Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.4

Спектакль
Гамлет

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Гамлет, Полоний и Клавдий — ребята с нашего двора в кризисе среднего возраста
Драматический
Юрий Бутусов
(3`30``, 1 антракт). 100-2000 р.

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
12 января 2005

Жили в Питере три парня, вместе учились в театральном институте. Когда учились, про них говорили: готовый театр. Окончив, пытались открыть свой театр — за Мариинкой, на Крюковом канале. Не вышло — пришли в чужой. Вместе с другими парнями со своего курса, с режиссером, который учился на параллельном, и художником, выпустившимся на год раньше. Потом одного из них позвали в сериал, и когда пришлось выбирать, театр или ТВ, он ушел, хлопнув дверью.

Если не знать этой истории, то не понять, почему Гамлета в Художественном театре играет Михаил Трухин. Петербуржец, восемь лет оттрубивший капитаном милиции в ментовском сериале, не слишком известный, не слишком красивый человек, у которого с лихвой нервности, но вот голоса для мхатовского зала не хватает. Трухин — это тот, что когда-то хлопнул дверью. Когда-то он играл Войцека, и у зрителей сердце ныло от жалости к бедолаге, над которым так измываются. Ему сам бог велел играть князя Мышкина, но «Идиота», как и «Гамлета», которых они тогда придумывали, так и не состоялось.

Режиссера Юрия Бутусова пригласил в Москву Константин Райкин, и он ставил в «Сатириконе», потом в «Табакерке». Михаила Пореченкова и Константина Хабенского в Москву пригласил Олег Табаков, и они уже два года как приняты в труппу МХТ, сыграв в «Утиной охоте» и «Белой гвардии». Когда Бутусов принял приглашение Табакова ставить там же, он взялся именно за «Гамлета», который не получился дома. И на главную роль пригласил Трухина. Не ради спектакля, как видится после премьеры, — ради былой компании.

Бутусов вообще очень сентиментальный человек. Мужская дружба, общая молодость, обеты верности для него, кажется, вещи святые. Достаточно вспомнить одну из самых душераздирающих сцен, которую он сочинил для ионесковского «Макбетта», — как дурачились друзья детства Банко и Макбетт, один из которых вскоре погибнет от руки другого. Достаточно вспомнить, как Бутусов собрал всю компанию, когда все уже разбежались кто куда, чтобы сыграть «Смерть Тарелкина» — пьесу, где даже женские роли играли все свои. Будь его воля, он бы и вовсе обходился без актрис, жаль только мало таких пьес. Есть «В ожидании Годо» — так с этой пьесы их театр и начинался. Хабенский играл Эстрагона, Трухин — Владимира, Пореченков — Поццо.

В «Гамлете» они же — в тулупах, с рогатинами в руках — крадутся по завьюженной пустыне между туго натянутых веревок с нанизанными банками, шума которых пугаются дикие звери (художник все тот же — Александр Шишкин). Здесь они стражники, которым однажды ночью вместо волков попался на глаза оживший мертвец. Минуту спустя они сбросят тулупы и окажутся в вечерних костюмах по случаю торжественного ужина: из дальних краев домой вернулся Гамлет. С этого момента Трухин — Гамлет, Пореченков — Полоний, Хабенский — Клавдий, злодейством завладевший гамлетовским престолом. И с этого момента уследить за ходом режиссерской мысли довольно сложно. Для каждой сцены сочинено зрелище, аттракцион, сильнодействующее средство, одинаково уместное что в «Гамлете», что и в любой другой пьесе. Аттракционов с перебором, спектакль захлебывается в аттракционах, они, как те банки на веревке, гремят, не давая сосредоточиться и понять, что ж там на сцене происходит: почему Офелия двоится у Гамлета в глазах (Офелию-тинейджера играет Ольга Литвинова, вертихвостку — Мария Зорина); почему у Гертруды отрезали полтекста, так что Марине Голуб приходится только скорбно глядеть исподлобья и разок сладострастно хохотнуть, догоняя брезгливо уворачивающегося новенького супруга. Порой все похоже вообще на чистый цирк: вертятся на тросточках котелки, Клавдий залепляет Гамлету тортом в морду, подмигивает залу, поминутно срывая аплодисменты, коверный — Полоний. И к чему это все — не слишком понятно, пока не проявляется сама история, чуть не потонувшая под толстым слоем аттракционов, очень простая и стопроцентно внятная. И эта история не дворцовая, а, что будет вернее, дворовая. Про то, что жили три ровесника — Гамлет, Клавдий и Полоний. В детстве, наверное, были друзьями. Потом один уехал учиться. Другой остался дома, убил — и стал коноводить при дворе, а третий стал его правой рукой. В конце концов — это история о том, как люди одной крови делают трагически разный выбор.

Когда Бутусов ставил в Петербурге мудреные абсурдистские пьесы, ему ставили в заслугу то, что он умеет рассказать через них простые человеческие истории. Когда, переехав в Москву, он замахнулся на Шекспира, прежние заслуги поставили ему в вину: мол, переводя Шекспира в человеческий масштаб, он играет на понижение. По-видимому, стесняясь собственной прямолинейности, Бутусов и прячет свои простые истории под каскадами театральных фокусов — даже когда они лихо придуманы, от них вскоре начинает мельтешить в глазах. Думаю, Бутусову стоило бы расслабиться: кому щи жидки, кому жемчуг мелок. Ну да, его «Гамлет» не вселенского масштаба трагедия, но и не щи, это точно.

