Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.8

Спектакль
Ваал

Постановка - Театр им. Комиссаржевской
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Житие рок-музыканта, исполненное с невиданным для петербургской сцены драйвом
  • Ваал – афиша
  • Ваал – афиша
Драматический
18+
Александр Морфов
3 часа 30 минут

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
24 марта 2005

Пьесы «Ваал» нет ни в одном собрании сочинений Брехта, изданном в России. Потому что того Брехта, который придумал житие Ваала, выдающегося поэта и в то же время последнего подонка, алкоголика и развратника, в России не знают. Нам знаком Брехт — убежденный социалист и антифашист, изобретатель одной из четырех ныне действующих театральных систем, театра отчуждения. Его портрет висел в мятежной любимовской «Таганке» рядом с портретом Мейерхольда. Его некрасивое асимметричное лицо с птичьим носом, круглыми очками, слишком короткой челочкой вчеканилось в память. И лицо это казалось лицом совершенного аскета. «Ваала» же написал двадцатилетний эпикуреец, недавний гимназист, демонстрирующий презрение к мещанским запретам и ценностям. Отец Брехта — буржуа средней руки — называл сына молодым бычком и журил за бесконечные «бабьи истории», а пуританка-матушка и вовсе окрестила «порнографистом» за откровенные стишки об отношениях полов. Текст «Ваала» (1918) тошнотворен: женщины дрожат от страсти к заглавному персонажу, теряют в его объятьях девственность и мужей, беременеют, а потом рыдают и топятся. При этом все — и женщины, и мужчины — продолжают любить похотливого борова, потому что он еще и поэт. Воспринимать это произведение как полноценную драму сложно. По сути это не пьеса, а характерный жест — выставленный средний палец — в адрес прошлых, гимназических, учителей и клятва верности новым: Ницше, «проклятым поэтам», Золя.

Главный приглашенный режиссер Комиссаржевки болгарин Александр Морфов благоразумно решил не ставить «Ваала» целиком и к брехтовскому тексту отнесся как к сценарию итальянской масочной комедии, то есть использовал его как канву для актерской импровизации. Морфов изменил профессию главного героя, превратив его из поэта в рок-музыканта. На сцене играет собранная из актеров театра рок-группа — инструменты настоящие, поют вживую, оглушают нешуточно. Лидер — артист Александр Баргман, морфовский Дон Жуан, а теперь вот Ваал, по мнению Морфова, прямой наследник грешников-мучеников Джима Моррисона и Джими Хендрикса. Баргман — Ваал носит темные очки и перчатки с обрезанными пальцами, заливает сцену шампанским, забрасывает пивными банками. Когда он бодро запевает «Слоников» Науменко и когда рычит про то, что у него открылись старые раны (узнав, что девочка, которую он поимел пару часов назад, утопилась), то вызывает исключительно животные ассоциации. Этого Ваала мочалит оскорбленный муж (Александр Большаков), сверлит отчаянными глазками раздавленный идолопоклонник (Родион Приходько), умоляет хоть о собачьей доле рядом с ним беременная девушка (Елена Андреева) — а он продолжает чувствовать себя как невозмутимая свинья, которая нежится после дождя в теплой луже. Даже когда герой подыхает в переходе метро вонючим бомжом, он умудряется сделать это с какой-то животной легкостью.

Когда-то артист Баргман и в самом деле владел стилем трагической буффонады — причем едва ли не единственный в городе. Теперь он играет в без малого двадцати спектаклях и подвизается на телевидении, и потому до минимума ограничил набор ингредиентов для изготовления ролей. Баргман ловко втюхивает публике драматический фаст-фуд — нечто среднее между капустником и stand-up comedy — и сохраняет полный нейтралитет по отношению ко всему, что происходит на сцене. Не думаю, что Морфов мечтал о таком результате, но вышел у него именно юношеский протестантский выкрик: вот, мол, как можно, оказывается, ставить спектакли, с пофигистским задором рассуждая о сексе, музыке и смерти. Если в «Дон Жуане» Морфов подбрасывал публике анекдоты с желчью, выяснял отношения с создателем, то в «Ваале», кажется, сводит счеты с какими-то давними учителями, уверявшими, что театр — дело глубокомысленное.

1
0

Отзывы

7
Сергей Тарасов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
22 января 2009

