опера "Любовь к трем апельсинам" была заказана Прокофьеву Чикагской оперной компанией и сочинялась молниеносно. Либретто было написано самим композитором, который наконец поддался-таки на уговоры В.Мейерхольда , и приступил к созданию оперы по мотивам одноименной сказки, написанной в середине 18го века . В свое время "Любовь к трем апельсинам" Карла Гоцци положила начало новому драматическому жанру - театральной сказке (фьябе), которая имела оглушительный успех в течение ряда лет. Композитор радостно перенял эстафету новаторства, и его опера стала своего рода художественным «манифестом», где в искрометной форме высмеиваются всевозможные оперные и литературные штампы и утверждаются новые принципы. Эта опера по праву считается одной из самых веселых и жизнерадостных,- это феерия, призванная стать развлечением, это безмятежный кусочек яркого и удивительно легкого настроения композитора, переданный в дар зрителю.

Неудивительно, что за создание комического опуса на сцене «Геликона» взялся художественный руководитель театра, знаменитый столичный новатор Дмитрий Бертман, постановки которого всегда отличались оригинальностью, особым богатством образов и характеров. Бертман – своего рода революционер, не боящийся отойти от канонов. Он поражает, буквально оглушает своего зрителя, - никто не останется равнодушным .
В последние годы театр выпускает не так много новых спектаклей, но те, что выходят на сцене, всегда становятся темой для обсуждения в обществе. Вот и на этот раз, спектакль с лихвой оправдал надежды поклонников таланта Бертмана. «Любовь к трем апельсинам» - это великолепная постановка! Постановка – как апельсиновый фреш свежая, ядреная и бодрящая.

Фабула остается традиционно-сказочной, это история о кознях вокруг трона вымышленного карточного королевства и о прекрасном принце, всецело захваченном странной болезнью- «ипохондрией», излечить которую, по преданию, может лишь смех. Он освобождает свою возлюбленную от чар злой колдуньи, после чего и сам находит чудесное исцеление. Кончается все, как не трудно догадаться, красочной свадьбой и обличением злодеев. Но во вроде бы беспечной истории существует несказочный подтекст. Театральное представление по мотивам волшебной сказки — способ ненавязчиво, но метко ввернуть острые сатирические моменты как по осмеянию оперных штампов, так и по части социума. Многие персонажи находят своих прототипов и сегодня, в современном мире : это общество потребителей, бездумно, безудержно смеющихся , превративших окружающий мир- в сатирическую тетатральную постановку, бесконечную потеху. Это непрекращающаяся борьба Добра и Зла, Справедливости и Безнаказанности, Любви и Ненависти, всеобщего Счастья и вселенской Тоски.

«В период всеобщей грусти и уныния не хочется загружать зрителя концептуальными проблемами… хочется насладиться театром и масками, под которыми легко можно узнать наших современников»- так говорит Дмитрий Бертман, заложивший в основу этой постановки нечто эмоционально укрепляющее, заряжающее позитивом.
Таланты, как известно, притягиваются, и режиссер собрал вокруг себя группу увлеченных профессионалов – это и костюмеры, и осветители, и художники-постановщики, и ,конечно же, замечательные артисты, музыканты и вокалисты высокого уровня. Находясь в зале- чувствуешь себя непосредственным участником действа. Спектакль держит в тонусе, порой, даже мурашки бегают от удовольствия.

Масштабность предприятия подкрепляется замысловатыми костюмами, а пронзительное пение- всевозможными авторскими находками, многогранными аллегориями. Здесь есть место и для ручной соковыжималки, которая c легкой руки режиссера молниеносно превращается в оружие, и для жидкокристаллических экранов, являющихся не только частью декораций, но и действующим объектом – окном в параллельную, современную зрителю реальность; и для простодушной шутки, и для замаскированной морали.

Спектакль по сути своей развлекательный, легкий и ненавязчивый. Как раз такой, каким и был задуман самим Прокофьевым. С легким налетом иронии, где-то даже задорной пошлости, к уважению постановщика, не переходящей грань. Спектакль современный, модерновый, и этот факт- лишнее тому подтверждение.

Отдельно хотелось бы отметить актерский талант вокальной труппы. Сегодня, к сожалению, все реже можно встретить постановки высокого класса, которые смогли бы совместить в себе все действительно необходимые элементы, даже в драматичеких театрах. Что уж говорить об оперных, где постановки сочетают в себе не только движения, пластику, мимику, но и вокальные умения, навык партнерской работы как с артистами, так и с музыкантами. Но и с этой задачей команда «Геликона» справляется блистательно !
Итак, «Брависсимо!» - вот мой вердикт.

И это вовсе не слепое преклонение, не безапелляционное навязывание, - это лишь искренний восторг. Восторг сопереживающего, увлеченного и задыхающегося от апельсиновой жажды зрителя!

Автор текста: Ника Виноградова

1
0
7
satishabunc
34 отзыва, 76 оценок, рейтинг 30
4 февраля 2013

Если учесть, что вся опера на речитативе, материал сложный и, хм, не побоюсь этого слова, нудноватый с точки зрения мелодики - создатели спектакля молодцы. Действие живое, вполне актуальное и лёгкое.
Для тех, кто хочет впервые пойти в оперу - ноу-ноу, лучше что-то типа Евгения Онегина или там, Севильского цирюльника. А так - сходить можно, местами очень забавно.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все