Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.4

Опера
Волшебная флейта

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Опера
Грэм Вик

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Екатерина Бирюкова
338 отзывов, 342 оценки, рейтинг 99
3 октября 2005

В Большом театре «Волшебная флейта» не шла сто лет — и это не метафора, а вполне точная цифра. А на его новой сцене опера и вовсе появляется вслед за тем, как ее автора, Вольфганга Амадея Моцарта, под бдительным присмотром депутатов Государственной думы подвергли клонированию Леонид Десятников и Владимир Сорокин. Ситуация нестандартная, что и говорить. Потому что в своей родной Вене «Волшебная флейта» успела стать модной еще при жизни Моцарта, притом что это была его последняя опера и дата ее написания (1791) совпадает с годом его смерти. Ну а уж за истекшие два столетия «Флейта» заполонила все сколько-нибудь уважающие себя оперные сцены мира.

Надо сказать, что сказочный сюжет про прекрасную девицу, похищенную злыми силами, а затем спасенную принцем-девственником для свободы и любви, был популярен и до того, как за него взялись Моцарт и его либреттист Эмануэль Шиканедер. Чтобы публика не скучала, к галантному принцу обычно еще прилагались грубоватый провожатый и пара музыкальных инструментов. В одной из предшественниц «Волшебной флейты», например, это были цитра для главного героя и фагот для его спутника — публике оставалось только обсуждать длину фагота и те чудеса, которые он может совершить.

Но когда дело дошло до флейты и колокольчиков, которыми своих героев снабдил Моцарт, то оказалось, что о формах, размерах и других фрейдистских гадостях думать совершенно невозможно. В голову лезет исключительно высокое и светлое, причем в невероятных количествах. В этом отличие «Волшебной флейты» не только от ее предшественниц, но и от всех опер вообще. Воспользовавшись подручным сюжетным хламом, Моцарт написал веселый гимн гармонии, симметрии, целесообразности и всеобщему братству, которое в его время ассоциировалось с масонскими идеалами.

Принято считать, что именно этим идеалам мы обязаны появлением в моцартовской партитуре восточно-ритуальных мотивов и особого значения цифры 3: увертюра начинается с троекратного повтора аккорда, а трем сладострастным барышням бальзаковского возраста противопоставлены три строгих ангела мужского пола. Барышни являются свитой мстительной Царицы Ночи, а мальчики действуют на руку мудрому и солнечному Зарастро, который представляет собой, конечно же, родного брата Заратустры и управляет чем-то вроде рая на земле. Впрочем, такое неполиткорректное распределение сил добра и зла у авторов оперы произошло не сразу — до какого-то момента Зарастро выглядит в опере вполне примитивной злой силой, похитившей прекрасную и чистую Памину, которую надлежит спасти не менее прекрасному и чистому Тамино. И только ближе к середине вдруг все оказывается не так просто — это потому, что Моцарт с Шиканедером, написав уже кучу текста, вдруг круто изменили план, отчего либретто, надо сказать, оказалось поводом для ругани не хуже сорокинского.

Короче говоря, финальный смысл оперы таков: Зарастро устраивает влюбленным разнообразные испытания, чтобы очистить и укрепить их чувства, а заодно привести молодежь в ряды своих дряхлеющих соратников. Это ведь только простаку Папагено, сопровождающему главного героя, можно любить свою Папагену просто так, вхолостую, без общественной пользы. А чувства избранных представителей нового поколения, таких как Тамино и Памина, — это средство для достижения более высоких и общегуманных целей.

Впрочем, толкование самой метафоричной оперы Моцарта — удел постановщиков, которые, понятое дело, уже как только не отрефлектировали и не переиначили все ее фантастические переплеты. Герои «Волшебной флейты» уже побывали на разных сценах мира и цирковыми клоунами, где пару белых оттеняет пара рыжих, и поп-звездами с микрофонами в руках, противопоставляющими свою индивидуальную свободу консервативным и обветшалым буржуазным ценностям. Но для нас после столетнего перерыва было бы неплохо, чтобы кто-нибудь для начала толково рассказал сюжет и обучил певцов простому моцартовскому совершенству. Большой театр возложил эти обязанности на британцев: дирижера Стюарта Бедфорда, который специализируется на Моцарте и Бриттене, а также режиссера Грэма Вика с его постоянным художником Полом Брауном, которые этим летом поставили еще одну «Флейту». Правда, без особого успеха. Но зато в Зальцбурге.