Сразу скажу, что моя рецензия может быть необъективной, так как с половины спектакля я ушел. С другой стороны, очень сомневаюсь, что во второй половине стало происходить хоть что-то более осмысленное. Сюжета в этом спектакле нет, я не могу назвать сюжетом ( ведь это слово подразумевает мозговую деятельность и некоторую работу над результатом) ту череду событий, которую нам показывали. До сих пор не понимаю, зачем они поставили на сцену ринг, а песню полубакса про сутенера - это последнее что я ожидал услышать в театре. Ладно сюжет, пойдем по персонажам. Главный герой - толстый здоровенный мужик в засаленной футболке, за которым таскается толпа дружков и куча непонятного пола созданий (ну наверное все таки женского) и считает его гением и поэтом, из-за того, что когда он выпьет водки, он несет типа очень умные и даже Философские мысли. Ну явный же бред.
Все эти мысли,которые ,я так понимаю, и составляют основную смысловую нагрузку в спектакле не несут в себе ничего, чтобы дало хоть какую-то пищу размышлениям. Если
человек со сцены говорит, что любовь - это апельсиновый сок, который тебе на грудь льется, это не значит, что он вот так оригинально мыслит, и вот она тонкая метафора, точно дающая зрителю определение любви. Ну не достаточно придумать нелепое сравнение, чтобы объяснить любовь. Ну не как апельсин она! И нет тут оригинальности - есть только нелепость. Весь спектакль наполнен этой всевдооригинальностью, протестом серым массам, но только вот быть оригинальным это не значит делать все вопреки, и незаурядно мыслить - не значит думать наоборот. Сейчас так многим кажется, что быть такими, какими нам полагает быть мораль и принятые общечеловеческие законы - это скучно, неинтересно и серо, но истинная оригинальность - это возможность отличить плохое от хорошего, слушать собственное сердце, а не Мtv. По-настоящему великие люди не становились великими, плюнув кому-нибудь в лицо, или навалив кучку посреди дороги. А если ты покрасишь свои волосы в разные цвета, это абсолютно не добавит красок в твоей душе, и серость внешнюю ты поменяешь на серость внутреннюю. Так и в этом спектакле, за внешней маской протеста против общества и полного равнодушия к морали, кроется полное отстутствие внутреннего содержания.
Отмечу,что средства, которыми постановщики добиваются эпатажа самые разнообразные, но мне ,почему то, стало жалко ту 16-летнюю девочку, да и ее непутевого
мужа, хотя зал смеялся, так что я, наверное чего-то не понял (это сарказм кстати).
И в довершении всего, игра актеров меня откровенно разозлила. Нет, наверное существует такой жанр как импровизация, но тут ее просто не было, сплошные паузы и непонятные звуки, крехи в монологах главного героя, ну и ,как всегда, для оригинальности мат.
Я не ханджа, и не люблю судить, я высказал мое мнение и не пытаюсь быть объективным, но мне кажется, что если кому-то нравится такие спектакли, так пусть их играют в каких-нибудь театрах имени Чудных и Неформалов, но не в театре им. Комиссаржевской на Невском.

3
0
7
Наташа
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
21 января 2009

Жалко, что не прочитала о спектакле заранее, так бы ни за что не пошла..Грубо, некрасиво, оскорбительно для ушей...Да, многие наверное увидели в этом спектакле истинно философский, глубокий смысл, не может же "такое" играться просто так..наверно, но для меня этот глубокий смысл остался загадкой. Наверное спектакль был призван показать во всей красе суровую правду жизни, открыть зрителям глаза на то,что люди оказывается очень порочны..Но зачем??? Зачем, если такое происходит в жизни каждый день, за каждым углом, везде у всех на глазах?? Зачем это еще и играть? Спектакль своей "реалистичностью" доведен до абсурда. Очень неприятно слушать шуточки типа :"Дядя Ганс обещал подарить мне такие же кроссовки, если я у него отсосу", слушать крепкие словечки или смотреть, как главный герой, движениями руки показывает как он превратил шестнадцатилетнюю деву в не деву. Да, большинство из нас ругается матом, пошлит, но зачем выставлять это на публику, нести это в массы со сцены театра таким вот жестким образом?? Но больше всего меня поразили не сами актеры и спекталь (с этим все стало понятно с самого начала) а реакция зала на происходящее. Зал неистово аплодировал при слове "пи****сы" и т.п., а девушки заливались смехом от сцены, когда все та же шестнадцатилетняя девственница просила своего развратителя признаться ей в любви, а он ее посылал...Где же женская солидарность, милые девушки? Вобщем окультурилась я после этого похода в театр классно, теперь наврятли рискну пойти на осовремененный спекталь без совета знакомых.

3
0
1
Yigal Brown
5 отзывов, 6 оценок, рейтинг 0
22 ноября 2014

Жопа, а не спектакль. Не ходите, люди добрые. Люстра в фойе очень красивая, сходите на нее посмотреть лучше.

0
0
9
Татьяна
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 0
11 ноября 2013

Пронзительный спектакль с атмосферой хорошего рок-концерта. Большой подарок тем, для кого кинчевские строки "Мое поколение молчит по углам, мое поколение не смеет петь..." - не пустой звук. Спасибо, Александр Морфов!

0
0
9
ярослав пирогов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
3 июля 2013

Театр должен быть разный. Поэтому есть те, кому не понравилось. Это нормально. Спектакль играется уже семь лет (премьера в 2005). Но энергетика спектакля остается на высоте. Играют все с полной отдачей, приятно видеть, что актерам это нравится самим, этот драйв. Импровизации, шутки "на злобу дня". Секс, наркотики, рок-энд-ролл -это внешняя оболочка. Спектакль не про это. Просто есть бунтари которые на грани, маргиналы, одиночки. Это про них. Образ собирательный. Многие из них уже ушли, "сгорели". Музыка осталась. Для Александра Баргмана это характерный персонаж (Ваал такой же одиночка, не вписывающийся в рамки обыденного как Гамлет, Дон Жуан, Базаров), это своеобразный протест обывательскому, мещанскому, бюргерскому (у Брехта в первоисточнике так).
Особенно понравилось исполнение на бис.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все