6
0

Отзывы

7
999 Осипова
14 отзывов, 617 оценок, рейтинг 52
27 февраля 2009

Когда пошла на спектакль, каюсь, не читала Гамлет, НО........ к счастью как оказалось, а то бы наверно ушла недосмотрев. Хабенский играл на троечку, а вот Пореченков, твёрдая пятёрка, не любила его до этого спектакля и благодаря Гамлету смогла разглядеть в нём актёра, а не только мышцы!!! Не могу сказать, что постановка была ужасной, просто модерн - это не моё. И не смотря на моё недовольство, советую всё же посмотреть эту постановку, театр есть театр!!!!!

3
0
9
Anna Kuchma
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
4 июля 2011

Страсти итальянские, музыка аргентинская, а земля Датская. И здесь нет никакой путаницы — это Гамлет в постановке Юрия Бутусова (не Вячеслава из рок-группы Юпитер, а Юрия из питерского театра Ленсовета). Режиссёр предельно оголил Вечное произведение, натянул все струны. Актёры декламируют непревзойдённый пастеровский текст на разрыв аорты. А по другому кажется и невозможно. Каждое слово, каждая мысль переживается как откровение. И чтобы принять всё это внутрь сладкая оболочка не нужна. Не нужны помпезные костюмы Позднего Средневековья и аутентичные декорации...даже не аутентичные...никакие не нужны. Тёмный задник с натянутой проволокой и простые рубахи. Этого достаточно. Периодически атмосфера накаляется до предела. И чтобы вся эта серьёзность шекспировского творения не лопнула вместе со зрителем от напряжения - гриф время от времени ослабляют. Монологи окрашиваются иронией и превращаются в шутки с терпимо-скабрезным подтекстом. Зал с облегчением смеётся — не то от того что и правда смешно, не то от неожиданности — что ТАКОЕ можно найти у Шекспира. В помощь зрительским нервам и танцевально-музыкальные паузы. В качестве аккомпанемента Бутусов выбрал аргентинское танго Освальдо Пуглиезе и Астора Пъяццоллы. Вполне подходящий фон — этакий отголосок аргентинских борделей в смутном датском королевстве, где творится кровосмешение. Но после каждого такого юмористического вкрапления следует новый штурм мозга. Единственное, что оставляет осадок это цветы. Ну почему же их дарят в основном только Хабенскому, а Гамлету (Трухину) достаются одни аплодисменты.

1
0
3
Igor Arak
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
6 марта 2011

Хочу поделиться своим мнением относительно спектакля пока свежи впечатления. А впечатления ужасны! Шел специально на спектакль Бутусова, так как после просмотра постановки «Ричард III» с Райкиным в главной роли, надеялся, что и «Гамлет» будет не хуже, но жестоко ошибся. Большинство актеров читают текст скороговоркой, практически без выражения, что на слух трудно воспринимается. Гамлет часто не притворяется сумасшедшим, а просто полный идиот, играющий сумасшедшего. Офелия - легкомысленная вертихвостка, которая вдруг после смерти отца сходит с ума. В момент, когда она стала отрывать лоскуты от своей мокрой ночной рубашки, затеплилась надежда, что она «раскроется» как персонаж. Но, к сожалению, она ограничилась парочкой лоскутов :) . Призрак отца похож на спившегося клоуна. Игра матери понравилась, хотя и кажется, что актриса эта не совсем к месту. По персонажам Розенкранца и Гильденстерна абсолютно не видно что они дворяне; скорее, они - какие-то два инфантильных ничтожества, которых все пытаются пнуть. О Клавдии сказать практически нечего, хотя Хабенский старается. Единственный, кто порадовал, - так это Пореченков: делал спектакль немного живым и иногда – смешным ( это комедия ? ). Хотя весь его юмор строился на «фифектах фикции» из известного фильма. Да, и в начале три актера мерились длиною посохов (привет господину Фрейду ) . Вообще, когда все умерли, я был рад, и никого жалко не было. Учитывая, что актеры хорошие, списываю неудачный спектакль на режиссера. Хотя его спектакль «Ричард III» в Сатириконе всем советую, получите огромное удовольствие и почву для размышлений .

1
0
9
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 380
6 февраля 2010

Трухин очень талантливый актер, после этой постановки я его очень зауважал, хотя как мент он тоже очень хорошо смотрелся.
Прекрасная подборка актеров, сумасшедшие декорации и игра. Нужно посмотреть это действо хотя бы из-за Пореченкова, который играет на якобы контробасе под суперпесню. Я ее поставил себе на звонок в мобильнике.
смотреть всем.

1
0
9
Анна
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
12 ноября 2009

Не читала чужих комментариев, чтобы не искажать своё впечатление.

смотрела месяц назад.
"Гамлета", в отличие от своего спутника, чилала, и даже люблю. я вообще за классику. и, конечно, не ожидала, что такая модерновая постановка мне так сильно понравится! тут сыграл принцип: показали дико, но ощущения те же, что и после прочтения книги. даже мысли похожие. приятно удивила игра "капитана Волкова" ))) мне вообще показалось, что роли были распределены весьма удачно. второй акт ориентирован на недочитавших великое творение Шекспира, и потому поприземлённее. я бы даже сказала, подоступнее. хотя моему спутнику он понравился намного больше, что и требовалось доказать :) смотреть интересно, сцена живая. "быть или не быть" звучит как-то по-новому. в общем, рекомендую. особенно тем, кто Гамлета не читал

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все