1
0

Отзывы

5
Анна Ульянова
6 отзывов, 36 оценок, рейтинг 18
20 ноября 2011

Вы, Поклонники красоты и грации, Вы, Обожатели произведений Подлинного искусства, и Вы, Знатоки театра и оперы! Все вы, прошу Вас, идите пожалуйста домой, а еще лучше поезжайте в Вену или Милан и там ходите в театр! Там слушайте оперу ! . . Ну а если уж решились пойти на эту "Волшебную флейту" , то умоляю Вас, закройте глаза и только лишь слушайте. Слава Небесам, "осовременить" Моцарта и дать его сочинениям новую интерпретацию еще никому в голову не пришло!.. Ни в коем случае не смотрите на сцену!! Ибо по ней будет метаться Принц в джинсах, кататься уродливая декорация..на этой сцене вы увидите (и испугаетесь, увидев) каких-то людей в противогазах, автомобиль "Волга" черт знает какого года выпуска, символизирующий конечно же что-то очень важное, но вот что...?.. Как они надоели, эти интеллектуальные конструкции, эти извращения ума ! ..и эти Гении нашего века, навсегда подавившиеся чужой славой ! Они творят! Жгут величественные храмы, чтобы прославиться, пишут продолжения к произведениям искусства, для которых продолжения быть не может, из гениальных пьес создают убогие фильмы, трактуют как им заблагорассудится Шекспира, Данте, Боккаччо, Гете, Булгакова. А еще иногда они появляются в театре и тогда-только держись!! "Лебединое озеро"- с голыми балеринами, "Травиата"-со стриптизерами :/ вспомнили и про Моцарта. И вот она!!! Новая "Волшебная флейта" с современными декорациями за две копейки, с похабными намеками на секс, со ставшими уже привычными для современного театра(Увы и Ах!) полуголыми женщинами.. А самое печальное-у нее, у этой интерпретации, свой слушатель и зритель есть, который говорит про это "гениально" и строит соответствующую гримаску, и аплодирует, как специально обученная обезьянка. И этот зритель идет сам смотреть это безобразие и ведет с собой брата, сестру, девушку, мужа, деда..Театр подзаработает деньжат :)))) дураков хватает..;)....ps. Моцарту-пять, Вику и Брауну-единицу :D средняя оценка - трояк :)))))))))

5
0
1
art-passage
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
20 ноября 2011

Вы пришли в известный ресторан, чтобы отведать фуагра и дорогого шампанского. Вы заказывали столик за 1,5 месяца и с нетерпением предвкушали замечательный вечер, когда прикоснетесь к прекрасному. Но вот незадача - официант принес Вам кусок экскрементов и ослиную мочу.
Вы расстроены? Не вздумайте - вкушайте и радуйтесь, это гениальный замысел великого Грэма Вика! Вы смущены/подавлены/разгневаны? Отлично - на это и рассчитывал гениальный режиссер! Реплики на немецком дикими, срывающимися голосами. Папагено, давящий косяк и рассуждающий о том, что теперь ему все кажется великолепным... Пропаганда наркотиков? Что Вы - искусство!
Отвратительные декорации и костюмы, впечатление от которых не смог компенсировать даже высокий профессиональный уровень оперного вокала. Треть несчастных, купившая билет, но вынужденная покинуть спектакль после первого действия... Еще треть, оставшаяся недоумевать, и отказавшаяся аплодировать этой пародии на оперу.
Господа, если Вам не повезло купить билеты на сие действо - запаситесь тухлыми помидорами, они Вам очень пригодятся.

3
0
7
Екатерина Игумнова
4 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3
19 ноября 2011

С детства помню "Волшебную флейту" как добрую сказку. Однако в большом вы ничего подобного не увидите. Я была крайне удивлена и расстроена насколько осовременен весь спектакль. Более того, опера на немецком-совсем уж нонсенс! вся постановка пронизана политическим подтекстом. много пошлых сцен. Конечно, голоса и музыка все сглаживает, но я хожу в театр "на встречу с прекрасным", по картинке ничего прекрасного не заметила. И совсем уж смех навел сводный хор в конце в ширпотребных костюмах - кого там только не было!!! сотрудник ЧОПа, невеста, продавщица, качок и прочая нечисть)
Вобщем, если вы хотите классику, вряд ли стоит идти.

1
0
5
cloudlesss.livejournal.com
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 1
23 октября 2008

Полностью согласна с Elena. Музыка и голоса великолепны, но разве может в главном театре нашей страны идти постановка, где по ту сторону берлинской стены оказывается добро, а по нашу - зло?! Все остальные ходы постановщика еще можно как-то принять, хотя наверняка опера бы только выиграла, если бы не утратила своего первоначального сказочного сужета, костюмов и декораций...

1
0
?
ELENA
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
13 октября 2005

В октябре попала на оперу "Волшебная флейта" в Большом

Если вы думаете, что попадете на сказку, то глубоко ошибаетесь.
У меня создалось впечатление, что это политический спектакль, где участниками являются разные страны и события в них, например падение Берлинской стены, ядерная угроза и так далее. Опера идет на немецком языке.

Начинается с того, что принц в неглиже спасается от красной опасности в виде красного змия, которого расстреливают из пистолетов три феи в военной форме. Ну, кто красная опасность, сразу стало ясно.

И весь спектакль в таком роде. На западный манер, регулярно все в трусах, даже сбрасывают их на сцену. Я была в шоке, поскольку слова не изменили и музыка великолепная ,и голоса были очень хорошие, но постановка ой.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все